Однако, несмотря на то, что это сейчас «модно», Вера Васильева «не выносит сор из избы». Так, когда у нее интересуются делами в театре Сатиры, отвечает одинаково просто: «Меня здесь любят, как и раньше. Мне здесь хорошо, это мой второй дом»…
Иногда в интервью журналистам Вера Васильева называет себя «золушкой», которая в одночасье превратилась в «принцессу». И это неудивительно.
Когда Верочка училась в театральном училище в Москве, ассистент режиссера Ивана Пырьева предложил ей роль сибирячки Насти Гусенковой в фильме «Сказание о земле Сибирской». До этого Васильева уже успела сыграть эпизодическую роль в кинокомедии «Близнецы». И сам момент съемок не произвел на молодую дебютантку большого впечатления. Пырьев же пригласил Верочку на кинопробы вместе с другими конкурсантками, где ей предстояло играть одну из главных ролей. К тому же, в фильме должны были сниматься такие актеры, как Марина Ладынина, Владимир Дружников, Борис Андреев, Иван Рыжов, Владимир Зельдин, и другие.
Как вспоминала Вера Васильева, всю ночь перед съемками у них дома никто не спал. Все советовались, во что ее одеть перед просмотром. В итоге она предстала перед режиссером в платье из синего шелка, перетянутая широким поясом, накрашенная и с кудрявыми волосами. Увидев недоумение в глазах Пырьева, Верочка, как она потом рассказывала, «сразу сникла и внутренне сжалась». Но режиссер тут же отправил ее в гримерную, где его ассистентки расчесали ее кудри, заплели две косички, надели костюм Настеньки.
Пырьев ходил вокруг своей героини, о чем-то раздумывая, потом попросил принести ему два чулка. По словам Веры Васильевой, он, скатав их в два комка, сунул ей их в декольте.
«С этой грудью, — позже с улыбкой говорила актриса, — я стала походить на пышногрудую бабу, которой прикрывают чайники».
Так она была утверждена на роль Насти Гусенковой.
Фильм «Сказание о земле Сибирской» имел шумный успех, многие актеры были удостоены Сталинской премии. В их числе была и Вера Васильева. Всего же актриса сыграла не менее 40 ролей в кино.
Народная
Одна из ведущих актрис театра Сатиры Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года. Некоторые источники утверждают, что она родилась в дер. Сухой Ручей Калининской губернии. По другим сведениям будущая актриса появилась на свет в Москве. Вот что написала в своих воспоминаниях сама Вера:
«Родилась я в Москве, на Кировской, в Большевистском переулке. Сейчас это улица Мясницкая, а пер. Гусятников… Возле Чистых прудов…»
В семье Васильевых было четверо детей, Верочка — самая младшая из девочек. Вера Кузьминична всегда с теплотой говорит о своих родителях. Несмотря на их бедность, семья жила дружно, и все любили друг друга.
Как-то в детстве она впервые пошла в театр и была безумно счастлива.
«Мне тогда казалось, — рассказывала актриса, — что я попала в какую-то сказку. С того времени я ни о чем больше не мечтала, только о театре».
Верочка брала из библиотеки книги и журналы о театре, об актерах. Поступила в драматический кружок, хор. Но на время пришлось все мечты «отложить». Началась Вторая мировая война. Мать с маленьким сыном и старшими дочерьми была в эвакуации. В Москве осталась Верочка с отцом. К началу войны она окончила школу и пошла на завод, где трудился ее отец.
В 1943 году Вера Васильева стала студенткой театрального училища, а спустя пять лет — актрисой театра Сатиры. Актриса считает, что судьба ей часто преподносила подарки. Судите сами. Первый спектакль «Лев Гурыч Синичкин», в котором участвовала Васильева, и сразу же главная роль. Верочка в образе Лизы была остроумной и веселой, двигалась по сцене грациозно, почти танцующей походкой. Зрителям пришлась по душе героиня, сыгранная Васильевой.
А в начале 50-х годов прошлого столетия известный режиссер Борис Равенских решил в театре поставить спектакль «Свадьба с приданым». Вере Кузьминичне предложили роль Ольги Степановой. Сюжет незатейлив. Ольга — ударница труда, бригадир колхоза. Ее напарник по сцене, тоже бригадир, Максим Орлов, которого играл актер Владимир Ушаков, недавно пришедший в театр. Между бригадами идет соревнование. Веселую комедию с шутками и песнями актеры репетировали с удовольствием, не считаясь со временем. Зрители принимали пьесу всегда с восторгом. Как и многие актеры, Вера Васильева была удостоена Сталинской премии.
В 1953 году режиссеры Борис Равенских и Татьяна Лукашевич поставили одноименный фильм по пьесе «Свадьба с приданым». Так случилось, что чувства, сыгранные актерами Владимиром Ушаковым и Верой Васильевой, незаметно перешли в настоящую жизнь. Владимир Петрович влюбился в Верочку с первого взгляда. Он ухаживал за ней почти три года, прежде чем она согласилась выйти за него замуж. Иногда по этому поводу актриса шутит:
«У нас один театр, одна двухкомнатная квартира и долгая общая жизнь на двоих…»
У Веры Кузьминичны почти нет отрицательных ролей. Но каждую свою героиню актриса играет с любовью, как-то очень бережно и трогательно. Зрители хорошо знают ее роли в спектаклях «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (графиня), «Ревизор» (Анна Андреевна), «Таланты и поклонники» (Домна Платоновна) и другие. Вера Васильева не раз оставалась совсем без ролей или играла крохотные эпизоды, но никогда не падала духом.
«Моя профессия умеет мучить, — рассказывает актриса, — это как неразделенная любовь. Жить с ощущением уходящей жизни тяжко…»
Когда ей было особенно сложно, она искала работу вне родного театра. Так, она почти 12 лет играла помещицу Раневскую в «Вишневом саде» на сцене драматического театра в Твери. Позже главный режиссер Орловского театра предложил Васильевой роль актрисы Кручининой в спектакле «Без вины виноватые». С успехом Вера Кузьминична играла миссис Сэвидж в постановке «Странная миссис Сэвидж» в театре кукол им. С. Образцова.
Вера Васильева, как она сама об этом говорит, «ощущает возраст по тем ролям, которые она играет». И тут же добавляет, что «в душе у меня живет девочка, которая до сих пор удивляется, неужели я артистка? Разве это не счастье…»
Ольга Конодюк, спасибо за статью, люблю читать о тех, из прошлой жизни. Возможно это признак старости, но ворчу по стариковски, нет ярких, талантливых, молодых актеров. Мало интересных работ, личностей, талантов. Пожалуй моложе Чулпан Хаматовой, Корзун и Высоцкой никого не припомню. А вот Васильева, Макарова, Быстрицкая, Хитяева, Ладынина, Орлова имена на все времена.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, спасибо. Актрисы, которых вы назвали, вошли в историю кино. Сейчас трудно назвать интересных актрис. Много похожести, во внешности, в игре...
0 Ответить
Отличный материал! Это одно из очень немногого, что читаю на сайте с интересом. Всегда приятно и грустно читать о таких замечательных мастерах сцены и кино как Вера Васильева. Бессчётное количество раз смотрел "Женитьбу Фигаро", где собран весь цвет Театра Сатиры, и не устаю восхищаться просто-таки блистательной игрой и героиней сегодняшнего материала, и Ширвиндтом, и Пельтцер, и всеми занятыми в спектакле, и , конечно, Андреем Мироновым. Всё правильно: шедевры не стареют. Ещё раз спасибо.
0 Ответить
Алексей Курганов, спасибо. Вера Васильева - ныне актриса - театр, так много она сделала на сцене.
0 Ответить
Галя, Люба, спасибо. Васильева - это уже имя. Театру она посвятила жизнь.
0 Ответить
Фильмы с Верой Васильевой не надоест смотреть!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая актриса, старая школа - ум и обаяние.
Оценка статьи: 5
0 Ответить