• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Заповедные зоны Москвы. Что поражает в Коломенском?

Первое, что царапнуло глаз, — таблички с адресами на многих исторических зданиях. На Колокольне Георгия Победоносца храмового комплекса — конкретный адрес: «Проспект Андропова, 39». Смотрится, конечно, довольно необычно, даже диковинно.

А на красивейшей Церкви Вознесения Господня кому-то позирует девчонка. В мини-юбке, задрав ноги, но народ проходит мимо, спрятав улыбку и без тени раздражения. Таковы причуды нашего времени.

Москва = Кремль, так сложилось в обыденном сознании. Но в Москве столько удивительных мест, куда гости едут в последнюю очередь, если добираются вообще. Между тем, то же Коломенское — охраняется ЮНЕСКО.


Само место населено издавна. Не удивительно: место уж больно хорошее, на высоком, даже крутом берегу Москвы-реки. Плюс — чудодейственный ключ, бивший в этом месте. Когда-то, в ранний железный век, здесь было Дьяково Городище, где обитали финно-угорские племена.


Удивительна природа, не менее удивительно то, что «в ней» скрывается. В Голосовом овраге (Волосовом, Велесовом) находятся сакральные камни — Гусь-камень и Девин-камень. Городских легенд, связанных с этим оврагом, не счесть — еще со времен монголо-татарских нашествий. Все легенды связаны с зеленым туманом, который по-разному, но сильно воздействовал на людей (даже на советского милиционера). А еще одна легенда утверждает, что под церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи, которая стоит на берегу оврага, хранится знаменитая Библиотека Ивана Грозного. Но и без легенд, зеленого тумана, аномалий, мистики и загадок в Коломенском бездна интересного.

Само село, по преданию, было основано жителями Коломны, бежавшими от войск Батыя. Хотя есть и другие точки зрения, например, что название идет от слова «коломище», что означает — захоронение, и связано это с памятью о древних племенах с их могильниками. А первое письменное упоминание о Коломенском — 1339 год, в завещании Ивана Калиты перед поездкой в Орду.


А может быть, удивительная атмосфера этого места сохранялась еще и потому, что Коломенским часто владели женщины. Сначала Владимир Серпуховской передал его своей жене Елене Ольгердовне, потом оно часто переходило от свекрови к невестке, по женской линии. Владели им первая и вторая жена Ивана Третьего (Мария Борисовна и византийская царевна Софья Палеолог), затем — жены Василия Третьего.

Самая знаменитая, самая красивая церковь здесь была выстроена по повелению Василия III. Очень хотел наследника великий князь, молился о чадородии и дождался сына — Ивана Грозного. (Здесь историки спорят — храм моленный или благодарственный, но факт остается: и молились, и наследник не заставил себя долго ждать). Василий III взял на себя «грех двоеженства», прошел через епитимью, чтобы жениться на Елене Глинской, посадил противников этого брака в темницы (в том числе — Максима Грека). Дело оставалось за малым — вымолить и родить наследника, что великокняжеская чета и сделала.

Загадочный зодчий

«Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в Коломенском… Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго стоял ошеломлённый». (Гектор Берлиоз, французский композитор XIX века)

Церковь Вознесения Господня — исключительной красоты храм и уникален, как первый каменный шатровый в России. Возведен в Коломенском в 1528—1532 годах итальянским архитектором, которого в России называют по-разному: и Петрок Малый, и Петр Малой Фрязин (но, возможно, это разные люди). Итальянское же имя его, по некоторым исследованиям, было Пeтр Франческо Анибале, и именно его папа Климент VII отпустил в Россию по просьбе Василия III. К сожалению, ничего о нем достоверно не известно, даже с именами путаница, не говоря уже о биографических сведениях.

Предполагается, что Петр Малой прибыл в Россию от папы вместе с русским посольством, принял православие, женился, построил множество архитектурных шедевров. Авторство храма в Коломенском, кстати, часто оспаривается, а вот то, что он же построил стены Китай-города в Москве — известно точно. А также потайные комнаты, соединяющие их с царскими покоями в Кремле.

В некоторых источниках указывается, что именно поэтому он бежал из России — страшно знать тайны властителей. Существовало даже «розыскное дело о побеге Петра Фрязина в Ливонию». Пишут, что там его схватили, хотели вернуть обратно великому князю, о дальнейшем история умалчивает. По крайней мере, с 1539 года о нем нигде никаких упоминаний. Это если Петр Малой и Петрок Малый — одно и то же лицо. Но путаницы, точнее, разнообразных гипотез, здесь много. Возможно, и жив остался итальянец — еще по одной версии, нужным людям выдавалось что-то вроде охранных грамот вместе с прощением. А пока все, что связано с ним — загадка.

А жаль — великолепный был архитектор. Тот, который построил храм-шедевр в Коломенском, кто бы он не был. Эту церковь в старину сравнивали с горящей свечой, в советское время — с ракетой, не удивительно — такая устремленность ввысь, сама по себе — вознесенность.

Коломенское-заповедник

Кто только не останавливался в Коломенском! Любил там бывать Иван Грозный. Не один день там провел Лжедмитрий. Крестьянское войско Ивана Болотникова тоже не прошло мимо, там и был лагерь.


В дальнейшем история Коломенского была связана с царями Михаилом Федоровичем и, особенно, с Алексеем Михайловичем. Каждое лето Коломенское превращалось в роскошную царскую резиденцию. Был там и свой царский дворец, называемым современниками «осьмым чудом света». Посол иранского шаха восхищался этим дворцом, а иранские придворные знали толк в дворцах. (Но «осьмое чудо» не сохранилось).

Чего там еще только не было: Кормовой, Хлебный и Сытный дворы, Полковничьи и Приказные палаты, Медоварня, Стряпущая, Кислошная («кислые шчи» — это особый шипучий напиток, типа кваса), Скатертная палаты. Сохранилось не слишком много, но все, что найдено, отдается в музейные разделы. Чего там только не было, и не только радостное: познало Коломенское и народные волнения, и казни… И это помнится. Множество легенд связывает Коломенское и с Петром Первым.

Российский Вифлеем, Коломенско село
Которое на свет Петра произвело…
Младенца, коего ты зрело в пеленах,
Европа видела на городских стенах…

(А. Сумароков)

Сейчас из Архангельской области многое перевозится, даже Домик Петра Первого (теперь тоже музей). Восстанавливается, обретает новую жизнь. Музей деревянного зодчества под открытым небом.

И действует Храм Казанской иконы Божией Матери — старинный, почти ровесник Церкви Вознесения Господня, красивый, с чудотворной Державной Иконой Божией Матери.

Но это уже — отдельная история. А еще Коломенское — просто чудесный парк, одно из самых красивых мест в столице над Москвой-рекой и рядом с одноименной станцией метро. Но — совершенно другой мир…

Статья опубликована в выпуске 9.07.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галя, по-моему, Коломенское стало какое-то неровное - ты это точно подметила. Деревеньку-куда-то снесли, остались три деревянных сооружения, чтоб пробраться, надо искать калитку, нам надоело искать, мы через заборчик сиганули... И еще режет глаз пище-торговая улица, вся похожая на развесистую клюкву

    Оценка статьи: 5

  • Всегда мечтала там побывать. Спасибо, Гал, за интересный рассказ.

    Оценка статьи: 5

  • "Кислые щи" институтки у Чарской любили, им их швейцар доставлял контрабандой, рискуя должностью. А раз одна институтка во время прогулки на святках уговорила своего брата-кадета купить ей две бутылки и спрятала одну под подол. А в ту же карету села начальница! Пришлось держать бутылку под подолом, и в итоге она там взорвалась. Начальница устроила всем хорошую баню - просто дым из ушей...

  • Борис Чичибабин

    ЦЕРКОВЬ В КОЛОМЕНСКОМ

    Все, что мечтала услышать душа
    в всплеске колодезном,
    вылилось в возгласе: "Как хороша
    церковь в Коломенском!"

    Знаешь, любимая, мы - как волхвы:
    в поздней обители -
    где еще, в самом охвостье Москвы,-
    радость увидели,

    Здравствуй, царевна средь русских церквей,
    бронь от обидчиков!
    Шумные лица бездушно мертвей
    этих кирпичиков

    Божья краса в суете не видна.
    С гари да с ветра я
    вижу: стоит над Россией одна
    самая светлая.

    Чашу страданий испивши до дна,
    пальцем не двигая,
    вижу: стоит над Россией одна
    самая тихая.

    Кто ее строил? Пора далека,
    слава растерзана...
    Помнишь, любимая, лес да река _
    вот она, здесь она.

    В милой пустыне, вдали от людей
    нет одиночества.
    Светом сочится, зари золотей,
    русское зодчество.

    Гибли на плахе, катились на дно,
    звали в тоске зарю,
    но не умели служить заодно
    Богу и Кесарю...

    Стань над рекою, слова лепечи,
    руки распахивай.
    Сердцу чуть слышно журчат кирпичи
    тихостью Баховой

    Полные света, стройны и тихи,
    чуда глашатаи,-
    так вот должны воздвигаться стихи,
    книги и статуи.

    ...Грустно, любимая. Скоро конец
    мукам и поискам.
    Примем с отрадою тихий венец -
    церковь в Коломенском.

    [1973]