Елена Асвойнова Елена Асвойнова Профессионал Опубликовано 30.10.2010      47     8363     Распечатать

Стоит ли праздновать Хэллоуин?

Любим мы праздники – ой, любим! Мало своих – так ещё чужих наберём. Вот, к примеру, ещё во времена моей юности у нас ни о каком Хэллоуине и слышно не было, а теперь – извольте радоваться: каждый год с вечера 31 октября и до 1 ноября наши соотечественники посылают друг другу открыточки с жутковатой тыквой и рядятся один страшнее другого. А некоторые энтузиасты даже пытаются на манер западных братьев по разуму ходить по друзьям и знакомым с криком «Дайте сладкого – а то напугаем!».

Всё же любопытная мода завелась в нашей стране со времён Петра Великого: тащить с Запада что попало – и уже потом разбираться, что же мы, собственно, приволокли на этот раз… Интересно, кто-нибудь задумывается хотя бы, что означает слово «Хэллоуин»?

Для заинтересованных лиц сообщаю: оно восходит к англосаксонскому Hālgena Ǣfen – «святой вечер», потому что Хэллоуин – канун Дня Всех Святых, отмечаемого католиками 1 ноября. Надо ли говорить, что вся это привиденческо-ведьмовская атрибутика ни ко всем святым, ни к некоторым из них не имеет никакого отношения – это два совершенно разных праздника. Но совпадение их по времени не случайно: сила всех святых понадобилась для того, чтобы уравновесить другой праздник – языческий.

Что же это за праздник такой, потребовавший столь решительных мер?

Это кельтский праздник Самайн. Праздник это языческий, древний – а древний человек понимал праздники не совсем так, как мы понимаем их сейчас. Мы сможем это себе представить, если посмотрим, как люди верующие воспринимают религиозные праздники: повод не столько для веселья, сколько для дополнительных обязанностей – непременно посетить богослужение, исповедаться, прочитать особые молитвы, помолиться такому-то святому. А если и приготовить особую еду, то исключительно для того, чтобы мысленно погрузиться в события священной истории, с которыми она связана – словом, Восьмое марта празднуют совсем не так.

В древности же абсолютно все праздники были религиозными – правда, религия была другой, но относились к праздникам примерно так же: застолье было не просто «объедаловкой», а жертвенным пиром, хмельные напитки помогали не «расслабиться», а вступить в общение с потусторонним миром, и уж конечно, древние люди никогда не отмечали праздник просто потому, что «так принято». Некую бледную тень такого мироощущения мы можем сегодня наблюдать в детских спектаклях и мультфильмах, где наступление Нового года неизменно оказывается под угрозой срыва – и положительные герои едва успевают спасти положение до боя курантов.

Вот так же наши предки прекрасно осознавали, что знаменует собой тот или иной «святой день» (holy day): не сожжешь Масленицу – весна не наступит, не утопишь в реке Кострому – урожая не будет и т.п. Вот и Самайн имел для кельтов совершенно определённое значение – он знаменовал собой начало зимы, точнее, переход к зиме. Сам по себе «переход» – одно из ключевых понятий (если не ключевое) в любой магии (неотделимой в языческие времена от религии), которая всегда предполагает переход в иной мир.

Чтобы лучше представить себе истинную атмосферу Самайна, обратимся к первоисточникам – например, к ирландской саге «Приключение Неры», действие которой происходит как раз в такую ночь.

Итак, откроем сагу. Начало уже впечатляет...

Король Айлиль и королева Медб со всеми своими людьми сидят у очага – и, похоже, не испытывают ни малейшей потребности скакать по окрестностям, вырядившись невесть как. И их можно понять: «Темна была та ночь и полна ужаса, демоны мелькали в темноте». Так-то вот – демоны! Это вам не тыква с глазками какая-нибудь!

Внезапно король вспоминает о пленниках, которым надо обвязать ноги ивовыми прутьями (если кто не в курсе, пленники – это «живые убитые», т.е. люди, принадлежащие одновременно и миру живых, и миру потустороннему – а значит, в такую ночь от них всего можно ждать, потому-то и надо совершить упомянутое магическое действие). Но никому это поручение выполнить не удаётся: «Не смог ни один человек уйти далеко, все быстро возвращались обратно». Заметим, что Айлиль, Медб и их люди – не какие-нибудь хлюпики, а храбрые воины, не раз доказывавшие своё мужество в сражениях (а Айлиль пообещал в награду свой меч с золотой рукоятью). Но прогулка в ночь под Самайн оказывается непосильным испытанием даже для них.

Наконец, один из воинов – по имени Нера – выполняет поручение (хотя и не без осложнений). Вернувшись к крепости, он обнаруживает, что крепость сожжена, а все, кто там находились, убиты (прямо как в старом анекдоте: «Ничего себе – сходил!»). Он отправляется в пещеру близлежащего сида (т.е. холма, где обитают сиды, или ши – весьма таинственные существа, которых позднейшее предание не совсем правильно именует эльфами). В сиде Нера проводит три дня и три ночи, пока одна женщина не открывает ему глаза: оказывается, не было никаких убийств, никакого разрушения крепости – «это множество демонов явилось тебе», и трёх дней в сиде тоже не было – «они до сих пор сидят вокруг того котла, и еду даже еще не сняли с огня» (последнее, надо сказать, выбивается из традиции: обычно бывает наоборот – проводишь у сидов три дня, возвращаешься и обнаруживаешь, что прошло триста лет…, но от сидов всего можно ждать, особенно в Самайн!)

Не стану пересказывать, как Нера выбрался из сида и что было дальше (кому интересно – сам может прочитать) – сказанного и так достаточно для того, чтобы сделать вполне определённые выводы. Лично я после всего прочитанного предпочту в ночь под Самайн (впрочем, если вам так хочется, можете продолжать именовать его Хеллоуином) сидеть дома – под защитой очага и родного домового…

Вам всё ещё хочется куда-то бежать в диковинных одеяниях, размахивая тыквой со свечкой? Вам не страшно? Ах да, мы же современные цивилизованные люди – мы не верим в каких-то там кельтских демонов и прочую мистическую чушь!

А если не верим – тем более, зачем справлять такой праздник?

Теги: кельты, празднование, обычаи, традиции, хэллоуин, праздники
47 комментариев (посмотреть последние комментарии)
Стоит ли праздновать Хэллоуин?(Wallenrock, Shutterstock)
Wallenrock, Shutterstock

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Культура, искусство, история»

Обсуждение статьи:

  • Каролина Динкелакер Каролина Динкелакер Читатель 5 ноября 2010 в 08:01   # Ответить 0 +1

    Читая статью и комментарии, думала о том, что почему-то наши праздники нигде, кроме как у нас не празднуются, они что, плохие? А как речь заходит о каком-нить хэллоуине, так мы умиляемся и с радостью бросаемся праздновать. Неужели своих мало?

    Оценка статьи: 5

    • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 5 ноября 2010 в 08:08   # Ответить 0 +1

      Самое значимое в реплике - "мы". Каждый выбирает для себя. Я - это не МЫ. Вы, Каролина, имеете свой набор праздников, ведь так? Считаете необходимым праздновать - празднуете. Если "своих мало" - присоединяетесь к иным празднующим))) Если не празднуете - надо бегать по празднующим и объяснять вот это самое на тему "мы"?!

      • Каролина Динкелакер Каролина Динкелакер Читатель 5 ноября 2010 в 09:48   # Ответить 0 +1

        Люба Мельник, ИМХО никуда не бегаю и никому ничего не доказываю. Празднуете - ради Бога. Я высказала свои мысли, только и всего. На большее не претендую.

        Оценка статьи: 5

        • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 5 ноября 2010 в 17:47   # Ответить 0 +1

          Каролина Динкелакер, празднует Европаи (США пожиже, но все же!) 1 мая, празднуем 8 мая - день победы наш общий, празднуем Новый год наш общий. Празднуем Рождество, Пасху. А какие еще настоящие праздники есть-то? Неужто вчерашний бестолковый день непонятно чего? Народу бы не нравился русскому хэллоуин, не стали бы отмечать. Потому что свой Ивана Купалы похерили.А побеситься хочется. Вон даже чисто немецкий октоберфест в России отмечают. И это есть хорошо, товарищи - глобализация прет. Я думаю, что вот такое тихое, ползучее проникновение культурных ценностей дает больше, чем встречи высоких лбов за гамбургерами. Это больше сближает народы. Главное, чтобы Россия своих иванов купал не забывлаа. И чтобы не праздновала Рождество Христово на особицу от всего христианского мира 7 января, а чтобы как положено, со всеми - 25 декабря, как оно раньше было.

    • Алексей Каторгин Алексей Каторгин Читатель 5 ноября 2010 в 09:46   # Ответить 0 +1

      Каролина Динкелакер, дело не в том, плохие наши праздники или нет, а в том насколько наша культура влияет на остальной мир и, к сожалению, мы здесь далеко не на первом месте (чебурашка у японцев не в счет).

      Почему мы с радостью празднуем Хэллоувин? Просто потому, что у нас нет праздника именно такого формата.

      Зачем все эти разговоры насчет много-мало? Как будто где-то кто-то отмерил точное количество радости и веселья, и мы должны срого-настрого придерживаться этой мерки.

    • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 5 ноября 2010 в 09:50   # Ответить 0 +1
      просто наблюдение

      Вот когда чужеземцами и инородцами возмущается юзер с псевдонимом Ратибор или Добрыня - это как-то понятнее. А когда приходит в комментарии некто с логином Румпельштильцхен и возмущается, что забыли исконное, домотканое и кондовое - это даже улыбает.

      Оценка статьи: 2

      • Алексей Каторгин Алексей Каторгин Читатель 5 ноября 2010 в 09:58   # Ответить 0 +1

        К. Ю. Старохамская, очень метко подмечено! )) я в восторге

      • Каролина Динкелакер Каролина Динкелакер Читатель 5 ноября 2010 в 10:01   # Ответить 0 +1

        К. Ю. Старохамская, это камушек в мой огород, я так поняла. Так думается, и вы поняли, что это псевдоним - не более того и никакого отношения к теме статьи не имеет. Не так?
        А меня не улыбает, что порой исконно русское мы не всегда знаем (ИМХО, это не о вас), но что-нибудь импортное - это завсегда с нашим превеликим удовольствием. А как же, всё-таки импортное, заграничное. Престижно! Все празднуют, чего отставать...

        Оценка статьи: 5

        • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 5 ноября 2010 в 10:13   # Ответить 0 +1

          Каролина Динкелакер, дак как раз о нас. У меня хоть псевдоним из русской культуры (и из ее лучшего образца) но я действительно не знаю такого праздника, чтобы у нас ( у славян) был всенародным - а больше никто его не знал. Жду примеров - никогда не поздно что-то узнать.

          Оценка статьи: 2

          • Каролина Динкелакер Каролина Динкелакер Читатель 5 ноября 2010 в 10:20   # Ответить 0 +1

            К. Ю. Старохамская, например, Масленица. Только не говорите, что его в штатах, к примеру, отмечают. Может, и отмечают, только скорее всего в среде эмигрантов или их потомков.

            Оценка статьи: 5

            • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 5 ноября 2010 в 10:55   # Ответить 0 +1

              Каролина Динкелакер, Масленица - хороший пример, и хороший праздник. Теоретически он мне нравится. Но вот я за все свои 50+ как-то ни разу в жизни не видела в реале, чтобы его праздновали люди САМИ, дома, на улицах, во дворе - а не в рамках "мероприятия". Только по телевизору показывают опереточных матрешек и ярмарки. А вот чтобы мне живой человек сказал "идем завтра Масленицу гулять" - не припомню. Еще мне Коляда нравится - но ее тоже где-то только в Карпатах празднуют... А вот на хеллувин моя дочь с командой ого-го какими чертями оделись, и все за свой счет

              Согласна, жаль, что нет всенародных маслениц и колядок. Но если отменить Хеллувин - думаете, поможет?

              Оценка статьи: 2

              • Каролина Динкелакер Каролина Динкелакер Читатель 5 ноября 2010 в 11:14   # Ответить 0 +1

                К. Ю. Старохамская, да разве я призываю отменить?!!! Я призываю свои любить! Возможно, что в крупных городах так широко и не отмечают. Но я вот помню ещё ребенком (это получается, ещё в советское время), как с родителями ходила на Масленицу. Тогда, конечно, не всего знала, но впечатления от сожжения чучела Зимы, от переживания за знакомых, которые пытались снять приз со столба, от ярких красивых нарядов гуляющих остались на всю жизнь. А какие вкусные блины и чай были на улице!

                Оценка статьи: 5

                • Алексей Каторгин Алексей Каторгин Читатель 5 ноября 2010 в 11:30   # Ответить 0 +1

                  Ладно, что будет, если мы вместо сожжения чучела начнем дружно вырезать тыквы? Принцииально - ничего, я думаю.

            • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 5 ноября 2010 в 18:13   # Ответить 0 +1

              Каролина Динкелакер, отмечают масленицу да еще как. FAT FRIDAY называется. В акурат перед великим постом все христиане дружно обжираются пенкейками. Это обычный христианский праздник, как и пепельная среда по типу прощеного воскресенья.

        • Алексей Каторгин Алексей Каторгин Читатель 5 ноября 2010 в 10:17   # Ответить 0 +1

          Каролина Динкелакер, празднование Хэллоувина это просто празднование Хэллоуниа - не более того, также как и ваш псевдоним, хотя они и оба Западные.

          Я считаю, что нужно думать не в таком ключе, что "ах, давайте запретим эти ненужные НАМ Западные праздники", а нужно популяризовывать нашу культуру и взращивать любовь к ней, так чтобы наших праздников действительно хватало.

          Кстати, для примера, на германский Октоберфест, приезжают люди со всего мира, а казалось бы чужой праздник. А к нам не едут, вот над чем надо подумать...

          Комментарий отредактирован 5 ноября 2010 в 10:18

          • Каролина Динкелакер Каролина Динкелакер Читатель 5 ноября 2010 в 10:26   # Ответить 0 +1

            Алексей Каторгин, а кто призывает к запрету? "а нужно популяризовывать нашу культуру и взращивать любовь к ней, так чтобы наших праздников действительно хватало". О том же я и говорю, извините, если непонятно выразилась. А что, у нас праздников не хватает? По-моему, так с лихвой.

            Оценка статьи: 5

            • Алексей Каторгин Алексей Каторгин Читатель 5 ноября 2010 в 11:31   # Ответить 0 +1

              Каролина Динкелакер, хватает-нехватает праздников... Не надо их вообще считать, от плюс одного точно хуже не станет.

            • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 5 ноября 2010 в 11:38   # Ответить 0 +1

              читать дальше →

              • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 5 ноября 2010 в 11:54   # Ответить 0 +1

                матрешками (или все ж чертями?! )))оделись, и все за свой счет.

                вот! Именно. Неплохо бы было. Но... нету.

                Оценка статьи: 2

    • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 5 ноября 2010 в 09:53   # Ответить 0 +1

      Каролина Динкелакер, а какие, например, наши праздники вы бы хотели, чтобы отмечали "где-то там"?
      Случайно или нет, но я просто не знаю таких всенародно празднуемых исконных русских праздников, которых больше ни у кого нет.
      можете привести пример?
      Ивана Купала? Так его много где празднуют.
      Сочельник? Везде.
      Может быть, день шахтера?

      Оценка статьи: 2

      • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 5 ноября 2010 в 09:59   # Ответить 0 +1

        День милиции, конечно. Это наше культурное достояние. День милиции в память о смерти Брежнева.

        • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 5 ноября 2010 в 10:56   # Ответить 0 +1

          Люба Мельник,

          Оценка статьи: 2

          • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 5 ноября 2010 в 13:47   # Ответить 0 +1

            Кстати, хелуин еще тот получился б. Препраздненство: народ в серых шапках под крупными хлопьями снега, серо-черно-красная толпа - серо-черная от одежд предзимних, красная от ситцевых"славакапэсэс!", соломенные куклы на черно-красном мавзолее, чернота прячется в темени кремлевских елок... Сам праздник - народ в почти голубых мундирах, лебединое озеро.... Гудят паровозы, наконец услышать бы гудок заводской... отдание праздненства: священная пища оливье...

            Комментарий отредактирован 5 ноября 2010 в 13:49

            • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 5 ноября 2010 в 14:19   # Ответить 0 +1

              вот был бы отличный способ - отучить народ от этого празднования. Всех обязать переодеваться чертями и ведьмами, проводить соцсоревнование и смотр хеллувинской песни.
              Народ обплевался бы на второй год.

              А так ничего, рядятся...

              Черняков, сайт http://chestyle.com про Виннипег

              Оценка статьи: 2

  • Влад Владимиров Влад Владимиров Профессионал 25 ноября 2010 в 08:35   # Ответить 0 +1

    Елена, спасибо за интересную статью!

    Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (47)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: