1. «Робин Гуд» (Robin Hood) — На сегодняшний день — это 111-я по счету экранизация похождений легендарного разбойника из Шервудского леса. Самая масштабная и дорогостоящая из всех. По данным The Wrap бюджет нового фильма Ридли Скотта составил, ни много ни мало, 237 миллионов. И хотя представители Universal эти цифры опровергают, тем не менее, картина, открывающая в этом году кинофестиваль в Каннах, действительно обошлась своим создателям в кругленькую сумму… Часть которой, само собой, ушла в карманы оскароносных исполнителей главных ролей в этом грандиозном зрелище — Рассела Кроу и Кейт Бланшетт. Помимо них в ленте занято также много других известных актеров — это и Макс фон Сюдов, и Уильям Хёрт, а также Марк Стронг, Дэнни Хьюстон, Мэтью Макфейден и др. Великолепные пейзажи Туманного Альбиона, поражающие воображение батальные сцены и яркие характерные персонажи — вот чем пытаются привлечь зрителя в кинотеатры авторы «Робин Гуда». Что ж, пока что у них получается неплохо. И, несмотря на первые критические отзывы, отмечающие чрезвычайную схожесть последней картины Скотта с его же знаменитым «Гладиатором», мы всё-таки простим мастеру самоплагиат. Если, конечно, он удался.
2. «Непокоренный» (Invictus) — Очередная режиссерская работа легендарного Клинта Иствуда не впечатлила американскую аудиторию. История про первый, после падения режима апартеида, чемпионат мира по регби, проведенный на территории ЮАР в 1995 году. В главных ролях — суперзвезды Морган Фриман и Мэтт Деймон. Как известно, американцы не любят иностранное кино. И не любят, когда их кино повествует о событиях и людях, далеких от родных США. Поэтому кассовый провал «Непокоренного» не удивляет, как и полное отсутствие каких-либо наград (хотя и на Оскар, и на Золотой глобус лента Иствуда номинировалась). Вопреки всему, спортивная драма про, честно признаемся, не самый популярный вид спортивных игр, таки дошла до отечественного проката, правда, с существенным опозданием, что в век торрентов серьезно снижает шансы любой, даже самой раскрученной, ленты на серьезные сборы в кинотеатрах.
3. «Машина времени в джакузи» (Hot Tub Time Machine) — Вообще, мысль о том, что джакузи может перемещаться в пространственно-временном континууме, смехотворна по своей сути. Но это не мешает создателям этой комедии сконцентрировать весь сюжет вокруг этого дурацкого предположения. Судя по отзывам и скромным сборам на родине, вторая режиссерская работа Стива Пинка вышла так себе. Слишком много шуток ниже пояса, не очень вразумительный сценарий и откровенно слабый актерский состав, из которого белой вороной «торчит» великолепный Джон Кьюсак. Что он здесь делает? Скорее всего, просто отдыхает. Большинство критиков пришли от этого опуса в легкое недоумение, а самый известный из них, Роджер Эберт, был слегка шокирован частотой употребления в картине слова «fuck», но поставил ленте Пинка твердую троечку. Другими словами, с пивом потянет.
4. «Книга крови» (Book of Blood) — Поклонники жанра мистики и ужасов, возможно, помнят ленту 1990 года под названием «Сказки с темной стороны» (Tales from the Darkside: The Movie). Этот художественный фильм по мотивам одноименного сериала, состоящий по принципу «Калейдоскопа ужасов» (Creepshow), из 3-х новелл-страшилок, поставил режиссер Джон Харрисон. А теперь, спустя 20 лет работы на телевидении, Харрисон вернулся с экранизацией рассказа одного из культовых писателей, Клайва Баркера. Я не являюсь поклонником творчества этого уроженца Ливерпуля, но уважаю его за настырность и приверженность своему жанру. В отличие от Стивена Кинга, который больше давит на психологию и удивляет нестандартностью сюжетных ходов, Баркер предпочитает окунать своего читателя в дремучую мистику, обильно покрытую кровью и мясом. Впрочем, даже фанаты не сильно воодушевились «Книгой крови», отмечая красивые визуальные эффекты и множественные сюжетные нестыковки.
5. «Неудачники» (Micmacs a tire-larigot) — Жан-Пьер Жёне, один из визуальных экстремалов современного французского кино, разродился очередной буффонадой, в лучших традициях самого себя. После «Деликатесов», четвертого «Чужого» и «Амели», этот режиссер долго отсиживался в засаде, выстрелив в 2004 году неплохо принятой на родине (5 премий Сезар) драмой «Долгая помолвка». «Неудачники» — зрелище не «обыкновенное», поэтому неподготовленный зритель рискует впасть в прострацию, следуя дорогами неуемной фантазии автора. Французы (вспоминая Фюнеса и Ришара) всегда больше предпочитали не тонкий «английский» юмор, а откровенную клоунаду и уморительно смешные гэги. В этом плане Жёне — истинный сын своей родины.
6. «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop) — По-настоящему редкий гость на экранах — это кино документальное. А если оно к тому снято видеокамерой и рассказывает историю буйного английского любителя стрит-арта (уличное искусство, одним из проявлений которого является всем известное граффити), то встретить подобный опус в кино практически нереально. Так было до сегодняшнего дня. Самый модный арт-деятель Бэнкси снял документальный фильм, сыграл в нем главную роль и произвел некоторое количество шума на фестивалях в Санденсе и Берлине. Что это, фильм-шутка или способ доказать миру, что «на заборе пишут» не только хулиганы? Вопрос остается открытым.
7. «Женитьба» — Первоначально малобюджетная комедия Константина Селиверстова должна была выйти в широкий прокат еще 22 апреля, но что-то не срослось, и в итоге премьеру (если, конечно, релиз прошлогодней ленты подходит под это определение) перенесли почти на месяц. Питерский режиссер Селиверстов предпочитает снимать кино подчеркнуто натурально, без «лишней» эстетизации. Никому не известные актеры со следами столь же бесхитростного грима в рамках потрясающих своей скупостью декораций — вот примерный фирменный стиль этого автора. Псевдодокументальный жанр уже давно пользуется популярностью за рубежом (там он носит название mockumentary). Несмотря на очевидные преимущества и близости к народу, экономически подобные опусы себя редко оправдывают. Но то, что в кинотеатры попадают, радует.
Резюме: Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать легкую жизнь новому историческому блокбастеру Ридли Скотта. Единственным препятствием на пути «Робин Гуда» к верхушке кассовых сборов может стать дебютант двухнедельной давности, «Железный человек 2». Лично я не сомневаюсь, что широко разрекламированная костюмированная батальная драма (да еще и с Расселом Кроу! — на этом месте женское население планеты замирает) без труда пробьется в лидеры проката. И наглядно продемонстрирует, что суровые (и абсолютно реальные) просторы средневековой Англии тоже могут радовать глаз, не хуже новозеландских пейзажей из «Властелина колец» или нарисованных джунглей Пандоры.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...