Предыстория такова: в 1967 году журнал «Вокруг света» отправил писателя в «круиз» по весьма прохладному Северному морскому пути на сухогрузе «Сегежа». В Карском море корабль сломал винт и, выбившись из графика и всех сроков, притащился к Диксону, где и застрял весьма надолго. Рейс был внутренний, спокойный. Работники спецслужб (например, КГБ) в подобных «круизах» не доставали.
Кир Булычёв делил каюту, предназначенную для какой-то важной персоны, с художником, командированным в Арктику, чтобы запечатлеть доблестный труд советских моряков, и оказавшимся человеком скучным.
Иные моряки были чудесными ребятами, но уж очень пьющими, порой чрезмерно — и по поводу холодов, и по поводу сломанного винта. Булычёв подружился с корабельным врачом, Славой Павлышом. Этому способствовали неспешные беседы во время исследования пустынных окрестностей Диксона и Хатанги.
И вот ощущение арктических просторов, дающих мало шансов выжить человеку, ощущение сплочённой корабельной команды, характера моряков, ситуаций на борту перетекло в первый фантастический роман как-то само собой.
Другая «постоянная тема» писателя — городок Великий Гусляр, тоже имеющий свой прототип, географический. И тоже на уровне ассоциаций, не более.
Как-то поехал Кир Булычёв с друзьями в Вологду, а оттуда в Великий Устюг, оставивший просто неизгладимое впечатление. Городок буквально очаровал писателя. И надо же такому случиться, на одной из улиц (именно в момент пребывания писателя в городе) произошёл провал — кусок мостовой «ушёл» вниз, в какой-то древний ход.
И Булычёву пригрезился Великий Гусляр… Зелёный дворик, окружённый двухэтажными домишками; за могучим столом люди в майках «забивают козла» (кстати, в 68 рассказах и повестях о Великом Гусляре его персонажи тоже частенько играют в домино), провизор в аптеке, странный лохматый весёлый гражданин с воздушным змеем подмышкой, старик, с которым писатель разговорился в столовой и который утверждал, что в Устюге под каждой улицей подземные ходы и клады…
Так в жизни писателя родился центр действия. И так начали складываться вымышленные биографии жителей. А написан первый гуслярский рассказ был в Болгарии, в городке Боровец, под звон колокольчиков возвращающихся с альпийских лугов овец. Булычёв, находившийся в горах по приглашению друзей, сочинил фантастический рассказ для журнала «Космос». Так что первая гуслярская история увидела свет на болгарском языке.
Кстати, имена литературных персонажей Кир Булычёв извлёк из «Адресной книги города Вологды» за 1913 год, подаренной ему умнейшей и обаятельной Еленой Сергеевной, бывшим директором вологодского музея. Так «родились» Корнелий Удалов вместе с женой Ксенией, старик Ложкин, Саша Грубин и профессор Минц.
Псевдоним писателя появился примерно в ту самую «динозавровую» пору, почти одновременно с первым фантастическим рассказом «Когда вымерли динозавры», опубликованным в журнале «Искатель».
Обратимся к первоисточнику, к шутливой цитате автора об обстоятельствах, в окружении которых рождался псевдоним:
«Ну, выйдет фантастический рассказ. Прочтут его в институте. И выяснится, что младший научный сотрудник, лишь вчера защитившийся, про которого известно, что он сбежал из колхоза, прогулял овощную базу… ещё и фантастику пишет!.. В общем, я испугался. И в одну минуту придумал себе псевдоним: Кир — от имени жены, а Булычёв — от фамилии мамы».
Вспомним и слова Игоря Всеволодовича о постепенном возникновении идеи сказочного цикла о девочке из будущего Алисе Селезнёвой (добрая сотня сказок этого цикла вышла в свет полутора десятками детских книг — замечательных и обожаемых детьми, а также их родителями):
«…В нашей семье родилась дочка. Её назвали Алисой. Алиса росла, и вот она научилась читать. И тогда я подумал: а что же она будет читать?..
Нашим детям жить в двадцать первом веке, летать к звёздам, открывать новые планеты, но что они будут читать, когда узнают всё про Бабу Ягу и Кащея? Может, они ничего не будут читать? Будут смотреть видео, жевать „сникерс“ и обойдутся без книжек? С этим я не согласился и решил попробовать написать повести для детей, которые станут взрослыми в будущем веке».
Будущий век наступил. Дети выросли — талантливые, смелые, вполне образованные, большей частью честные и справедливые — и не в последнюю очередь благодаря чудесным историям Кира Булычёва. Жаль только, что космического братства, да и самих полётов в космос почти не сложилось. Наоборот — многое хорошее из того, что было, благополучно развалилось вместе с не очень хорошим.
Что-то взрослые с этим «…до основания разрушим, а потом…» то ли перебрали, то ли перестарались. И это «потом» выходит сейчас — временами чёрт знает как выходит! Предупреждаем сразу: вины великого писателя здесь нет. Он-то своё дело делал как следует, не в пример некоторым.
Итак, третье тысячелетие наступило. И новые поколения детей, конечно же, будут с увлечением читать и перечитывать чудесные книги о космических приключениях отважной девочки Алисы — читать с увлечением, так же, как читали их мамы и папы, только собираясь вырастать, но уже устремляясь к звёздам!
Буквально два слова о Булычёве как об учёном-историке. Книги по истории, написанные Игорем Всеволодовичем — «Пираты, корсары, рейдеры», «Соперницы Медеи (женщины-убийцы)», «Награды», «Загадка 1185 года. Русь — Восток — Запад» и другие, — увлекательнейшее чтение (популярное слово «чтиво» кажется мне здесь неуместным) и для студентов-историков, и просто для студентов, и вообще для многих взрослых людей, считающих себя (хотя бы в душе) молодыми.
Отметим особо, что тема «Соперниц Медеи» перекликается с четырьмя книгами из увлекательнейшего цикла об агенте 003 ИнтерГалактической полиции Коре Орват, и особенно с фантастическим романом «Покушение на Тесея» (кстати, в одной из этих книг есть «привязка» к той самой «гуслярской» серии — например, мама девочки Коры, оказывается, имела фамилию Удалова — видимо, она правнучка «гуслярского» Корнелия).
Динамика, шквал событий получше модного голливудского «экшн», ирония, бьющая наповал, а временами смех сквозь слёзы и то самое, настоящее, что присуще только высокой литературе, славянской, восточной или западной, без разницы (истина — она и есть истина, ей границы между государствами — не преграда)!
Всё это может воплотиться в будущем (слово — за мастерами киноиндустрии) в потрясающие сценарии чудесных кинофильмов, которые могут стать в ряду «Дозоров» и «Властелинов колец»… А быть может, и потеснить их!
Вчера, случайно, зашел на Малахова с героями фильма "Гостья из будущего".
Книгу не читал, а фильм прекрасный. Добрый, жизнеутверждающий, наполненный смыслом.
Чего, увы, не скажешь о современном кино.
0 Ответить
Андрей Рябоконь, в детстве зачитывалась книгами Кира Булычёва. Заинтриговали, обязательно почитаю те, что не читала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень рад, Каролина - и поверьте, Вы не пожалеете! Они, книги, того стОят!
0 Ответить
Уже писала где-то насчет того, что сведения, сообщаемые в воспоминаниях, надо бы проверять. В частности, сотворение этого классического псевдонима было не столь прямолинейным: Кир - потому что жена - Кира. Около десяти первых лет у великого фантаста книги выходили с таким указанием автора: Кирилл Булычев, либо Кир. Булычев, либо Кирилл Всеволодович Булычев, Кириллом подписаны и "Девочка, с которой ничего не случится", и "Девочка с Земли", и "Чудеса в Гусляре".
Поминая старика Ложкина, грех было не указать еще один булычевский псевдоним, "Николай Ложкин", - по крайней мере, те, кто десятилетиями читал журнал "Знание - сила", прекрасно помнят письма пенсионера Ложкина. Тем более что с "Гусляром", с тамошним персонажем, такая связь.
Маун Сейнджи или Маун Сейн Джи - надо бы проверить. В официальной библиографии дается именно второй вариант.
0 Ответить
Не помню, откуда, но я всегда знала, кто по-настоящему Кир Булычев. Рассказала внуку, которого коротко зовут тоже Кир (от Кирилла), и он гордился, когда в его присутствии говорили о Булычеве и Можейко как о двух разных людях, а он поправлял. Мы с ним еще с удовольствием смотрели передачи с Кипрасом Можейко...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любовь Дубинкина, вот оно, родство душ! Кстати, привет внуку! - думаю, он тоже полюбил (или полюбит, уверен) книги замечательного Мастера - Кира Булычёва!..
0 Ответить
!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Последнее, что я читал у Кира Булычёва - это роман, действие которого происходит в Крыму, на сломе эпох - во время революции. Не помню, как называется, но очень интересно - с новой стороны открыл любимого писателя.
0 Ответить
Александр Сорокин, похоже, Вы говорите о "Возвращении из Трапезунда". Книга потрясающая по стилю, насыщенности событиями, ПО ВСЕМУ - полностью с Вами согласен!
0 Ответить