Л. Рон Хаббард,
«Дорога к счастью»
Когда вы были ребенком, случались ли с вами такое, что вы попадали в неловкое положение, когда другой человек высмеивал вас прямо перед друзьями? Были ли вы когда-нибудь посмешищем, центром всеобщих насмешек? Мучились ли вы от мысли, что другие смеются над вами? Я искренне надеюсь, что нет.
Зато такие мрачные воспоминания были частью моего детства. И все они были связаны с девочкой по имени Джеки.
Начался новый учебный год. Я пошла во второй класс. И, волею судеб, Джеки была в этом же классе. Через несколько недель она подошла ко мне и сказала: «Ты мне не нравишься!». Когда я спросила: «Почему?», она ответила: «…потому что я ненавижу тебя!». Для меня это было шоком. Я ничего не поняла. Что я ей сделала? Ведь до того как она обратилась ко мне со своим заявлением о ненависти, я даже не разговаривала с ней! И вот на протяжении целого года я задавалась вопросом, почему же она так меня не любит? Что заставило её ненавидеть меня?
К счастью, в последующие годы мы учились в разных классах. Но… мы с ней были в одном отряде скаутов. Я всегда старалась избегать её, но как только наш вожатый отворачивался, или когда Джеки видела меня на школьном дворе, она начинала перешептываться со своими друзьями, и вот тогда-то они и начинали пялиться на меня. Я была в центре внимания. Правда, я не могу сказать, что такого рода интерес благоприятно сказывался на моей уверенности в себе.
Только прежде чем начать жалеть меня, бедненькую, вы должны знать, что в то время мне было уже десять лет. Моей единственной проблемой было то, что у меня не хватало смелости осуществлять свои планы.
Вы, наверное, думаете, что я так и проучилась, избегая Джеки… но у этой истории очень интересный поворот событий.
Как-то вечером после собрания скаутов Джеки была в центре группы девочек. Когда я прошла мимо них, она показала на меня пальцем и «прошептала»: «Это та девочка, которая писает в штаны в школе». Она сказала это достаточно громко, во всяком случае, я её слышала великолепно. Было очевидно, что говорили обо мне. Естественно, я и не пыталась отрицать.
Я ожидала, что другие дети начнут хихикать, и была готова провалиться сквозь землю. Но в этот момент маленькая девочка по имени Джерри, которую я едва знала, подскочила, посмотрела на Джеки и громко сказала: «Я тебе не верю! Это всё неправда! И это совсем не смешно!»
Удивительно, но Джеки ничего не ответила. Я вдруг почувствовала себя как за каменной стеной.
На следующий день меня ожидал еще один сюрприз. Джеки видела меня, но она больше не делала таких гадостей мне. Она прекратила строить свои козни против меня. Мои планы мести растаяли.
Через некоторое время семья Джерри переехала в другой город, и с того времени я больше её никогда не видела. Но я хорошо запомнила тот урок, который она мне преподала. Прошло уже полвека, а я по-прежнему храню его в памяти.
Этот урок я передаю и моим студентам. Я говорю им, что действие любого из нас должно приносить пользу каждому: когда мы слышим, что кто-то поднимает на смех другого; когда мы слышим, что кто-то подшучивает над тем, что другой ценит; когда мы слышим, что кто-то весело критикует мечты другого, и сводит на нет его усилия, мы также должны допустить и то, что не все считают такое положение вещей нормальным.
И мы никогда не должны позволять «юмористу» отделаться одним лишь высказыванием: «О, да я просто пошутил!» Потому что унижение другого человека — это недобрый юмор, это безжалостно и жестоко.
Мы подаем пример «шутнику», когда говорим, к примеру, что оскорбления и унижения — это не смешно. В сущности же, мы предлагаем ему взглянуть на тот результат, который сам он и создал, и уладить эту ситуацию.
Также возможно, что «шутник» ничего не знает о человеке, над которым он насмехается, или просто не понимает его. Если мы не идем у него на поводу и не позволяем насмехаться над нами, то мы позволяем ему уладить все возникшие недоразумения.
Возможен такой вариант, что «шутнику» необходимо показать разницу между остроумным замечанием, которое является забавным и которое все поймут, и замечанием, которое ставит другого человека в неловкое состояние. Это не забава, а — унижение.
Или же «шутник» грубит. В этом случае, надо выработать бескомпромиссное отношение к грубости, укрепить представление, что такое поведение является абсолютно неприемлемым.
Ведь это очень важно для человека, за которого мы заступаемся. Мы позволяем ему сохранить уверенность в себе.
Подводя итоги, я бы хотела сказать, что я настаиваю на том, чтобы люди с уважением относились друг к другу. Так мы сделаем мир добрее.
Карлинн Маккормик,
автор публикаций по вопросам образования и учебных материалов, учредитель первой on-line академии Прикладного Образования, с 1992 имеет лицензию Международного
Прикладного Образования
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...