Фантастика старается дать ответы на вопросы:
— Как мы живём?..
— Зачем живём?..
— Что с нами происходит?..
И на вытекающий из этого кардинальный вопрос:
— Что с нами будет?
В отличие от сказки, условные персонажи которой действуют в условиях сказочной обстановки, хорошая фантастика, делая фантастическое допущение, создавая фантастический антураж, населяет фильм (или книгу) реальными героями — узнаваемыми и близкими читателю.
Теперь обратимся к исторической литературе.
Могу с уверенностью сказать, что любой знаменитый или хотя бы популярный исторический роман или фильм имеет дело с тем же художественным принципом, что и фантастика: воссоздание образа, интересного для читателя, живого, современного героя в фантастическом антураже.
Историки могут сколько угодно и вполне справедливо критиковать Алексея Толстого за роман «Пётр Первый», где исторический фон — язык, психология персонажей, детали быта
«Андрей Рублёв» Андрея Тарковского уязвим с точки зрения строгости исторической правды. Интересовало Тарковского иное: наши вечные проблемы, суть человеческих отношений.
И обратите внимание, как естественно Тарковский на одном и том же этапе своей творческой судьбы создаёт «Андрея Рублёва» и «Солярис». …Историческое произведение и произведение фантастическое дают возможность художнику, отстраняясь от воссоздания реалистического быта, обратиться к философским проблемам бытия…"
Надо сказать, что Кир Булычёв долгие годы имел репутацию оптимиста. Наверное, хотелось верить, что наша жизнь всё же изменится к лучшему, и свет в конце туннеля как бы не зря (один сатирик возмущённо говорил — почему же туннель, с…, никак не кончается?)…
Скептики и всевозможные борцы за свободу иногда укоряли его, навешивая ярлычок «писателя застоя» (попробовали бы сами создать хоть один стоящий рассказ). Напрасно. Каждому — своё. Кир Булычёв оказался в итоге прав. На все сто. А скептики, покинув ряды диссидентов, органично влились в другие ряды, заняли посты президентов и принялись бороться с оппозицией. Столь же яростно. Их бы энергию да в мирное русло.
Да, очень по-разному люди понимают свободу. Часто наезжая своей личной свободой на свободы других людей — близких и далёких.
И вот в этот момент, когда быть оптимистом не возбранялось, писатель предложил читателям ряд пессимистичных опусов. Если бы он был больше похож на всех тех скептиков, то напечатал бы всё это давным-давно в «свободной демократической прессе» и приезжал бы оттуда советовать интеллигенции (заодно и всем остальным), как ей следует жить. Вспоминается фраза из талантливого фильма, произнесённая талантливым актёром: «Я вас заставлю быть счастливыми!»
Кир Булычёв не из тех, кто заставлял.
Скинув, образно говоря, маску оптимиста, под которой оказалось лицо оптимиста, писатель надел маску фаталиста. Ему хотелось ещё пожить в свободном обществе (свободном теперь от многого и, к сожалению, иногда от чести, совести и других полезных свойств), но он не был уверен, что судьба предоставит ему такую возможность на долгое время.
…А времени оставалось всё меньше и меньше. Времени и сил, отнимаемых подступающей старостью и болезнями. Это отражалось в его последних произведениях, пронизанных пронзительной печалью и стремлением открыть нам истину — пусть и с помощью приёмов фантастики. Булычёв с 1989 года работал над большим романом, который должен был состоять из многих частей, многих томов. Название романа символично — «Река Хронос».
За свою жизнь писателя он успел очень многое. А сколько осталось в планах, в мыслях?..
Кир Булычёв умер в начале сентября 2003 года (утром, 5-го числа), накануне открытия международного фестиваля фантастики «Звёздный мост», где его ждали, надеялись ещё раз увидеть…
Кажется, ответ на вопрос, вынесенный в первый заголовок, очевиден: Игорь Всеволодович — Кир Булычёв — творил и для взрослых, и для детей как лучших представителей человечества, обещающих со временем стать неплохими взрослыми людьми.
Наверное, разумнее прислушиваться не к скептикам или критикам, а к почитателям таланта Мастера.
Ведь, что ни говори, а в армии поклонников сказочно добрых, душевных, искренних — настоящих — историй Кира Булычёва, в этой армии дезертиров не бывает.
Мне нравится "Река Хронос". Особенно эпизод с попаданием Героини в распадающийся мир. Как это созвучно с нашим обществом 90-х.
В более поздней части, автор поставил вопрос о нравственности учёных. И ответ на него не в пользу учёных (знал о чём писал).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, друзья!..
0 Ответить
Андрей, отлично!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хороший цикл получился.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Рябоконь, давненько я не читала Кира Булычёва. Спасибо, Андрей за ваш цикл познавательных и интересных статей. С удовольствием прочитала. И обязательно прочту то, что ещё не успела прочесть у писателя.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Рябоконь, "Река Хронос" заслуживает отдельной статьи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Согласен, Вячеслав, книга почти эпос - и наравне с ней, пожалуй, только проект "Этногенез" (хотя стиль, безусловно, иной) смотрится прилично
0 Ответить
...Кстати, вот здесь чуть-чуть о "Реке Хронос" - https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/39653/ фрагментами, почти цитатник
0 Ответить
Андрей, хороший цикл получился. Читается легко и фактов много. Профессиональная журналистская работа.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mаша, спасибо! Ваше мнение особенно ценно для меня! серьёзно
0 Ответить
Отлично сказано "Ведь, что ни говори, а в армии поклонников сказочно добрых, душевных, искренних – настоящих – историй Кира Булычёва, в этой армии дезертиров не бывает. "
К сожалению, харьковский "Звездный Мост" как-то "малопамятно" прошел мимо памятных дат И.Ефремова, К. Булычева и т.п.
Спасибо, что напомнили о Мастере.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Василий, наш "Звёздный мост" превратился, кажется, в аппендикс т.н. книжного бизнеса - который в свою очередь "выполз" из доброго старого книжного дела (впрочем, я давно уже не хожу на данное "звёздное" мероприятие и по иным причинам). Хорошо, что Вы помните о Настоящих Писателях!
0 Ответить