Связь с богами-громовержцами
Одним из наиболее известных символических качеств дуба является соотнесение его с индоевропейскими богами — громовниками. Так, на Руси его называли «перуновым деревом». Капище Перуна обсаживали по периметру дубовой рощей. В его честь возжигали костры из дубовых веток и следили, чтобы они горели постоянно; виновного в угасании признавали святотатцем и подвергали казни. Из дуба же, по свидетельству современников дохристианской Руси, был сооружен и новгородский идол громовержца.
В центре древнейшего святилища Зевса в Додоне находился дуб, рядом с которым бил источник. Под шелест его листьев, будто бы передававший волю верховного небожителя, Сивилла занималась предсказаниями будущего. В Древнем Риме в дубовой роще ежегодно отмечалась свадьба Юноны и Юпитера. В античных государствах дуб считался местом обитания особых нимф — дриад. Он соотносился также с этрусским Тином, скандинавским Тором, литовским Перкунасом, японским Кашиано Ками, Прове у балтийских славян.
В Пруссии было принято окроплять священный дуб кровью жертвенных животных и поклоняться в его образе сразу трем богам. Литовцы и германцы, кстати, использовали огромные дубы в качестве храмов. В Англии порубка дубов очень долгое время считалась тяжким грехом, их можно было использовать исключительно для священных костров.
По-видимому, такое единодушное посвящение громовникам было связно с реалиями жизни: могучий дуб с высокой раскидистой кроной часто становился громоотводом во время грозы. Причем древесина дерева, в который ударила молния, наделялась особыми обережными свойствами. В частности, считалось, что если в доме хранится кусочек ее, то семья застрахована от пожаров вследствие грозы.
Магические свойства
Наши предки верили, что дубы способны влиять на погоду и предсказывать ее. В магических трактатах приводились соответствующие (к слову сказать, порой довольно экзотические) рецепты на этот счет: например, сжечь голову хамелеона на костре из дубовых дров. У жителей Уэльса была примета: если листья дуба скручиваются, следует ожидать засуху; Греки считали, что дубовая ветвь при должном обращении может помочь вызвать дождь.
Признавались за ним также целительские, прорицательные и чудесные свойства. Например, корнуольцы были убеждены: чтобы снять головную боль, надо вбить гвоздь в ветку дуба, а чтобы вовсе не болеть — в день летнего солнцестояния молча потереть рукой кусочек дуба. Англичане верили, что если желудь попался червивый, то это знак грядущих финансовых потерь, а обнаружение паука на нем трактовали как предзнаменование болезни. А еще они гадали с помощью пары желудей: называли их именами влюбленных и опускали в тазик с водой, — коли сойдутся, то быть свадьбе.
Русичи при помощи дуба заговаривали зубную боль, лечили горло и детские болезни. Поляки при нарывах во рту плевали в ямку, выкопанную под дубом. Многие славянские племена оставляли на дубе одежду больного или привязывали к ветвям ленточки и нити. Южные славяне, чтобы вылечить больного ребенка, закладывали в ствол дерева отрезанные части его ногтей и волос, а потом забить отверстие колышком. Считалось, что как только он станет ростом выше колышка, так сразу и выздоровеет.
По поверьям народов южных стран, листья дуба способны околдовывать и усмирять львов, а если воткнуть дубовый столб в навозную кучу, то это будет верным средством для отпугивания змей.
В гороскопе друидов дубу посвящен день весеннего равноденствия — 21 марта. Хорошо известно, что они совершали свои богослужения в дубовых рощах, а перед предсказаниями непременно ели желуди.
Особо почитались деревья с омелой. Обряд срезания ее ветви считался одним из наиболее священных, поскольку ее считали панацеей не только от всех болезней, но и от любых жизненных несчастий. Действо совершалось в полнолуние и сопровождалось жертвоприношением двух белых быков. И лишь после этого жрец в белоснежном одеянии специальным золотым серпом срезал с дуба драгоценную ветвь. Это дерево для друидов — олицетворение центра мира, а все, что на нем растет — дар небес.
Алхимики использовали полый внутри дуб как сосуд для брожения и очищения элементов.
Символ мужества, доблести, силы и мощи
Знаменитая палица Геракла была сделана из дуба, а это атрибут высших богов. Заметьте, в русском языке есть слово «дубина». У аргонавтов была дубовая мачта корабля, а золотое руно, за которым они отправились как за символом плодородия и благополучия в мифе представлено висящим на дубе под охраной змея. Дубовый венок у древнеиталийских правителей являлся символом сановного достоинства и чести. С давних времен и поныне дубовая ветвь, дубовый венок или гирлянды используются в военной униформе в качестве эмблем доблести и силы. Конечно же, неслучайно, что дубы — атрибуты монаршей власти.
По верованиям славян, в дубах обитают души умерших предков, от которых можно получить помощь, а в легендах и сказках это дерево связано с судьбой человека. Вот почему герои проявляют свою доблесть возле него. По древнерусскому обычаю, чтобы спина была крепкой, надо потереться ею о дубовый ствол при первом громе или при виде первой весенней птицы, а чтоб не подводила во время жатвы, затыкать за пояс сзади дубовую ветку. Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы придать им побольше силы и укрепить рога во избежание поломки при бодании.
Наконец, дуб — символ мужского начала, а желудь носили в качестве амулета, усиливающего это начало.
Плодородие
Древние римляне несли дубовые венки в свадебных процессиях, почитая их символом плодородия. У славян были сходные воззрения, с этим, в частности, был связан обычай сажать дубок при рождении ребенка. А новобрачная, входя в дом мужа, должна была мысленно произнести: «Около двора дубочки, а в дом — сыночки». В Беларуси при принятии родов мальчику обрезали пуповину на дубовой плахе. Воду после купания новорожденного выливали под дуб.
Христианская традиция
Дуб неоднократно упоминается в Священном писании. Именно под этим деревом Господь явился Аврааму, а ангел Господень — Гедеону. Могила Авеля в Ливанских горах тоже окружена священными дубами, захоронение кормилицы Ребекки и Саула совершенно под дубом. Под ним были закопаны идолы Сехема. Не под одним и тем же, конечно.
Позднее Каменный дуб (падуб) получил статус одного из деревьев, из которых сооружен крест Господень. Согласно преданию, деревья, услышав о приготовлениях к распятию Христа, договорились рассыпаться под ударами топора, и когда пришли дровосеки, то эти удары выдержал только падуб, — и стал символом страстей Господних. Поваленный ствол дуба, попираемый ногой Св. Бонифация, олицетворяет обращение язычников.
* * *
Что-то из древних обрядов кажется сегодня всего лишь забавным, что-то и вовсе забылось, но главное-то в другом: с каким уважением наши предки относились к окружающему миру, как почтительно строили отношения с Природой. Ныне живущим есть чему поучиться, право слово.
Валюш, отношение к природе у нынешних людей... не хочется даже повторять, какое... Чудесная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олюшка, да - к сожалению, часто встречается небрежное или более того отношение. Полагая себя "вышим творением" и "царем природы" человек позволяет себе низменные поступки по отношению к окружающему и, что самое печальное - как правило, на автопилоте.
0 Ответить
Валентина Пономарева, большое спасибо за статью! Она великолепная! Могу ли я скопировать ее на свой блог, ес-но, с указанием авторства?
0 Ответить
Лада, хорошо - согласна По правилам ШЖ нужно при перепечатке указывать и журнал
0 Ответить
На дубу шесть веток, на каждой ветке по шесть яблок - сколько всего яблок на дубу?
А мы в детстве играли в "Робин Гуда, сражающегося с дубом".
0 Ответить
Денис, а что за игра? Расскажите - интересно!
0 Ответить
Валентина Пономарева, находили дуб побольше, брали по лозине и старались не дать друг другу попасть по дубу. И так пока все свои лозины не измочалят...
0 Ответить
Все - без сомнения так! Ведь только стоит посмотреть на дуб, и увидишь эти качества, о которых речь в статье: и красив, и могуч, и плодороден, и целебен многими своими частями...
Из резных листьев - интересные поделки, игра с жёлудями - отличное заняти для детей.
Да только за то, как описал его Л.Н. Толстой в "Войне и мире", можно дуб уважать!
0 Ответить
Любовь, а помните из "Алисы в Зазеркалье", где она с цветами разговаривает:
- А вам никогда не бывает страшно? Вы здесь совсем одни, и никто вас не охраняет...
- Как это "одни"? - сказала Роза. - А дуб на что?
0 Ответить
Валентина Пономарева, в разных переводах были и вяз, тополь, граб...
0 Ответить
Денис, очень даже может быть. Я цитировала по тому из академической серии "Литературные памятники" (М.: Наука, 1978).
0 Ответить