Остановимся подробнее на формальной организации, то есть на организации, характеризующейся строгими предписанными целями, правилами и регламентами, установленными функциями, выполняемыми каждым членом этой организации, а также наличием органа власти и аппарата управления. Любая формальная организация создана для достижения какой-то цели, для выполнения определенной миссии. Будет ли эта цель достигнута? Это зависит от многих факторов. И прежде всего от знаний, умений и навыков того человека, который «стоит у руля власти», от его личностных качеств и черт характера.
Так уж получилось в современном обществе, что наиболее важными для достижения успеха принято считать внешние или приобретенные качества личности. И только во вторую очередь люди задумываются о наличии определенных черт характера, внутренних способностей, склонностей и талантов. К сожалению, очень часто управлять чем-либо берутся люди, личностные качества и черты характера которых, мягко говоря, далеки от необходимых для осуществления функций руководителя.
Очень многие предприниматели, открывающие собственное дело, считают, что управлять просто. Часто можно слышать аргументы типа: «А что сложного? Нужно же только приказать, и подчиненные сами все будут делать!» Вот в этом и кроется одно из самых серьезных заблуждений. И, кстати, свойственно оно не только начинающим предпринимателям, но и некоторым руководителям со стажем.
Правда, с эффективностью работы и успешностью бизнеса у таких руководителей часто возникают проблемы. Ведь плата за роскошь позволять себе так заблуждаться — растраченные капиталы, неэффективный бизнес, банкротство. Ну, а про испорченные нервы и возникающие на этом фоне болезни уже и говорить не приходится — этим страдают все без исключения неудачливые руководители и их сотрудники. Конечно, ни один нормальный руководитель не желает своей фирме банкротства, но…
Часто оказывается, что хороших знаний теории управления и правил ведения бизнеса явно недостаточно для достижения успеха. Чего же такого важного недостает руководителям, терпящим неудачи? Обычно консультанты, имеющие богатый опыт работы со многими руководителями различных уровней, очень быстро определяют, а способен ли руководитель достичь успеха в управлении фирмой? В этом нет ничего сложного.
В принципе, и рядовые сотрудники также могут ответить на этот вопрос, внимательно понаблюдав за собственным начальником. Существует несколько характерных признаков.
Во-первых, это самоорганизация и самодисциплина. Дело в том, что часто управлять другими берутся люди, которые не умеют управлять даже самими собой. Человек, который не способен организовать самого себя, настроить себя на планомерную плодотворную работу, навести порядок в собственных мыслях, создать и соблюдать даже простейший распорядок дня, он и коллективом управлять не сможет. Ни маленьким, ни тем более большим.
Во-вторых, решительность и принятие ответственности. Для иллюстрации этого признака предлагаем вам обратиться к личному опыту. Практически у каждого человека есть знакомые, имеющие хронические проблемы в личной жизни, которые живут в несчастливых семьях, в атмосфере постоянных скандалов и ссор, испытывают сложности в общении с детьми… И все это тянется годами… Годами решение личностных проблем откладывается на потом. Всегда находится какая-то причина, чтобы оставить все «как есть». Мешает нерешительность, страх, боязнь осуждения и элементарная трусость. Казалось бы, а какое отношение имеет личная жизнь к проблемам на работе? Самое прямое. Дело здесь не в обстоятельствах, а в самом человеке и его личностных качествах. Будучи нерешительным, безвольным, неорганизованным, безответственным, человек проявляет эти качества везде. И в том числе в бизнесе. Кстати, люди, испытывающие сложности с самодисциплиной и самоорганизацией, как правило, имеют проблемы и с принятием решений.
В-третьих, реальность знаний и опыта. Речь идет о «показухе». Реальные качества личности не имеют ничего общего с его умением преподносить себя. Поэтому часто на руководящие должности бывают назначены люди, которые хорошо умеют производить внешнее впечатление, а попросту «пускать пыль в глаза». Они умеют правильно выглядеть, правильно себя вести и правильно говорить умные фразы. Но задумайтесь, разве тот, кто прочитал медицинский учебник, вызубрил его, затем надел на себя белый халат и взял в руки скальпель, уже готов делать операцию? Думаете, этого достаточно для успеха? Даже если у человека хорошая память и учебник он цитирует практически слово в слово…
Часто случается так, что дальше умных фраз дело не идет. Ведь «знать» и «уметь» — это разные вещи. Кстати, распознать таких «руководителей» можно уже в самом начале их деятельности. Свою беспомощность они стараются скрывать, создавая видимость бурной деятельности. Часто ведут себя крайне несдержанно, нервозно и резко. Много рассуждают вслух и осуждают все, что сделано до них. Еще не разобравшись толком в системе работы, они проводят серию внезапных и срочных увольнений и таких же назначений, затевают серьезную реструктуризацию и приступают к исполнению без какой-либо подготовки. Если их вовремя не остановить, то заканчивается все весьма плачевно…
В-четвертых, умение отличать желание от цели. Неумение отличать желание от цели — это еще один симптом несостоятельности руководителя. Многие руководители искренне уверены, что между этими понятиями нет абсолютно никакого различия. Но для подчиненных озвученное руководителем желание не дает абсолютно никакой установки на достижение цели. Часто люди просто не понимают, чего от них хотят. Ведь у межличностных коммуникаций свои правила, знание которых является обязательным для любого руководителя. Можно сказать, что качественные коммуникации — необходимое условие для реализации управленческих функций, для эффективной работы фирмы.
Конечно, это не все условия и не все признаки неэффективного управления персоналом. Но, возможно, руководители обратят внимание на приведенные здесь примеры и немного задумаются над тем, что происходит в их собственных организациях? И что дальше? Может, кому-то это поможет принять верное решение.
Смешались в кучу кони, люди...
0 Ответить
Лука Дищев, да бывает и такое
А в целом полезно очень
0 Ответить
Управлять - значит иметь власть. Власть дают только любовь и деньги. Это аксиома всех времен и народов. Всё остальное - типа образовательная шелуха.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любовь дает власть? Так может сказать лишь человек, в котором нет любви.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Тутакина, человек, который любим, имеет практически неограниченную власть. Любимый человек просто тихо попросив может заставить Вас добровольно и с радостью расстаться со всем своим имуществом и даже жизнью, не говоря уже о таких уступках, как "наступить на горло своей песне". Поэтому любовь дает ВЫСШУЮ ВЛАСТЬ.
Человек (люди), способные уничтожить то, что Вы любите и вызывающие у Вас поэтому страх, тоже имеют очень сильную власть над Вами. Но это тоже власть, данная любовью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
По-моему о любви и о власти лучше все же в другой статье. Я не думала касаться этих тем здесь. "Властвовать", "управлять" и "любить" - все же разные понятия и не стоит их отождествлять.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Тутакина, если не затруднит, объясните пожалуйста, чем различаются понятия "властвовать" и "управлять".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дарья Гончар, позвольте встречный вопрос, а как Вы лично считаете, есть ли разница между понятиями "управлять" и "властвовать"? И если да, то в чем она, а если нет, то аргументируйте свой ответ, пожалуйста.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Тутакина, отвечать вопросом на вопрос - это не признак хорошего управленца, а признак хорошего приспособленца.
Некоторая несущественная разница между этими понятиями есть. Потому что властвовать - это иметь возможность использовать других людей для выполнения своих желаний. Управлять - значит задавать этим людям четкий алгоритм действий для исполнения своих желаний. Власть от управления может не зависеть никак, но эффективное управление без настоящей власти невозможно.
Примеры: 1. Человек может иметь огромную власть над кем-то и не пользоваться ею (не управлять чьим-то поведением для достижения своих желаний) по неведению или "из принципа". 1а - девушка безумно любима очень влиятельным господином, который по ряду причин скрывает свое чувство, а она ни о чем не догадывается. 1б - богатая наследница раздает все наследство на благотворительность и уходит в монастырь. 2. Приходит по распределению на производство начальником участка молодой специалист. Его подчиненные на окладах, т.е. денежной власти у нового начальника - почти никакой. Через некоторое время подчиненные понимают - это не их поля ягода, "любви не будет". Что начинается? Правильно, саботаж. Дальше судьба молодого управленца полностью зависит от любви-нелюбви или нужности-ненужности вышестоящему руководству, которое имеет уже реальную власть.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дарья Гончар, Вам бы лекции в университете читать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Тутакина, это так понимать, что прения окончены? Лично мне жаль.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дарья Гончар, давайте на примере. Допустим, я люблю некоего человека, который "тихо попросил" меня, например, украсть. Я ему так же тихо отказала. Разве моя любовь от этого куда-то денется? Исчезнет, быть может?
На мой взгляд любовь не совместима с "если". Например, "Если ты не украдешь по моей просьбе, значит ты меня не любишь". Это шантаж. Самый обыкновенный шантаж. Но сама по себе попытка применения такого шантажа не может указать на факт существования либо отсутствия любви в том человеке, которого пытаются шантажировать. Или Вы другого мнения?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Тутакина, давайте на этом примере. Если даже любимый человек не может заставить Вас пойти и сделать то, чего он хочет (в этом примере - украсть), то кто тогда может иметь над Вами такую власть, чтобы заставить сделать такое? Естественно, в здравом уме и твердой памяти. Преступные воздействия на психику мы тут не рассматриваем.
Оценка статьи: 5
0 Ответить