Мелких жуликов хватало во все времена. За то, что преступник срезал кошелек в толпе, его могли лишить руки, заклеймить, отправить на галеры и даже казнить. Но именно карманники и карточные шулеры стали основателями и элитой славянского криминального мира прошлого века.
Воровские школы были в Питере, Москве, Ростове и Одессе. Эти города были Меккой имперской преступности. Существовали такие школы и в Великобритании (вспомните «Оливера Твиста») и Франции. В них подростки тренировались на манекенах со звоночками, а домашнее задание выполняли в карманах буржуа. Часть их заработка шла на оплату учебы.
Сегодня ученые-криминалисты насчитывают больше пяти десятков разновидностей «карманных» преступников. Этот контингент делят на виды по месту преступления, стилю работы, категории клиентов и даже по типу вещей, за которым охотится щипач, и формой карманов, из которых он кормится.
Так в криминальной среде различают следующие типы карманников:
Камуфляжники обычно в своей работе используют какой-то предмет, чтобы прикрыть собственные действия от посторонних глаз. Это может быть пакет, сумка, букет цветов, куртка или даже собственный ребенок, который капризничает по сигналу.
Трясуны стараются выбить из кармана бумажник — «лопату» (или шмеля) у клиента — «терпилы» несколькими точными ударами. Например, во время «дружеского» объятия жертвы, чтобы потом извиниться: мол, обознался, и уйти с чужими деньгами.
Писари зарабатывают на хлеб не перьями или карандашами, а так называемой пиской или мойкой. Скальпелем (писари-хирурги) или заточенной монетой, булавкой, иглой или половинкой лезвия делаются на сумках и карманах надрезы: «верхушка», «конверт», «уголок», или сбоку-снизу (цыганский стиль). Раньше писарей могли обвинить в повреждении одежды или сумки, но теперь опытные воры стараются действовать руками. Если же у вас порезана сумка, то, вероятно, поработали цыгане или подростки.
Рыболовы, они удят с помощью крючка и лески, таская добычу из сумок.
По месту работы воров можно разделить на кротов (работают под землей в метро), колесников (треть всех карманников, они зарабатывают в транспорте), магазинщиков, рыночников, уличников, барсетников (крадут из окон авто на стоянках), театралов и королей преступного мира марвихеров (специализируются только на богатых).
Несмотря на то, что марвихер или театрал может за год заработать до $ 300 тысяч, эти воровские специальности постепенно исчезают из-за того, что люди в театр одевают не настолько много дорогих вещей, а также из-за отсутствия достойной смены старой послевоенной генерации воров. Чтобы стать марвихером, нужно иметь не только чувствительные пальцы, отличную реакцию, особенное телосложение, натренированную нервную систему и артистизм, но и годы практики. У марвихеров даже своя татуировка есть — паук между большим и указательным пальцами (у писарей — монах с пером).
Современный воровской мир также затронула глобализация и универсализация. Карманник может сегодня взять лопатник в Москве, завтра бомбануть авто в Ростове, а послезавтра посетить дом в Риге. Если ранее профи закрепляли за собой конкретные маршруты, то теперь они мигрируют. Воры, из которых 88% составляют мужчины, теперь специализируются не только на бумажниках, а еще и на документах и мобильных телефонах. Паспорта и водительские права, например, можно перепродать для продуцирования «липы». Больше 70% карманников — рецидивисты, то есть преступники, отсидевшие срок как минимум трижды. Эта статистика еще раз доказывает тот факт, что эта профессия нуждается в высокой квалификации.
Поймать профи почти невозможно — украденный «лопатник» помещается за пояс брюк, который, на крайний случай, можно оттянуть одним пальцем, показывая, как исхудал на нарах. Кошелек падает на пол, сползая по внутренней плоскости штанины. А если нет украденного в руках — нет повода для задержания. Методы ареста карманника отрабатывались десятилетиями. «Брать» вора должны как минимум четверо. Один отвечает за пострадавшего, двое — за задержанного, еще один «опер» — за водителя и закрытые двери.
Расцвет профессии карманников пришелся на послевоенное время. Тогда были ловкачи, которые могли лишить «терпилу» даже перстня или вытянуть у дамы деньги из нижнего белья. В тюрьме профессионалы выполняли определенные физические упражнения, чтобы не потерять гибкость и чувствительность пальцев. Отсюда, кстати и пошло выражение «гнуть пальцы», то есть показывать пренебрежение. Сами же они не работали, вместо них «выполняли норму» другие — шпана или гопники.
Для таких людей воровство — хуже наркотика. Они просто не могут не красть. Но обычно после 40 лет карманники уходят или на преподавательскую работу, или берут помощников. Главными их врагами становятся не стражи порядка, а курение и переедание, которые снижают чувствительность пальцев, и алкоголь с недосыпанием, притупляющие бдительность.
Милиция советует придерживаться нескольких простых правил, чтобы не стать жертвой карманного вора:
Бумажники стоит класть во внутренний карман, поскольку «задний карман — чужой».
Женщинам нужно крепко держать свои сумочки у тела.
Портфели нужно закрывать на замки и разворачивать тыльной стороной наружу.
Будьте внимательны, если стоите у дверей транспорта — в группе риска также игроки на мобильных телефонах, читатели и пьяные.
Вор почти всегда выбирает себе жертву еще на остановке, заметив, куда был помещен кошелек, поэтому не светите деньгами.
Мобильник желательно прятать в сумку поглубже или держать в руках — украсть телефон легче, чем бумажник.
Не стоит носить мобильные на шее и в наружных карманах — они довольно легко срезаются, это касается и фотоаппаратов.
Не стоит возлагать много надежд и на цепочки — воры виртуозно пользуются кусачками.
Деньги желательно раскладывать по нескольким карманам и сумкам, а лучше иметь два кошелька — для крупных сумм и текущих расходов, карманники не работают вслепую, а сначала ощупают лоха.
Смотрите, куда вы засовываете в транспорте бумажник и мобильник после разговора — можете положить прямо в руки вора. Как ни странно, самые надежные — поясные сумочки.
Не носите в бумажниках банковские карты и документы — с их восстановлением намного больше проблем, чем с покупкой нового «шмеля».
Активизируются карманники ежедневно в час пик с 7−30 до 10 утра, а также с 18 до 20−30. Летом они вместе с основной массой денежных «лохов» перемещаются ближе к морю. В городах в зоне риска находятся фактически все публичные места — речь идет о транспорте, рынках, супермаркетах и больших скоплениях людей. А главное, не думайте, что с вами ничего подобного произойти не может — будьте бдительны!
Когда торговал на авторынке видел потрясающую сцену. Во время торга за машину у "клиента" вор вытащил пинцетом из кармана большую пачку денег... и уронил её. Клиент, споря с продавцом даже не заметил этого. Вор спокойно собрал все купюры и скрылся в толпе. Люди, прежде всего, будьте бдительны, не увлекайтесь так сильно!
0 Ответить
Михаил Груздев, ужас какой! Вы это видели и молча наблюдали? И кто вы после этого?
Я, видимо, после того как на каблуках гоняла менялу-кидалу вокруг вокзала до победного конца, полнейшая дура.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Полоз, очень содержательная статья, спасибо. Так интересно, откуда такие сведения у автора?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Во времена молодости моей мамы (70ые), когда японские раскладные зонтики были редкостью, маме в переполненном троллейбусе срезали такой зонтик с руки, только петельку на кисти оставили.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Смотрите на моей странице статью по этой теме - "Кто такие ширмачи? Приобретённые впечатления и потерянная наличность"
0 Ответить