Как обращаться к незнакомым людям? Сэр, сударь, барин, товарищ, гражданин...

Михаил Берсенев Михаил Берсенев Грандмастер Опубликовано 20.06.2010      73     7177     Распечатать

– Вас тут не было, молодой человек! Мужчина, вас тут не стояло!

Как часто приходится слышать подобные обидные слова в какой-нибудь очереди. Например, в поликлинике. «Вас тут не стояло!».

А откуда вы, горланящая эту фразу пампушка, знаете, когда у нас, мужчин, чего стояло и не стояло! Еще бы вообще ляпнула: «У вас тут не стояло, мужчина!» А где тогда стояло?! Получается, там. А где там? Один дискомфорт от вышеуказанных несуразностей в речи и подобного обращения. «Мужчина», «женщина» – все это как-то биологично и безлико.

Выходит, вопрос, как пристойно назвать незнакомого человека в нашей среде, да еще так, чтобы это было общепринято (как синьора/синьор в Италии, к примеру) требует разработки.

Приступим:

1. Сэр/леди

Пожалуй, наиболее известный вариант в англоязычных странах. Сэр да леди, да мисс, да миссис. Звучит, если честно, коротко и красиво. Но в нашем русском варианте даму сэра иначе, как «сэриха» не назовешь. А это-то как раз и не звучит! Да сбивает с толку. «Сэриха» – близко к женщине, участвующей в сыроделании. Нет, мне это вариант – «сэр», «сэриха» – представляется неловким, не нашенским.

2. Сударь/сударыня

Старинное обращение. Но оно уничтожено вместе с тем сообществом людей, которые так друг друга называли до октября 1917-го года. Кстати, у меня некогда был приятель, который слыл до мозга костей интеллигентом. Эрудит. Интересовался и реально любил тот слой аристократов, что главенствовал в России конца XIX, начала XX века. Мне даже казалось иногда, что парень больше жил в своем сознании теми временами, чем нынешними.

Была у него одна странная особенность, за которую некоторые индивидуумы желали подчас повозить его «фейсом об тейбл». А именно: он всех встречных-поперечных женщин называл не иначе, как «сударыня». Зайдем мы, например, в студенческую столовую, а у него даже повариха, что черпаком гнутым первое разливает – «сударыня». Парень так естественно величал женщин «сударынями», что всегда имел неизменный успех. Когда я рявкал «сударыня!», то девушки начинали меня опасаться, а его – нисколечко. Та же повариха шлепала в тарелку юного любителя аристократических кругов прошлого века самый увесистый шмат мяса. Хорошо, что друг отдавал мне этот кусок, потому как я требовал «делиться по-братски» пищевой добычей и умеренно при этом тряс товарища за грудки (то были голодные студенческие годы).

К сожалению, все эти «сударыни» плохо кончились. Приятель мой поехал на юг, где в ночном ресторане малость перебрал. Стал приглашать танцевать девушек местных качков-бандюков. При этом именовал девиц «сударынями», тискал их, чуть ли не стихи в их ушки начитывал. А ушки те привыкли слышать совсем другие словосочетания, чем «сударыня» и рифмы поэтов.

Девицам чрезвычайно понравилось такое непривычное для них обхождение. Но вот «качки» решили по-другому, и попросту «наваляли шибко умному молокососу». Побои те не прошли даром для мозга юноши, и «сударыня» была забыта, как нечто оскорбительное и травмоопасное в нашем обществе.

3. Товарищ

Данное приятное слово удивительно подходило раньше как к мужчинам, так и к женщинам, и даже к лицам неопределенного пола. Но теперь «товарищ» – тоже устаревшее понятие. Хотя каких-то двадцать пять лет назад это являлось основным обращением в нашей стране. «Тамбовский волк тебе товарищ!» – блестящее словесное клише, но – ушел «товарищ» вместе с товарищами в пучину истории. А жаль.

4. Барин/барыня

Согласитесь, вам будет приятно, если незнакомые вам люди станут величать вас «барином». Вот сидите вы где-нибудь в парке, лузгаете семечки под названием «Барин», а к вам подходит красивая девушка и томно просит: «Угости меня «Барином», барин!».

Или все то же самое, но назовут вас «барыней», коли вы – женщина. Скажет мужичок тогда вам следующее: «Барыня! Я – барин! Не желаете ли моего «барина» отведать, заделать маленького барчонка?»

Могут далеко послать такого барина, но не о том речь. Есть закавыка: все бы хорошо, да только не могут быть все «баринами» и «барынями». Такого не бывает! Потому как, ведь должен же кто-то и крестьянином быть, и матросом, и рабочим, и солдатом. Нет, вариант «барин – барыня» далеко не для всех и не способен стать общеупотребительным.

5. Гражданин/гражданка

Лучший вариант, как мне представляется. Мы ведь все граждане своей страны, а некоторые еще и других стран одновременно. Вспомним Маяковского: «Читайте, завидуйте, я – гражданин…» Вы скажете, что уж слишком официально это – называть незнакомых людей гражданин и гражданка. Прямо как сотрудники правоохранительных органов. Если мы стремимся к полицейскому государству, то «гражданин-гражданка» весьма соответствует духу подобной организации общества. Полицейское государство для России – не самый дурной вариант. В перспективе, возможно, мы и получим подобное общественное устройство, но не сейчас. Посему обращение «гражданин-гражданка» с «дальним прицелом» довольно перспективно.

6. Осел/курица

Используемое, но очень грубое, на первый взгляд, обращение. Однако если вслушаться, то в нем звучат и гуманные нотки. Любовь к братьям нашим меньшим – осликам и курочкам – делает сердце индивидуума мягче, человечнее. Но схлопотать по лицу при подобном обращении в нашем негуманном обществе очень даже реально. Поэтому при всей любви россиян к живности оклик: «Эй! Осел в красной кепке!» или: «Эй! Курица на шпильках!» неприемлем.

7. Человек!

Уверен, вы помните, как величественна эта фраза: «Человек – это звучит гордо!». Если незнакомые и видят в вас человека, они уже выделяют вас из огромного отряда млекопитающих. Но обращаясь так к другому, человек тем самым исключает себя из отряда людей. Вот в чем закавыка! На подобный шаг мало кто решится. Ведь даже самый жестокий, опустившийся тип считает себя человеком. Ведь это звучит гордо! Но – бьет по самолюбию и не станет общепринятым кличем.

Итак, мы видим, что с развалом исторических эпох рушатся и принятые в означенные времена паттерны обращения людей друг к другу. Не так давно миновало время «товарищей». А что же взамен предлагает дикий капитализм? Кроме связки «насяльника-идиоты» в исполнении Михаила Галустяна и Сергея Светлакова – ничего. Вероятно, в этот переходный период, вариант «гражданин-гражданка» представляется наиболее реальным.

Доброго вам здравия, гражданин и гражданка!

Теги: словообразование, речь, слова, юмор
73 комментария (посмотреть последние комментарии)
Как обращаться к незнакомым людям? Сэр, сударь, барин, товарищ, гражданин...(ostill, Shutterstock)
ostill, Shutterstock

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Культура, искусство, история»

Обсуждение статьи «Как обращаться к незнакомым людям? Сэр, сударь, барин, товарищ, гражданин...»

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 20 июня 2010 в 00:33   # Ответить 0 +1

    Псмит обращался как раз ко всем без разбору "Товарищ!". Таким образом он демонстировал свой демократизм вкупе с непризнанием сословной иерархии. Для меня же товарищи - те, кого я облекаю своим доверием и уважением, прочих же почитаю за граждан.
    Барина барином могут разве что его дворник или служанка величать. Помните: "Барин! Из Парижа!"
    "Человек" - это как "Человек! Почки один раз царице!" И ещё прищёлкнуть пальцами или побарабанить пепельницей о вазу с цветами. А то в два пальца свистнуть. Так только одна фарца себя ведёт. Пережиток барства в наихудшем понимании этого слова, когда слуг кликали попросту "люди".
    Но я, собственно, нередко использую обращение "человек/человечица" либо "Сын Адама/Дочь Евы" (как нарнийский Аслан). Ибо полагаю себя более высшим, нежели человек, созданием - вроде ангела или эльфа.

    • Михаил Берсенев Михаил Берсенев Грандмастер 20 июня 2010 в 21:17   # Ответить 0 +1

      Денис Леонтьев, а вам за "Сын Адама/Дочь Евы" не разу не попадало. Ведь не всякий такое поймет: скажешь ему "Привет, Сын адама!" а он тебе - ах так! так получи за это обзывалово в ЕВУ (по лицу).
      "Сын Адама/Дочь Евы" - оченно уж это непривычно и коробит.

      • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 21 июня 2010 в 02:29   # Ответить 0 +1

        Михаил Берсенев, Аслану вот не попадало, потому что он был лев. А мне тоже не попадает по известным причинам. Потому что Ева вообще-то ростом с 20-этажный дом и может целый линкор переломить об колено, словно французский багет.

        • Михаил Берсенев Михаил Берсенев Грандмастер 21 июня 2010 в 03:13   # Ответить 0 +1

          Денис Леонтьев, Потому что Ева вообще-то ростом с 20-этажный дом
          Фигась себе! Это после какого стакана по счету Ева делается такой большой-огромной-невероятной! Не верю в такую Еву!

          • Владимир Иванович Пресняков Владимир Иванович Пресняков Читатель 23 июня 2010 в 06:24   # Ответить 0 +1

            Михаил Берсенев, обычно такой рост виден из позы "щекой к паркету"

            Оценка статьи: 5

          • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 24 июня 2010 в 02:30   # Ответить 0 +1

            Михаил Берсенев, щас я вам эту Еву покажу. От она - ента коварная Ева гражданской наружности. Тут их даже две. Всего же существуют три Евы - Ева-00, Ева-01 и Ева-02. Разные левые типчики сообщают о якобы существовавших юинтах 03, 04 и 05, но здравомыслящий гражданин такие байки на веру принимать не станет.

            Работа Хидэаки Анно Neon Genesis Evangelion.
      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Дебютант 21 июня 2010 в 05:31   # Ответить 0 +1
        Выщипываем ошибки

        Михаил Берсенев, "нИ разу нЕ попадало"

        • Михаил Берсенев Михаил Берсенев Грандмастер 22 июня 2010 в 22:47   # Ответить 0 +1

          Сергей Дмитриев, дак в инете ошибки в чатах - привычное дело. Тут важно мыслю донести до человека

          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Дебютант 23 июня 2010 в 07:48   # Ответить 0 +1
            Увы!

            Михаил Берсенев, школьная безграмотность коробит,особенно в статьях на темы,подобные Вашей. Очепятки можно понять,но элмнт ошибок надо избегать и ,если случились,то извиняться,краснея как рак,а не ссылаться на "привычное дело" и не допускать хотя бы таких же в будущем. "ШЖ" и школа грамотности подзабытой. А мЮсля должна и подобающе оформлена,а не абы как.

            • Марианна Власова Марианна Власова Главный редактор 23 июня 2010 в 12:00   # Ответить 0 +1

              читать дальше →

              • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Дебютант 23 июня 2010 в 16:16   # Ответить 0 +1
                А разве надо?

                Марианна Власова, оставлять пробелы после запятых? Это я для сжатости текста. Буду постараться. Но косвенно Вы выгораживаете посконную безграмотность Берсенева. Я бы завёл в "ШЖ" ещё и должность корректора, чтоб он выискивал школьные ошибки в статьях и комментах, и тогда мы станем все грамотнее. Я всё-таки не врубаюсь в Вашу логику. Если указано на грамматическую ошибку,то имеет ли значение, где она допущена, в комментариях или в статье?

                • Марианна Власова Марианна Власова Главный редактор 23 июня 2010 в 21:56   # Ответить 0 +1

                  Сергей Дмитриев, статьи вычитывают редакторы, поэтому мы благодарны за указание ошибок в них, а вот критиковать грамотность комментариев коллег, я считаю, может только безукоризненно грамотный человек, не напрягающий других своими "играми" с текстом. И то - тактично.

                  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Дебютант 24 июня 2010 в 05:36   # Ответить 0 +1
                    Я считаю

                    Марианна Власова, что мы должны указывать на ошибки коллег, независимо от личной грамотности. "Не замечать ошибок" хуже, чем "критиковать грамотность комментариев коллег". Мы здесь судим-рядим в режиме свободной дискуссии (конечно,не на уровне студии Артёмки Лебедева) и языковые шалости вполне допустимы. "Игры с текстом" кого-то напрягают, а кому-то могут и нравиться, мне, например.Меня радуют не пресно-суконные, не рафинированные тексты многих коллег. Фактически здесь идёт переписка, обмен посланиями частного порядка. Я оставляю за собой право указывать на замеченные ошибки в текстах БОЛЕЕ тактично, "едва касаемо", в соответствии с лучшими рекомендациями Берсенёва и Ко, как обратиться к незнакомому блоггеру.

                    • Михаил Берсенев Михаил Берсенев Грандмастер 31 июля 2010 в 20:07   # Ответить 0 +1

                      Сергей Дмитриев, в соответствии с лучшими рекомендациями Берсенёва
                      Протестую! Моя фамилия идет через "Е". Берсенев.Прошу запомнить!

                      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Дебютант 1 августа 2010 в 06:47   # Ответить 0 +1
                        В чём же дело?

                        Михаил Берсенев, надо исправить на Ё или добавить Ь-Берсеньев, чем Вы лучше или хуже Арсеньева? Эти инсинуации, конечно, в шутку. На грядущее запомним,учКём.

                        Комментарий отредактирован 1 августа 2010 в 06:47

  • Тимур Шакиров Тимур Шакиров Дебютант 21 июня 2010 в 11:44   # Ответить 0 +1

    Забавно, в великом русском языке нет уместного слова для обращения к незнакомому человеку )
    Я сам предпочитаю начинать с "Простите".

    Оценка статьи: 5

    • Олег Ветер Олег Ветер Читатель 22 июня 2010 в 16:20   # Ответить 0 +1

      Тимур Шакиров,
      Есть. "Уважаемый" " Эй, Уважаемые! Подь сюды! Кто почище..."

    • Михаил Берсенев Михаил Берсенев Грандмастер 22 июня 2010 в 23:01   # Ответить 0 +1

      Тимур Шакиров, тут я не поддерживаю. Глядите: Простите - это как бы сразу извиняешься за что -то. За то, что спросить хочешь.
      Вот еслди вам человек в трамвае например наступил на ногу и простоял так пару остановок, а затем сказал - простите -сие уместно
      а с ходу простите - не за что!

      • Сергей Ивлев Сергей Ивлев Читатель 23 июня 2010 в 00:35   # Ответить 0 +1

        Михаил Берсенев, вы извиняетесь за то, что потревожили человека. Это уместно в любом случае.

        Оценка статьи: 3

        • Тимур Шакиров Тимур Шакиров Дебютант 23 июня 2010 в 09:36   # Ответить 0 +1

          Сергей Ивлев, Вот именно. Может человек думает о чём нибудь важном - а вы его дёргаете и чего нибудь от него требуете. Элементарный этикет.
          Кстати, вспомнился случай. С месяц назад подошёл ко мне у остановки мужик, и сказал: "Братан, есть 10 рублей - на проезд не хватает". А у самого в руке непочатый баллон пива, на который явно хватило ))

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Ивлев Сергей Ивлев Читатель 23 июня 2010 в 10:17   # Ответить 0 +1

            Тимур Шакиров, таких субъектов, как и всю братию "нищих" я посылаю куда-подальше вежливым ответом "Извини, у самого нету".

            Оценка статьи: 3

        • Михаил Берсенев Михаил Берсенев Грандмастер 31 июля 2010 в 20:00   # Ответить 0 +1

          Сергей Ивлев, а если хочется потревожить человека путем приложкения кулаков к лицу, то разве тут нужно извиняться!
          Так что не все так просто.

  • Ксения Печий Ксения Печий Профессионал 23 июня 2010 в 11:01   # Ответить 0 +1

    В фильме "Гараж": обращение "любезный", "любезная".

    Оценка статьи: 5

  • Ева Верховская Ева Верховская Читатель 25 июня 2010 в 09:07   # Ответить 0 +1

    Уважаемый Михаил Берсенев!
    По сути статьи - поддерживаю, проблема есть, и нерешённая. По изложению:
    "А откуда вы, горланящая эту фразу пампушка, знаете, когда у нас, мужчин, чего стояло и не стояло!" - отлично замечено. А дальше:
    "Еще бы вообще ляпнула: «У вас тут не стояло, мужчина!» А где тогда стояло?! Получается, там. А где там?" - это объяснение соли шутки. Для тех, кто сразу не понял. Абсолютно лишнее.
    Далее, о сударынях: пример Вашего друга дискредитирует невинное, в общем, обращение к женщине. Схлопотал-то он не за обращение, а за то, что "сударынь" лапал, как Вы изволили упомянуть. Всё-таки, приглашая сударыню танцевать, лапать её не следует, иначе весь смысл подобного обращения теряется, isn't it?
    О сэрихах: есть же повсеместно принятое "мэм", сокращённое от madam, как у бритов, так и в Новом Свете. Универсально, без определения возраста и положения дамы...
    Ещё Вы почему-то оставили за бортом обзора такие обращения, принятые у нас на Родине, как "браток", "зёма", "старый", "внучок" и "милок", а также "девочки" - в коллективе дам пенсионного возраста.
    Сама наблюдала такую сцену: стоит очередь (и я в конце её) за каким-то мясными продуктами (это было ещё в конце постперестроечного неисчерпанного дефицита), ближайшие по очереди к прилавку - две или три старушки. Влетает в магазин парень, молодой, обаятельно улыбающийся, что-то шепчет через прилавок продавщице, и та, зарумянившись и приосанившись, начинает его обслуживать, забыв о бабушках. Те закипают, по толпе проносится: хамство, молодёжь вырождается, и т.д. Парень поворачивается к возмущённой бабуле, смотрит ей в глаза долгим взглядом змея-искусителя и говорит негромко, но проникновенно: Мадам, вы не правы... В полной тишине змей забирает свой пакет с колбаской и выходит. Через пару минут все восхищённо выдохнули, и больше не единого слова о хамстве...
    У меня это грудное, с придыханием "мадам" до сих пор в ушах стоит.

    Оценка статьи: 4

    • Михаил Берсенев Михаил Берсенев Грандмастер 31 июля 2010 в 20:10   # Ответить 0 +1

      Ева Верховская, ох! Да, МАДАМ -это шикарно сказано. Парень тот молодец, умница. Но таких -единицы.

      • Марианна Власова Марианна Власова Главный редактор 31 июля 2010 в 22:14   # Ответить 0 +1

        Михаил Берсенев, а у нас в городе "мадам" - это обращение исключительно к торговкам-вьетнамкам...

        • Михаил Берсенев Михаил Берсенев Грандмастер 1 августа 2010 в 22:53   # Ответить 0 +1

          Марианна Власова, а ишо МАДАМ - это хозяйка борделя. А все одно, хоть вьетнамка, хоть хозяйка девиц легкого поведения но МАДАМ = РОмантично и винца охота испить при этом слове.

  • Анна Дуварова Анна Дуварова Мастер 27 июня 2010 в 15:37   # Ответить 0 +1

    ОГО...обращение осел и курица мне очень понравилось. Например, прийти на работу и директора назвать ослом. Наверное, дар речи потеряет, и придется мне новую работу искать!
    А так "опупенная" статья. С юмором

Посмотреть все комментарии (73)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт