Красная площадь в Москве очень похожа на российскую «красну девицу». Тот, кто на ней побывал, не забудет ее никогда только потому, что она реально одна такая красная. Я часто бывал здесь в детстве, а позже и вовсе почти каждый день, так как учился в институте в паре-тройке сотен метров от Кремля на Никольской улице!
Пяток дней назад я поразился, целенаправленно обратив внимание, насколько изменилась атмосфера на Красной площади, и как переменились люди, что ее посещают. Я сравниваю ее, нынешнюю, с той, что была раньше, почти двадцать лет назад. Признаюсь, поведение некоторых людей на Красной площади, которое я увидел в мае 2010 года, меня поразило, ибо оно невозможно было почти два десятка лет назад. Невозможно!
Я стреляю взглядом сквозь время в новейшую историю. Начало 90-х годов. Мы с моим приятелем и двумя сокурсницами, студенты 1-го (а может, и 2-го) курса выходим из Историко-архивного института на Никольской и топаем в который раз на Красную площадь. Такой же теплый месяц май глядит в окна горожан. В те годы очереди за продуктами и сигаретами по талонам были делом привычным и повсеместным. Нас этим не удивить. Но то, что мы увидели на Красной площади, поразило даже наше юное, но крепкое воображение.
Подобно сверхъестественному, античному питону-гидре струилась, извиваясь, очередь из серых людей по серой брусчатке. Голова питона-гидры исчезала в мавзолее. Я помню, весь «питон» выглядел безликим, одноцветным. Тогда выбор одежды все еще был невелик в наших магазинах, и люди носили невероятное количество серых и темных вещей. Да и сам я надел тогда темные брюки и мышиный пиджак от известной в СССР фабрики мужских костюмов «Большевичка». Итак, мы, студенты, присоединились к хвосту очереди.
Я помню, как много было солдат охраны со стороны ГУМа. Вдоль очереди также прохаживались милиционеры в темно-синих рубашках и фуражках. Они все — и солдаты, и милиция, и тайные агенты в штатском — внимательно следили за нами, то есть за москвичами и гостями столицы, что пришли посмотреть на забальзамированное тело Ленина. Серые тучи в тот день тяжелыми гирями нависли над серой брусчаткой, над серыми людьми в серых одеждах. Никто не галдел, не хохотал, не сквернословил. Мы в глубине мозга прятали мысль, что шаг вправо, шаг влево — расстрел. Если устал стоять — терпи. Или отрывайся от тела «питона» и дуй домой.
Вокруг шныряли корреспонденты западных телекомпаний с огромными телекамерами. Что запомнилось: операторы! Эти заморские пижоны, как назло, напялили на себя просторную, яркую одежду. Легкие разноцветные ветровки, высокие кроссовки с белыми шнурками. А девицы-репортеры гарцевали рядом в летящих платьях, остроносых туфлях и ярких ботиночках на толстой платформе.
Одна из них тогда подошла к нам, юным студентам, и стала задавать вопросы: «А почему вы сюда пришли?», «Понимаете ли вы, что стоите в очереди, чтобы посмотреть на тело давно умершего человека?» и прочее.
Мы стали отмахиваться от француженки и ее яркого оператора (они были сотрудниками какой-то национальной французской телекомпании), как от заморской мухи. Мало ли куда политика в стране могла, в который раз, повернуться! А тут мы со своим интервью. Еще «выпрут» из института. Не для того мы зубрили талмуды, чтобы по политической линии быть отчисленными. Итак, когда мы отмахивались от приставучих уроженцев родины Наполеона, милиционеры и солдаты с неодобрением глядели на наши махи, ибо любые лишние движения на Главной площади страны не приветствовались, мягко говоря. Очередь тогда мы отстояли, Ленина увидели и тихонько покинули серую брусчатку площади. Все делалось тихо, неспешно.
Прошло почти двадцать лет. Вторая половина мая 2010 года. Я на Красной площади. За минувшие годы я, конечно, не раз здесь бывал, но почему-то не обращал особого внимания на перемены именно в ее атмосфере. А тут выдался яркий, ослепительный день. Жара аномальная. Никакой серости, как двадцать лет назад! Толпы москвичей, гостей столицы, иностранцев. Все одеты в яркие, пестрые летние одежды. Женщины в летящих платьях с глубокими декольте, некоторые и вовсе в полупрозрачных топиках.
Мини-юбки почти у каждой второй, на мужиках белые штаны (я и сам в них). Я пригляделся: и как этих девиц с голой, почитай, грудью допустили на площадь! А вот еще сорванцы: явно студенты начального курса (как мы двадцать лет назад!) внаглую завалились на брусчатку и отдыхают, что-то жуют, попивают «Колу»! Они лежат на брусчатке и кайфуют, что раньше было категорически запрещено! Эти юнцы уже ничего не боятся: ни пулеметной очереди над головой, ни быть задержанными и упрятанными в «обезьянник». Детишки плюхаются на покрытие Красной площади попками и родители их непрерывно фоткают!
Молодые девчонки и юноши горланят во все (!) горло какие-то песни и никто им руки не крутит, штрафов не выписывает. А еще одна компания из ребят меня и вовсе поразила: они подняли своего самого мелкого товарища и прямо на Главной площади страны стали швырять его в воздух и ловить, то есть качать! И при этом галдели на всю округу! Я поразился: а где же милиция? А милиционеры показались еще более неземными: мало того, что они теперь одеты в яркие и чистые сорочки (не темно-синие, как 20 лет назад!), так еще они стали демократичны! Типа: «Шумите, ребятки, валяйтесь, жуйте, туристы. Только не нарушайте общественный порядок!»
И подобная лояльность в сердце России! О, времена! О, нравы! А еще — жара и всюду фонтаны. Некоторые, да нет — многие несознательные граждане лезут в фонтаны в том же Александровском саду Кремля! И никто их за это не штрафует, не гоняет! Подход демократичный, типа: «Жарко, ребятки? Освежитесь в фонтанчике! Это же ваша страна и ваша вода бьет из-под земли через причудливые скульптуры, чтобы одарить прохладой в сей жаркий день». Мы такого отношения и не чаяли двадцать лет назад. Обидно!
С роем вышеизложенных открытий я оказался стоящим прямо на нулевом километре нашей необъятной страны. Это совсем рядом с Историческим музеем на Красной площади. Отсюда идет отсчет всех основных транспортных магистралей. Это очень символично. Из Кремля, с Красной площади, с «нулевого» километра начинались реформы Горбачева. Мы так и двигаемся теперь исторически с означенной «нулевой» точки. И именно с Красной площади. Куда — покажет будущее. Но за нынешнюю Красную площадь мне радостно — поменялся ее дух. Стала иной на ней атмосфера. Яркие люди, громкие, шумливые, смеющиеся. Все хорошо и празднично вроде бы, но…
Но все же, не пора ли «завернуть гайки» и наподдать силой закона нарушителям за галдеж и сильно откровенные декольте на Главной площади страны? А то обидно, однако, что двадцать лет назад все было намного строже для нас, таких же юных и развеселых. Я — не реакционер, но хочется все-таки сказать девице, что с глубоким вырезом загорает на кремлевской брусчатке, строчками из сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца»:
А полезешь на рожон
Выну саблю из ножон!
Ты хотя мне и подруга
Но порядок быть должон!
Нас водили на принятие в студенты Историко-архивного и на выпуск
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, а я недавно подошел к дверям нашим МГИАИ. Фунциклирует еще корпус! Поглядел на табличку. Студенты входят-выходят. Эх, были времена...
А потом потопал в ГУМ.
0 Ответить
Михаил Берсенев, явилась любимая сетенция. Приближённый Гитлера военный, рассматривая фото советских полководцев, завидовал одухотворённости их лиц. Немецкие генералы "в этой номинации" безнадёжно проигрывали. Вот той одухотворённости Вы и не нашли в лицах на совр. Красной площади. Посмотрите наугад Трепортаж их Китая: Вы сразу заметите разное "общее выражение лиц" массовки там и на Красной площади. Вы прошлись по серости тогдашних одежд, черноте и тёмности, не учтя модных волн. Почему же сейчас так люб чёрный цвет (если его можно назвать цветом?) автомобилей?. И. Сутягин вспоминает, как ему надоел серо-чёрный цвет одежд в зоне и как он обрадовался многоцветью на воле.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, а черный цвет для автомобиля просто практичен. Да и фильм "Люди в черном " один из самых популярных. нет, черное - это символ таинственной силы.
0 Ответить
Михаил Берсенев, Но я ещё поищу точную цитату И.Сутягина. Я целый день слоняюсь по парковке и к чёрному цвету авто сформировалась устойчивая идеосинкразия. Весь спектр от чёрного до белого,вкл., серебристый потому так уныл и пресен, что в нём нет цветов радуги с мини- до макси- дозе. Что ж практичного в этом чёрном? Ох, уж эта практичность! Дизайнер-идеолог от Порше тоже был (и есть?) ярым противником чёрных авто. Да и по безопасности чёрный цвет "не катит" по сравнению с др. цветами.
П.С.,т.с. : Нашёл-таки. Корр. "Какие у Вас были первые впечатления после выхода из тюрьмы?" И.С. :" Я вдруг почувствовал, что вновь начинаю видеть цвета. В тюрьме постоянно чёрная одежда. Здесь я принципиально стараюсь, чтобы одежда была светлая". Вот до чего доводит "практичный" чёрный тюремный цвет.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А у капитана Алекса Роу был чёрный корабль и сам он одевался в чёрное.
0 Ответить
Денис Леонтьев, для страшилок. Мы же толкуем об обиходе, о повседневности: что нас напрягает и нас охмуряет. Ко многому притерпелись, считаем, что так и должно быть. О комфорте ощущений подумать недосуг, о переменах в повседневном окружении тоже. Это всё как бы по остаточному принципу.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, чёрный внушает уважение. Создаёт психологический эффект. Пусть подавляющий. Но это тоже кому-то нужно. Кстати, и опричники Малюты Скуратова, и тамплиеры, и иезуиты одевались в чёрное.
0 Ответить
Денис Леонтьев, в чёрном. Уважухи и подавления не надо много, только для оттенения. В этом смысле коричнерубашечники были прогрессистами. ... Мы на грани фола от темы. Пишите статью о цветовосприятии, о визуальном, архитектурном насилии и о рекламе на ТВ.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, пожалуйста, на ТВ. Популярные сериалы. Какого цвета фургон Команды А? Какого цвета KITT Майкла Найта? Кстати, его антагонист KARR был всего лишь серо-голубым... Какого цвета маска и плащ Зорро? Какого цвета фрак Фандорина?
Нас в детстве страшной силой пытались отвадить от историй типа "в чёрном-чёрном городе была чёрная-чёрная улица..." А мы ни в какую! То есть нас это привлекало, или я не прав? Всем прививают эстетические вкусы с малолетства, однако народ an mass на чернуху падок!
0 Ответить
Денис Леонтьев, это наз. "массовый психоз". Кого на что несёт: я повторюсь, кого на джинсы, кого на "чайные ситечки". А на ТВ пресловутые как их? блокбастеры это сугубо НЕ искусство. Это жУвачка на время сеанса. Когда нечем по существу "прошибить" зрителя, прибегают к "взрывам и пожарам", к чёрному. К этому пойлу прикормили, как тлю, и делают бабки, изощряясь в ужастиках.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, ну, положим, Команда А делает добрые дела. Потом, один из её участников - негр. Какого цвета негр? Дипломаты - не сказать чтоб злодеи. Но в чёрных фраках. Выпускники выходят получать дипломы в чёрных мантиях. Монахи тоже в чёрном. Да и вообще в чёрном нередко ходят положительные персонажи. А противники Бэтмена, кошмарнейшие отморозки - все как один клоуны. А у Кинга помните клоуна? Да и Фредди Крюгер довольно яркий - красный в зелёную полосочку.
0 Ответить
Денис Леонтьев, "Какого цвета негр?" ну не черного.
0 Ответить
Кстати, а что это мы тут делаем? Переключаемся-ка на тему статьи.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, чёрный всё же производит впечатление.
Потом, во что, спрашивается, одевается любой порядочный дровецкий? В голубое в розовую крапинку?
0 Ответить
Денис Леонтьев, в чёрном фраке // Элегантный как рояль."
Чёрный имеет традиции в одежде в обрамлении белого и это неоспоримо. Полисмены в США в чёрной униформе, - это обязывает и дисциплинирует. На фоне прочего разноцветья они выделяются. Но заливать чёрным большие площадЯ автомобилей это злоупотребление. "Впечатление он,конечно, производит", только вот какое?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А вот вам Зелёная площадь. Вся засаженная коноплёй. Можно бесплатно рвать и пихать по карманАм. Эта мне нравится больше всех прочих ^^
0 Ответить
И вот.
0 Ответить
А вот альтернативная Красная Площадь. Помните анегдот: "На Жёлтой площади беседуют два китайца..."
0 Ответить
Михаил Берсенев, стареем, батюшка! Начинаем раздавать платочки юным девицам для прикрытия стыда и соблюдения благолепия. Этак скоро до чадры докатимся!
0 Ответить
Марк Блау, да уж сейчас не всегда и фиговым листочком стыд прикрываю, так сказать, образно. Поправлю Вас: не молодеем мы, однако.
0 Ответить
А полезешь на рожон
Выну саблю из ножон!
Ты хотя мне и подруга
Но порядок быть должон!
А в ответ услышите:
"Ну, случайно, ну шутя
Сбилась с верного путя,
Так ведь я - дитя природы,
Хоть дурное, но дитя!"
Не надо брюзжать,Михаил, все будет хорошо!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
alfia lambert, брюзжал и брюзжу потому и бурундю
0 Ответить
А это моя Асакура на Красной площади. Гостья из далёкой Японии с любопытством взирает на главную площадь столицы столь необычной страны.
0 Ответить
Денис Леонтьев, Асакура -школьница или просто маленькая девочка? Что за интересная игрушка?
0 Ответить
Михаил Берсенев, да, в Японии такая школьная форма, называется сэйлор-фуку.
0 Ответить
Денис Леонтьев, сэйлор-фуку - карсиво звучит даже! И нарядная.
0 Ответить
Михаил Берсенев, что нарядная - это точно. Я неоднократно поднимал вопрос, насколько подходят к школьной форме для девочек голландские воротники.
А одежда для физкультуры у японских школьниц - совсем как у наших в советское время, белые маечки и синие трусики с белыми лампасами.
0 Ответить