По утверждению коллекционеров «двойной орел» образца 1907 года дизайна Огастаса Сент-Годенса — не просто произведение искусства, а настоящий шедевр. Но почему же все-таки, из многих тысяч монет, отчеканенных американским казначейством, самой дорогой признана одна единственная, которую, строго говоря, даже к деньгам можно причислить с большой натяжкой?
Золотые деньги появились в США в середине XIX века. В то время золота в США хватало, и полновесный доллар быстро стал эталоном стабильности. По требованию конгресса на всех американских золотых чеканилось изображение орла. Первой увидела свет монета номиналом 10 долларов, которую «орлом» и прозвали.
Месячным доходом в десять долларов в те годы мог похвастать далеко не каждый американец. Более мелкие монеты, достоинством 5 и 2,5 доллара получили наименование, соответственно, пол и четверть «орла». Естественно, выпущенный в обращение в 1850 году двадцатидолларовик назвали «двойным орлом».
Золотые «орлы» летали по Америке до 1933 года. Со временем, из-за инфляции и экономических трудностей, их полет пришлось прервать. Большинство населения практически прекратило использование дорогостоящих монет в качестве средства обращения, американцы копили золото «про запас», покупая увесистые желтые кружочки значительно дороже номинала.
В 1933 году президент Франклин Рузвельт издал исторический указ № 6102, фактически поставив золотые деньги вне закона. Их надлежало в обязательном порядке обменять по номиналу на бумажные банкноты или не золотые монеты, накопление и владение золотыми «орлами» всех номиналов было объявлено преступлением, карающимся крупным штрафом, и даже тюремным заключением на срок до 10 лет.
Указ появился довольно внезапно, внеся сумятицу в плановую и неспешную работу казначейства по чеканке золотых монет. В 33-м их успели наштамповать 40 тысяч штук, но в обращение так и не выпустили. Ненужные больше никому тысячи «двойных орлов» решили переплавить в слитки, что и сделали с оформлением необходимых документов.
Как выяснилось позднее, в казначействе нашелся чиновник, который не согласился с мнением президента и непосредственных начальников. Главному кассиру монетного двора Джорджу Маккану пришла в голову пророческая мысль, что неудавшийся тираж в будущем сможет принести нешуточное богатство, если сохранить от уничтожения ограниченное количество монет. Задумка удалась, и несколько «двойных орлов» бесследно исчезли.
По крайней мере, так казалось на первых порах преступнику и его сообщникам. Как вскоре выяснилось — всего лишь казалось. Наверняка в огромной стране мысль припрятать золотые в обход президентского указа пришла не в одну «светлую голову». Спецслужбы, мобилизованные правительством, «рыли землю» в стремлении выявить злоумышленников, вознамерившихся «въехать в рай на чужом горбу». За семь последующих лет бдительные «американские чекисты» — агенты ФБР выследили, нашли и изъяли почти все монеты, украденные Макканом.
Почти все, кроме одной. О ее судьбе — в следующей статье…
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...