…Писатель Тед Бомонт живет двойной творческой жизнью. С одной стороны, это интеллигентный, умный автор, пишущий книги в расчете на такую же интеллектуальную публику. Его произведения нравятся высоколобым критикам, но продаются из рук вон плохо. С другой стороны, Тед периодически пописывает под псевдонимом Джордж Старк. Романы Старка о похождениях мрачного бандита по кличке Алексис-Машина пользуются у читателей бешеной популярностью, что позволяет Бомонту хорошо жить, вкусно кушать и спокойно, не напрягаясь финансовыми вопросами, творить «для души» под своим настоящим именем. И всё бы хорошо, да только в один прекрасный момент к Теду заявляется нехороший человек-редиска, некто Фред Клоусон, который обходными путями узнал о тайне Теда и пытается шантажировать его на кругленькую сумму.
«Темная половина» в лице Старка и его pulp fiction, макулатурная писанина, уже давно напрягали и Бомонта, и его верную жену Лиз, которой совсем не нравились эти творческие перевоплощения ее мужа. Поэтому Бомонт вовсе не стал платить выкуп за сохранность тайны, а решил обнародовать сей факт самолично, дабы опередить огласку из третьих рук. Для этого писатель приглашает к себе фотографа и журналиста из престижного издания, дабы все вместе они могли сочинить историю о том, как известный романист «похоронил» свой псевдоним в буквальном и переносном смысле. Для наглядности на кладбище, где были похоронены родители Теда, даже водрузили фальшивую надгробную плиту.
Дальнейшие события разворачиваются по принципу «не буди лихо, пока тихо». Внезапно вокруг Теда Бомонта начинают умирать близкие ему люди. Сначала ужасной смертью погибает тот самый фотограф, что снимал фотосессию мнимых похорон, затем — несостоявшийся шантажист Клоусон. Дальше — больше. Журналист, написавший статью. Издатель Бомонта. Жена и деловой партнер издателя Бомонта. Круг сужается и неумолимо ведет к одному человеку — самому писателю. Самое подозрительное, что убийца и не пытается особо шифроваться, он действует нагло, беспринципно и очень жестоко, орудуя своих жертв опасной бритвой. Таинственный потрошитель невероятно смахивает по описаниям свидетелей на самого Бомонта и, что самое невероятное, везде оставляет аналогичные отпечатки пальцев.
Местный шериф Алан Пэнгборн не без оснований подозревает Бомонта в совершении этих убийств, но нутром чует, что Тед не виноват, хотя все улики говорят против него. Сам же Тед, после череды необъяснимых событий, осознает, что в реальности воплотился его самый страшный кошмар — Джордж Старк, ранее существовавший лишь в воображении автора. Он загадочным образом ожил и теперь мстит Бомонту за попытку похоронить его. Добавляет мистики в данную ситуацию и тот факт, что в детстве Бомонт стал жертвой опухоли, которая на самом деле оказалась его недоразвитым братом-близнецом. Опухоль вырезали и закопали останки на том самом кладбище, где 23 года спустя писатель решил в шутку покончить со своей «темной половиной»…
Книга Стивена Кинга носит полубиографический характер. Дело в том, что сам Кинг в свое время писал под другим именем, известным как Ричард Бахман. Под этим псевдонимом он выпустил в свет за тридцать лет семь произведений, в том числе повесть «Ярость», романы «Бегущий человек», «Дорожные работы» и «Худеющий». Поэтому Тед Бомонт — это своеобразное альтер-эго самого Кинга. А Бахман — его «темная половина». Хотя в данном случае четкой связи не прослеживается хотя бы потому, что произведения Бахмана отличаются от книг Стивена Кинга лишь уровнем качества; будто бы писатель все свои неудачные или недоработанные идеи скидывал на несуществующего в реальности человека. В кинематографе для подобных целей служит персонаж Алан Смити: когда режиссер не хочет, чтобы его имя фигурировало в титрах фильма, он вправе использовать вместо себя Алана Смити, это известная и широко распространенная практика.
То, что режиссером картины стал Джордж Ромеро и странно, и логично одновременно. Несмотря на то, что сам режиссер прославился в первую очередь своими зомбятниками, он уже дважды успел поработать с Кингом на лентах «Калейдоскоп ужасов» и «Сказки с темной стороны». К сожалению, Ромеро, при всей его мастеровитости и опыте работы в жанре хоррора, не сумел до конца прочувствовать глубину экранизируемого произведения, обработав материал слишком поверхностно, прямолинейно. В результате получился стандартный мистический триллер, где потаенный смысл книги Кинга служит лишь фоном.
Главная «двойная» роль Старка-Бомонта досталась хорошему, но не очень ровному, актеру Тимоти Хаттону («Комната смерти»). Примечательно, что Хаттон обрел славу и признание в очень раннем возрасте, получив Оскара в 21 год за картину Роберта Редфорда «Обыкновенные люди». Как это часто случается, с тех пор карьера актера не пошла резко в гору, а застопорилась в средних по качеству фильмах.
Действие картины «Темная половина» происходит в вымышленном городке Касл-Рок, где также живут и существуют персонажи других романов Кинга, таких, как «Нужные вещи», «Мертвая зона», «Куджо» и др. Кстати, шериф Алан Пэнгборн, которого в «Темной половине» сыграл очень средненький актер Майкл Рукер, является одним из центральных персонажей более удачного произведения «Нужные вещи». Этот роман был экранизирован в том же 1993 году режиссером Фрейзером Кларком Хестоном, а роль Пэнгборна досталась более талантливому исполнителю Эду Харрису.
Резюмирую. Несмотря на желание создателей угодить поклонникам Кинга, в очередной раз приходится констатировать факт, что лишь немногие экранизации «короля ужасов» достойны своих первоисточников. Это не значит, что у писателя не было откровенно проходных произведений, тем не менее, «Темная половина» в бумажном исполнении смотрится всё-таки лучше.
Я уже тоже заметила, что экранизировать Кинга не умеют. Удачной экранизацией можно назвать лишь "Зелёную милю".
Точно так же меня разочаровала экранизация "Соляриса"... Даже Клуни не спас.
Оценка статьи: 5
0 Ответить