• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

«Заклятие долины змей», или Как поляки с русскими дружили?

Это сегодня польское кино на наших экранах — явление более чем экзотическое. А во времена СССР, когда наши польские товарищи исправно снабжали своей кинопродукцией отечественные кинотеатры, польские фамилии не резали, а ласкали слух. Ибо выбор зарубежного кино на вечерних сеансах был невелик. Польша, Чехословакия, Венгрия, Югославия, ГДР были главными кинопартнерами СССР, хотелось этого или нет нашему зрителю.

Качество этих картин разнилось от шикарного («Ва-банк» и «Кинг Сайз» Юлиуша Махульского) до кошмарного. Иногда советские кинематографисты даже объединялись со своими зарубежными коллегами, чтобы сварганить какой-нибудь международный проект. Так в 1987 году и появилась приключенческая лента «Заклятие долины змей» производства «Таллинфильм» и польской киностудии «Око», которая, по мнению самих поляков, резко переметнувшихся от дружбы к ненависти, вошла в 2002 году в список 10 худших польских картин.

1954 год, Индокитай. Ничего не подозревающий майор Бернар Травен облетает на вертолете джунгли Лаоса. Подобная беспечность опасна, ибо гражданская война в Азии уже идет полным ходом и по кустам уже сидят худосочные узкоглазые пареньки с пулеметами дикого калибра. Ценой своей жизни смертельно раненый пилот сажает вертолет в джунглях, а второй пилот Травен, бросив своего напарника умирать без глотка воды, устремляется в находящийся неподалеку от места крушения буддийский храм. Распугав пистолетом мирных кришнаитов, злобный вояка крадет у них священную реликвию — манускрипт с письменами, затолканный в змеиную башку, усыпанную драгоценными камнями. Пожилой монах кричит вслед убегающему Травену что-то недоброе и на экране всплывает название фильма.

Наши дни, то бишь середина восьмидесятых. Столица культуры и богемной жизни Париж. Травен, ныне проживающий во Франции, тридцать лет мучился вопросом — что же начертано на этом проклятом куске пергамента? Но он терпеливо ждал, когда в Польше родится и вырастет известный ученый Ян Тарнас. Застав профессора в Париже, Травен задает этот сакраментальный вопрос. Пытливый ум Тарнаса и новейшие рентгеновские технологии обнаруживают, что внутри манускрипта спрятана карта. На ней нарисованы еще более витиеватые письмена, рассказывающие о какой-то Долине Тысячи змей, сокровищах, мистической угрозе и прочих «кхуманах».

Найденной картой-запиской сразу заинтересовываются три стороны. Во-первых, пронырливая журналистка France Soir Кристин Жобер, которая спешит заткнуть собой затычки в каждой бочке и делает вид, что ей больше всех надо. Во-вторых, некие то ли спецслужбы, то ли правительственные органы, то ли просто до ужаса важные конспираторы, выглядящие и одевающиеся, как типичные советские инженеры. В-третьих, раз уж речь пошла о змеях, то и сами пресмыкающиеся начинают лезть изо всех щелей, то ли пытаясь сожрать карту местности, нечаянно обнаруженную искателями приключений, то ли пытаясь устранить самих горе-авантюристов.

Несмотря на ажиотаж, а точнее, вопреки ему, Травен, Тарнас и примазавшаяся к ним обманом, лестью и глубоким декольте Жобер отправляются в глухие джунгли Лаоса, чтобы разыскать древний храм, из которого бывший военный спер змею с манускриптом. Сам Травен о своем «славном» прошлом помалкивает. Ему вовсе не стыдно, просто он намеревается заполучить содержимое тайника, описанного на карте, и снова кинуть своих друзей. К слову сказать, его мерзопакостный поступок отольется Травену горькими слезами, ибо он не успеет насладиться плодами своего мелкого жульничества.

По словам стерегущих клад монахов, там хранится очень мощное оружие, которое никоим образом не должно попасть в злые руки, иначе всему сущему настанет армагеддец. Однако у хитрого Травена совсем другие планы на сей счет. Пройдя при помощи профессора и его вечно ноющей и дико орущей подружки-журналюшки все хитрые ловушки древней инопланетной цивилизации, он завладевает амфорой, внутри которой спрятан очередной «ящик Пандоры», и бросает своих спутников на произвол судьбы. Она, судьба, покажет ему фигу, когда за амфорой придут представители тех самых плохо одетых госорганов.

Непонятный ящик отправят в лабораторию, профессора будут долго пытать, а журналистка окажется продажной подставой. Не добившись от космического ящика ответов на глобальные вопросы, его погрузят на самолет, который благополучно сгинет прямо в воздухе, не добравшись до пункта назначения. А веселый профессор с тех пор за пару километров обходит издание France Soir, рыжеволосых мадемуазелей и кришнаитов…

«Заклятие долины змей» — типичный низкобюджетный «ответ Голливуду», вышедший на волне успеха приключений Индиана Джонса. Все эти мистические клады, экзотические страны и профессорские похождения взяты напрямую оттуда, без всякого сомнения или стеснения. На тех, кто видел этот «шедевр» совместного советско-польского творчества непосредственно в конце восьмидесятых, фильм навевает стойкое чувство ностальгии. Современному же поколению зрителей картина покажется невероятно скучной и ужасающе дилетантской.

Отдельное спасибо эстонскому композитору Свену Грюнбергу, которому удалось, как выразился бы незабвенный доктор Ватсон, не одну кошку засунуть в водосточную трубу. Более маразматического, унылого и однообразного музыкального сопровождения я уже давно не слышал.

Как это ни странно, но самым цельным и убедительным получился как раз персонаж негодяя Травена, который всю дорогу прикидывался честным авантюристом, а на поверку оказался лживым и алчным дельцом. Типичный капиталистический выродок, в лучших традициях кинематографа стран социалистического лагеря. Тем не менее, Роман Вильгельми, сыгравший Травена, прекрасно смотрится в этой роли. А вот Кшиштоф Кольбергер недоиграл свой образ профессора Тарнаса: профессор из него вышел самый что ни на есть реалистичный, а вот искатель сокровищ — никакой.

Спецэффекты даже трудно назвать этим словом, ибо они скорее вызывают здоровый смех, чем восхищение. Лазерные лучи напомнят бластеры из советского телехита «Гостья из будущего», а сделанные из папье-маше монстры могут испугать только особо впечатлительных детей младше двух лет. Впрочем, если исходить из общей наивности сюжетных ходов и шаблонности характеров, то «визуальные пиршества» вполне вписываются, создавая этакий незамутненный стеб. Это я с позиции времени и места рассуждаю, ибо мальчишкой, сидя в кинотеатре, «Заклятие долины змей» я воспринимал как исключительно интересное и увлекательное зрелище.

Теперь, когда мне есть с чем сравнить, и я не имею в виду нынешние высокотехнологичные опусы, а картины тех же лет, только производства США, Англии и Франции, нелепость «Заклятия долины змей» очевидна. Пословица гласит, что на безрыбье и рак — рыба, а посему в отсутствие оригинала польский доктор Джонс пришелся советским зрителям по вкусу.

Статья опубликована в выпуске 2.11.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Oleg German Читатель 16 апреля 2021 в 20:59 отредактирован 17 апреля 2021 в 08:40 Сообщить модератору

    Согласен, что автор этого жалкого пасквиля просто желчный завистник. Фильм отличный, в 80-е годы был просто бомбой. До сих пор помню, то страшное впечатление, а от мутации Бричера волосы дыбом вставали. Музыка просто шикарная и полностью отражает и нагнетает атмосферу фильма. Периодически пересматриваю фильм, и впечатления не меняются. Конечно, до спецэффектов 21 века далеко, но не это главное. Такого кино уже не делают, к сожалению.

    • Oleg German, вы не поверите, я иногда читаю комментарии к своим статьям. Даже 11-летней давности (я про статью, разумеется). Я понимаю, вы проходили мимо и не смогли устоять перед искушением сплюнуть. Не совсем понятно, чему я завидую в этой статье, наверное, собственной юности, когда подобные, пользуясь вашей же терминологией, "пасквили" могли вызвать во мне живой интерес. Увы, те времена прошли. У вас, как я вижу, нет, и этому тоже стоит позавидовать. Или посочувствовать.

      Оценка статьи: 5

  • Автор явный завистник! Отличный фильм! И не скажешь,что его делали поляки.

  • Пётр Алексеев Читатель 30 марта 2014 в 01:58 отредактирован 27 мая 2018 в 09:52 Сообщить модератору

    Я был очень удивлён безапелляционной критикой музыки Свена Грюнберга. Это музыка, опередившая своё время, очень схожа по своему "космическому звучанию" к музыке Алексея Рыбникова написанной к фильму "Через терни к звёздам". На мой взгляд именно музыка дала фильму ту перчинку, загадочность и драматизм который мы может почувствовать ! Наверное только музыка и является тем, что не стоило бы критиковать в фильме.
    Теперь о самом фильме. Причём тут Индиана Джонс ? Кто хотел, тот мог его посмотреть по спутниковому ТВ или на видеомагнитофоне, что было вполне возможно даже по тем временам. Особенно в Польше. И прямо его копировать не было смысла. Была сделана попытка снять фильм отвечающий всем стандартным канонам приключенческого жанра смешанного с фантастикой.
    И не надо забывать, в какое время (как технологическое так и политическое) это было снято ! И какое острое влечение было к Востоку и мистике. Фильм смотрелся на одном дыхании и без мысли - "А как я его восприму когда подросту лет так через 20 и стану умнее ?" Для меня восприятие на ТОТ момент главный критерий хорошего или плохого фильма !
    Я считаю, что при параллельном просмотре "Индианы Джонс" и "Заклятия долины змей" нет сильного различия в восприятии происходящего. Польско-советский фильм выглядит более серьёзным и философским.

  • Рустам Габбасов Читатель 5 декабря 2012 в 01:26 отредактирован 27 мая 2018 в 19:57 Сообщить модератору

    Тухло.
    Может быть мы и Роджера Кормана покритикуем?
    А Индиана Джонс сегодня смотрится, извините, убого. В отличие от польской картины, в которой налицо попытка что то сделать. Вы конечно имеет право на своё мнение, но если вы действительно критик, будьте добры аппелируйте к более весомым аргументам, потому как от анализа всегда ждёшь результата. А тут. Ни бэ, ни мэ.
    А ежели вы любитель (я не имею ввиду диплом. то что вы не киновед отнюдь, видно даже из начала статьи, хотя название очень неплохое.) то не беритесь писать серьёзные рецензии на попытки снять местный фантастический триллер.

    • Рустам Габбасов, Роджера Кормана не критикует только ленивый Его творчество отнюдь не сопоставимо с его влиянием на потомков. И сравнивать местечковую фантастику с "Индианой Джонсом" - кощунственно. Но ваши пожелания я, конечно, приму к сведению.

      Оценка статьи: 5

  • Евгений Жарков, помню этот фильм. И в отличие от Вас, напугал меня он так, что ночью казалось, что змеи по полу ползают (правда, я смотрела это кино лет в5-6 )
    Но, честно говоря, настолько он мне в душу запал, несмотря на все страхи, что пытылысь даже на DVD его найти, но не удалось

    Оценка статьи: 5

  • Евгений Жарков, В юности очень даже ничего был. Подозреваю, о "Похищении Савойи" вы тоже такого же мнения, хоть артисты там очень и очень.
    О польском кино - а вспомните ряд фильмов "Последний патрон", "Капкан" и еще один - не помню - чем не "Рожденная революцией". В общем, польское кино (от "Ва-Банк" до "Амазонок") мне чем-то нравится .

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях,

      Если Вы внимательно читали статью, о польском кино в целом я не писал. Речь идет о конкретном фильме. Творчество Юлиуша Махульского я очень уважаю. А вот указанный Вами фильм "Похищение Савойи" я не видел. Пока еще

      Оценка статьи: 5

  • А мне фильм нравится. Он реальней Индианы Джонса.