Конечно же, в первую очередь наше внимание направляется в сторону известных школ и курсов. Здесь срабатывает простая логика: раз компания долго существует на рынке услуг, раз о ней говорят, то, наверное, это хорошая школа (курс), туда стоит идти учиться. Оставим в стороне вопросы стоимости обучения. Ведь важнее, получите ли вы нужный вам результат по окончании обучения или останетесь почти с тем же, с чем и были.
А теперь внимательно перечитайте предыдущий абзац и обратите внимание на причину, по которой люди обычно тянутся в известные школы. Само слово «известность» предполагает лишь то, что о школе много говорят, не так ли? Но слышали ли вы когда-нибудь выражение (возможно, прозвучит несколько грубо): «реклама — двигатель торговли»? (Смягчённо-завуалированный вариант — «реклама — двигатель прогресса».) Помните ли вы, как совсем недавно была поднята шумиха по поводу (как позже оказалось, несуществующих) свиного и птичьего гриппа? Просто кому-то надо было увеличить продажи вакцин и лекарств. Были ли это какие-то малоизвестные мелкие фирмочки и организации?
Очевидно, — нет. Потому что в этом случае идея опасности заболевания не обошла бы весь мир и не появилась бы на центральных каналах ТВ. Так что известность и «авторитеты», к сожалению, не показатель.
Выше описан, конечно же, крайне негативный вариант. И, конечно же, в области обучения английскому языку дела обстоят не настолько плачевно. Впрочем, можно натолкнуться на подобных горе-продавцов и в нашей области. Как же определить, кому можно довериться, а кому нет? Всё не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Решение проблемы с выбором курса, школы, репетитора — в том, чтобы ориентироваться на результат. Но важно хорошенько понимать, «слышать», что именно вам говорят. Помните, главное — результат. Теперь — к примерам.
Например: тот результат, которого вы хотите добиться в английском — уметь общаться с другими людьми. Почему не читать, не писать, не слышать? Потому что этому неплохо можно обучиться на очень многих курсах, во многих школах, у многих репетиторов, а также самостоятельно. Для этого нужно ваше решение учиться и дисциплина.
Для того, чтобы общаться, нужны как минимум две дополнительные вещи, которых такому большому количеству людей, желающих выучить английский, так недостаёт (не только ученикам, но и учителям, которые испытывают серьёзные сложности, чтобы обучить этому своих учеников):
1) Людей, с которыми можно было бы общаться на английском. Не человека, одного-единственного, которого можно научиться понимать за относительно короткое время, а многих и разных людей, со всеми присущими им особенностями, манерой высказываться, акцентом и прочими нюансами.
2) Собственного навыка (который появляется в результате обучения), который состоит в том, что вы можете быстро выдавать нужную мысль сразу на английском языке. То есть случай, когда вы знаете, как сказать фразу на родном языке, затем вспоминаете или подбираете нужные и правильные английские соответствия (как в лексике, так и в грамматике), затем составляете фразу на английском, — совершенно не годится. Слишком медленно!
Как же выбрать правильное (нужное и подходящее именно вам) место обучения? Ответ очевиден: сравните свою идеальную картинку (то, чего вы хотите достичь) с тем результатом, который вы можете наблюдать. То есть посмотрите на выпускников той школы, поговорите с теми, кто учился у данного преподавателя — могут ли они делать то, чего хотите достичь вы? Сколько из всех, кто обучался здесь, достигли того же успеха? Не являются ли результаты случайными? Ведь всем нам известно, что в любом классе любой средней школы найдётся 2−3 отличника. Но 50% чаще всего не владеет предметом обучения, к сожалению.
Ещё один нюанс. Если Вы хотите научиться говорить на английском и расспрашиваете человека о его успехах в обучении в конкретном месте (или у конкретного человека), не принимайте от него никакие слова о сертификатах (лично полученных им или имеющихся у школы или преподавателя), чудесной атмосфере в классе, замечательных учебниках «с цветными картинками и большими-большими буквами» и прочем «шуме». Ведь это лишь дополнительные «бонусы», не более. Иначе может получиться как в случае, о котором мне однажды пришлось узнать.
Телефонный звонок.
— Здравствуйте. Можно узнать о вашем курсе?
— Да, конечно. Что вы хотите узнать?
— У вас на сайте написано, что вы учите говорить на английском.
— Да, это так. Вы раньше изучали английский?
— Я и сейчас его пока изучаю, на других курсах (человек «в трубке» называет очень известную школу английского). Но говорить не могу. А мне очень нужно.
— Я знаю эту школу и знаю, что у них есть курс разговорного английского. Может быть, вам перейти в вашей школе именно на этот курс?
— Но я там и учусь!
У меня минутное замешательство.
— А сколько времени Вы там учитесь?
— Почти полтора года.
Ещё большее замешательство.
— Но Вы говорили с руководством, с преподавателем — почему так?
— Конечно, говорил!
— И что они ответили?
— Мне сказали: «Вас должно прорвать»!
Должно прорвать на разговорную речь! Комментарии излишни.
То есть тут (как, кстати, и на многих других курсах и в школах) попросту были уверены в распространённой идее о количестве, переходящем в качество. То есть верили в то, что если человеку давать много английского (много слов, много рассказывать о правилах грамматики, давать слушать много аудио, давать ещё много всего прочего и чем больше, тем лучше), то в результате он заговорит на английском.
Осознайте, дорогой читатель, что чаще всего в расчёт идёт именно эта идея, когда вас уверяют, что выучат вас английскому. Есть, правда, и другие соображения — из разряда «английский за 30 дней» — когда вам стараются дать краткий курс грамматики в схемах и терминах с, возможно, параллельным обучением техник быстрого запоминания слов, и считается, что после этого вы должны заговорить. Но, как показывает жизнь, и в первом, и во втором случаях успех наступает крайне редко.
Причина неудач — слишком мало настоящей, реальной, жизненной практики. Действительной практики живого использования языка. Знать только теорию — мало. Практиковаться в подстановке слов в нужной форме вместо пробелов или заучивать готовые фразы, может быть и полезно, но к реальной жизни это имеет мало отношения.
Итак, если вы решили найти лучший, эффективный курс английского для себя, первое, что определите — чего именно вы хотите достичь. Получить сертификат? Выбирайте учебное заведение или педагога, которые подготовят вас именно к этому. Хотите уметь читать и понимать устную речь? Вы без труда найдёте и такие места обучения. Хотите уметь говорить? Убедитесь, что все учащиеся (или подавляющее большинство, но никак не избранные) школы или педагога умеют говорить. Если вам кто-то рекомендует школу, потому что после относительно недолгого обучения смог пройти собеседование при приёме на работу или отказался от переводчика на переговорах (при условии, что это соответствует действительности) — это приемлемая рекомендация.
Также поинтересуйтесь, сколько времени они потратили на то, чтобы добиться того эффекта, которого они смогли добиться (вряд ли вас порадует обучение, растянувшееся на полжизни). Поговорите с теми, кто учился тут, и расспросите, где и как им пришлось воспользоваться полученными умениями (не знаниями — умениями!), послушайте, как они общаются с другим человеком на английском.
А начать выбирать, несомненно, можно, посещая ознакомительные уроки курсов английского. Это тоже может дать информацию для размышления. Можете выбирать также только по тому, насколько вам понравился урок той или иной школы. Но, остановившись на школе, начав обучение, спустя месяца три посмотрите, чего вам удалось достичь и устраивает ли вас полученный результат.
Успехов вам в выборе и в достижении вашей цели!
Елена Бабичева,
менеджер курса английского языка
Прикладного Образования
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...