Нет, в Западно-Задунайском крае всё не так страшно. Даже время здесь и то — не потеряешь. Потому что взамен его приобретешь такую массу впечатлений, что жалеть об утраченном даже и повода, поверьте на слово, не будет. А вот перед развилкой всё-таки остановиться придется. Чтобы определиться — а куда именно сегодня? Прямо, направо, налево… Куда ни поедешь, везде есть что-то интересное. То, что обязательно надо посмотреть. Чтобы потом не было мучительно больно по поводу того, что вот, близко же локоть был… А так и не укусил!
Так куда?
Для начала предлагаю на юго-восток, по направлению на Шарвар, в сторону Балатона, где почти на самой австрийской границе, километрах в 15 от Шопрона, есть небольшой посёлок Надьценк. Небольшой, но знаменитый. В нем расположена усадьба известной на всю Венгрию семьи графов Сечени. И о представителях этого славного семейства, наверное, надо будет как-нибудь рассказать. Так, чтобы с толком, с чувством, с расстановкой.
А сегодня… Сегодня — о Надьценке.
Владением семьи Сечени это место стало в самом начале XVII века. И всё вроде бы устраивало хозяев, что время от времени, и, как правило, летом, наезжали в своё имение из не такой уж и далёкой Вены. Так что почти полторы сотни лет ничего примечательного в Надьценке не происходило.
Но шли годы. Старые строения ветшали. В архитектуре какие-то новые веяния появились. Вот и решил граф Антал Сечени в середине XVIII века возвести в Надьценке что-то новенькое. Да не абы как чтобы. А замковый ансамбль в стиле барокко. И французский парк вокруг него. Решил и возвел. И посадил. Именно во французском.
Только недолго барочные формы ансамбля радовали глаза хозяев и их гостей. Уже основатель Венгерского национального музея — Ференц Сечени, перестроил усадьбу, приведя её фасад в соответствие с требованиями раннего классицизма. В результате над главным входом появился изящный балкон с ажурными кованными перилами.
А вот часовню, ставшую семейным мавзолеем, в 1778 году Ференц почему-то построил в стиле барокко. И такое несоответствие не понравилось уже его сыну — Иштвану, который пристроил к часовне классическое преддверие, дополнил её внешний облик дорическими колоннами, фризом, украсил фасад треугольным тимпаном, увил вход венками и лентами.
Но на этом Иштван не остановился. Он заказал проект расширения всего имения известному венгерскому архитектору того времени — Михаю Поллаку. И в 1838 году работа закипела.
Фасад здания украсили тосканские колонны, как бы поддерживающие балкон, надстроенный ранее над главным входом. Над высокими стрельчатыми окнами второго этажа появился широкий лепной барельеф-бордюр. А уже над ним — обрамленный выступающим ризалитом с треугольным тимпаном, тоже лепной, герб семьи Сечении.
Под прямым углом, с обеих сторон к главному зданию имения были пристроены два флигеля.
В восточном крыле имения были размещены вспомогательные мастерские, склады, кареты и… Самое главное! Табун.
Ведь Иштван Сечени, при жизни получивший неофициальный, но от того не менее почетный титул «величайшего из венгров», много сил приложил для того, чтобы провозглашенный им лозунг — «Венгрия не была, а будет!» — стал реальностью. У него немало заслуг перед страной. И одна из них заключается в том, что граф занимался… Развитием венгерского коневодства и конного спорта. Именно здесь. В Надьценке.
Как память о тех славных временах — могила одного из любимых жеребцов «величайшего из венгров», которую и сегодня можно увидеть в имении. Правда, она появилась значительно позже 1840 года, когда обновленный и расширенный замковый ансамбль был сдан в эксплуатацию.
В ходе модернизации имения были учтены многие технические новинки того времени. Здания оборудовали ванными комнатами, туалетами со сливными бачками, а газовое освещение работало не только в комнатах, но и в парке, который из французского превратился в английский. К специальному пальмовому дому, или по-нынешнему — оранжерее, строители подвели паровое отопление, с помощью которого обогревался пол и грунт.
В таком виде имение простояло чуть больше столетия. Почти до самого конца Второй мировой войны. Но в 1945 г. оно сильно пострадало. Практически полностью были утрачены мебель и уникальное оборудование.
Восстановление началось только в 70-х годах прошлого века. И продолжалось почти 20 лет. Зато сегодня результат — налицо. Имение семьи Сечени — Надьценк, является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В главном здании замкового ансамбля открыт Мемориальный Музей. На первом этаже которого можно ознакомиться с жизнью многочисленного семейства Сечени, а экспозиция второго полностью посвящена многогранной деятельности «величайшего из венгров» — графа Иштвана.
Но не только своим музеем знаменит Надьценк. Многие специалисты считают чудом садоводства высаженную ещё в 1754 году Анталом Сечени аллею мелколиственных лип, связывающую замок и семейную усыпальницу. Вдоль дорожки, протяженностью 2,6 километра, стоят 645 деревьев, каждое из которых достигает в высоту ни много, ни мало — 16 метров.
А ещё в Надьценке можно увидеть оригинальную часовню, построенную Миклошем Иблом. Говорят, что когда Иштван Сечени ставил задачу перед архитектором, он попросил его не устанавливать звонницу над входом, а то, мол, деревенские церкви такого типа сильно смахивают на гусынь, высиживающих яйца. Уж лучше колокольню пристроить к одной из сторон церковного здания. Миклош так и сделал. И сегодня в этом нетрудно убедиться. Было бы только желание.
Одновременно с началом реставрации имения, в 70-х годах прошлого века, в Надьценке был создан Музей паровоза. Если заглянуть в него, то можно не только посмотреть на железнодорожные вагоны разных типов — сцепы для перевозки древесины, товарные, пассажирские, но и сесть в последние. Чтобы проехаться по действующей узкоколейке. До самой конечной станции — Фертёбоз. А от неё уже пешком подняться к ротонде «Глориетт».
Только не забудьте, что саму ротонду тоже надо бы осмотреть. Ведь она — изумительный образец венгерской классической архитектуры. А то мало ли, забудете…
Чему лично я, впрочем, не сильно и удивлюсь. Ведь вид от ротонды открывается такой, что дух захватывает. Где-то там, на самом горизонте, просматриваются силуэты Штирийских Альп, а рядышком, через густые заросли камыша, поблескивает водная гладь озера Фертё. Того самого озера, которое заслуживает отдельного рассказа…
Константин Кучер, vtoraja storona elektrovoza so slovami ( pochti kljatvu ) - Budem smelumi, shtobu staty velikimi ! Fotografii sdelanu v Soprone.
0 Ответить
Светлана, видите, и Вы мне что-то новое про Шопрон рассказали. Я так вообще не помню железной дороги в Шопроне. Мы везде - и по окрестностям, и в Секешфехервар, и в Будапешт ездили на автобусах. Только в Гёдёллё и Сентедре - на электричке.
А какая ж/д линия идет через Шопрон? Будапешт-Вена?
0 Ответить
Помню, помню... Очень красивое и запоминающееся архитектурное сооружение Будапешта. Перед въездом на него лежат львы, которые за всю свою львиную жизнь пока ещё ни на кого не зарычали!
0 Ответить
Константин Кучер, v 2011 godu 220 let so dnja rozdenija grafa Szechenyi Istvana i blagodarnuje vengri v ego chesty razukrasili odin samuh bustruh elektrovozov firmu GYSEV.
0 Ответить
Светлана... А ведь Надьценк на боку электровоза - очень даже узнаваем!!!
0 Ответить
Константин Кучер, a na vtorom boku - most Szechenyi v Budapeste.
0 Ответить
Красивые места, заинтересовали. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тем более, Владимир... От Вены-то. От 60 до 80 км, в зависимости от маршрута. Всего ничего. Меньше часа езды по хорошей дороге.
0 Ответить
Красивое место.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот они, Ольга, мне и запомнились...
0 Ответить
... а часть и сегодня используется по прямому назначению.
0 Ответить
А че у коняшки так грязно. Уж могли бы и стойло в порядок привести.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Зато сама лошадка - какая чистенькая. Аж блестит!!
0 Ответить
Челка у лошадки прикольная. Кооостяяя, ну че там такое с красненьким?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
На части площадей конюшни нынче размещена экспозиция Мемориального Музея...
0 Ответить
Константин, а на стене-то красота какая. А вот что-за штучка с красненьким чего-то я не поняла. Для пассажира? А на заднем плане зеркало чтоли?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот эта, посредине левой трети снимка?
Так Лариса!!! Посмотри внимательно. Да это что-то типа нашей двуколки, только украшенное и облагороженное на европейский лад. Как Опель-Адмирал супротив нашей Жиги...
А запрягали в неё, видимо, пару лошадок. Которые ставили справа и слева от дышла. Черное такое длинное. Внизу "двуколки", под "красненьким".
А сзади, на стене, - окна. Просто день солнечный.
0 Ответить
Ну насчет этого "черненькое" , "красненькое" - я поняла. А окна - это не окна. (вот завернула - чисто женская логика) Я тебе про другое. Окна-то я вижу. Там чего-то другое блестит за эти Опелем.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Слушай, сразу так, с ходу и не отвечу. Похоже, что это не на стене. А позади сидений "двуколки". Но для чего эта штука? И зеркало ли? Может такой же металл (типа жести), которым впереди прикрыты ноги кучера? Видишь, впереди тоже серебристый металл, но чуть поменьше размером, чем тот, что сзади? Может, сзади - тоже легкий металл, но просто более качественно отполированный?
Попробую уточнить и разобраться. Если что узнаю - черкану.
0 Ответить
Да про маленькое серебристенькое я поняла. А вот большое - мне кажется это не может быть металлом, пусть и реально отполированным. Ты глянь - в нем же эта комната отражается.
Когда коту делать нечего...- Это я про себя. Вот привязалась к тебе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нет, Лариса, ничего, всё в норме. Просто ответа на вопрос пока нет. Удастся уточнить что - сразу же отсемафорю. Хорошего дня!
0 Ответить
Лариса!!! Оказывается, это - не металл. Это стекло экспозиционной витрины, в которой выставлены образцы украшения саней, экипажей и лошадей. Стекло отражает свет и получается что-то похожее на зеркальную поверхность.
На вопрос мне помогла ответить Светлана Стасюк.
0 Ответить
Константин, ну теперь моя душенька спокойна. Женское любопытство удовлетворено.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Могу конечно еще докопаться (пытливый женский ум), но не буду тебя и Светлану напрягать. Она скорее всего не знает.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Восточное крыло имения. Знаменитые конюшни графа Иштвана Сечени.
0 Ответить
...до фамильной усыпальницы семьи Сечени.
Сейчас в двух рядах аллеи 645 деревьев, каждое из которых достигает в высоту 16-и метров.
0 Ответить
Константин, божественно красивая аллея! Так и манит пройтись... Представляю, что там творится во время цветения липы. Наверное, стоит пчелиный гул, как от работающей техники!
0 Ответить
Так оно, наверное, и есть, Ирина.
Просто, чтобы всё это не только увидеть, но и услышать, надо приезжать в Надьценк не на час-другой, а с запасом времени. И идти по усадьбе не торопясь и не поглядывая на часы.
А как дойдёт черёд до аллеи и почувствуете, что усталость своё берёт... Как ни как, всё же почти три километра! Почувствуете - устали, так оглянитесь. Где-то рядом обязательно должна быть вот такая, мраморная скамейка. Присаживайтесь. Сидите, смотрите, слушайте и чувствуйте себя графиней Сечени...
0 Ответить
Чудо европейского паркового хозяйства. Высаженая ещё в 1754 году Анталом Сечени аллея мелколиственных лип, что протянулась на 2600 метров. От самого имения и...
0 Ответить
Один из "экспонатов" Музея Паровоза...
0 Ответить
Константин, и сколько их там всего?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сложный вопрос, Лариса...
Судя по экспозиции - 4. Плюс ещё тот рабочий, который ходит от Надьценка до Фертёбоза.
0 Ответить
По тексту статьи больше места для фотографий не осталось, но может кому будет интересно. Вот такая в Музее паровоза экспозиция...
0 Ответить