Профориентация в доперестроечные годы была поставлена на хорошее основание в виде учебных комбинатов, где ребенок мог попробовать себя в качестве повара или слесаря. И что мы имеем сейчас?
Например, в каждом районе Петербурга официально действуют и межшкольные учебные комбинаты, и центры психолого-педагогической помощи, которые обязаны на бесплатной основе осуществлять профориентационную работу в школах.
Кто-нибудь из современных родителей «беспроблемных» детей знает о существовании таких организаций? Кто-то посещал занятия или работал с психологом?
Поговорим немного о том, чем может помочь профориентация вашему ребенку.
Во-первых, профориентационная работа, если она ведется с 4-го класса, поможет осознанно выбрать профессию и лучше понимать должностные обязанности, о которых мы обычно узнаем только при первом трудоустройстве уже после окончания вуза. Для этих целей используются профориентационные игры, в которые дети играют с большим удовольствием, взахлеб рассказывая родителям дома о том, как интересно быть сантехником. Подобная игра снимает вечное желание «быть, как мама» и работать по специальностям родителей, не учитывая свой внутренний потенциал, что, согласитесь, уже неплохо.
Во-вторых, профориентация позволяет объективно оценить сильные и слабые стороны ребенка и вовремя скорректировать поведение, если это необходимо.
В-третьих, мало кто из родителей может похвастаться тем, что знает своего ребенка. Поэтому мамы и папы часто бывают удивлены и результатами профориентационного тестирования, и результатами беседы с психологом. Не стоит винить в этом себя, скорее, виноват современный ритм жизни.
В-четвертых, профориентация при переходе в старшие классы помогает определить профильные предметы, а работа с психологом поможет выбрать оптимальную нагрузку, чтобы из лучших побуждений не лишить ребенка детства.
В-пятых, профориентация может снять некоторые родительские страхи. Наш опрос родителей старшеклассников показывает, что мамы и папы в век платного образования перестали бояться того, что ребенок не поступит в желаемый университет. Даже ориентированные на бесплатное высшее образование родители в глубине души уже нашли резервы на банковском счете.
Теперь остается страх того, что, проучившись несколько лет, любимое чадо разочаруется в выбранной специальности и бросит занятия. А для счастливых обладателей сыновей страх российской армейской действительности превышает все возможные показатели.
Конечно, никто не гарантирует, что после работы с психологом ребенок никогда не изменит своего мнения. Но психолог-профконсультант поможет определить возможности подростка, подходящие предметы для сдачи ЕГЭ, порекомендует развитие нужных для специальности навыков, а также расскажет о сути будущей работы и сориентирует по заработной плате или востребованности на рынке труда. Это, в свою очередь, избавит родителя от страха того, что ребенок не сможет обеспечивать себя в будущей самостоятельной жизни.
И последнее. Иногда нашим детям нужно просто поговорить с не предвзятым взрослым человеком, который не дает оценок и готов выслушать самые смешные проблемы. Это в разы снижает подростковую агрессивность.
Итак, полезность профориентации для детей всех возрастов, кажется, очевидна. Выбор за вами. Теперь разберемся с местом получения профориентационной помощи. К сожалению, похвастаться особенно нечем. В государственных учреждениях используются устаревшие методики. И профессия оператора машинного доения хоть и существует, но вряд ли она востребована в мегаполисе.
Поэтому профориентационные услуги оказываются на более высоком уровне в частных учреждениях, где работают психологи, разбирающиеся в компьютерных играх молодого поколения и не понаслышке знакомые с системой ЕГЭ. Они смогут порекомендовать вам в случае необходимости курсы по подготовке к ЕГЭ (или ГИА).
Грамотный специалист, кроме того, научит ребенка правильно успокаиваться на волнующих экзаменах, подскажет упражнения на концентрацию внимания и многое другое.
Удачного вам выбора!
Анастасия Кунц, полностью согласна. Важность профориентации сложно переоценить.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Извините, но заголовок как-то не так смотрится, надо изменить - либо поставить тире после слова ребенку, либо написать просто - " нужна ли вашему ребенку профориентация?" А то, что она нужна - да, безусловно, но ее по существу теперь почти нет. А раньше в каждой школе занимались профориентацией, были в младших классах и беседы о профессиях, и встречи с людьми разных профессий, экскурсии на производство и т.д. А в старших классах все ученики занимались в учебно-производственных комбинатах, получая навыки трудовые. Даже если потом они не выбирали ту профессию, то занятия не пропадали бесследно.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, Нужна ли она вашему ребёнку?" - было бы больше в канонах ШЖ. А так вроде бы и допустимо, но и какое-то несварение ощущается.
Но по сути и по существу. Наши дети заканчивали школу в разгар профориентации и оч плодотворно, успешно. Я просто благодарен той кампании, она помогла проявиться не только нашим детям. Я уже вбрасывал идею об индивидуальных программах обучения, начиная класса с 7-го. И побольше факультатива! Программы загружены знаниями "на склад, в базу данных", которые при туманной надобности будут извлекаться, как лента из шляпы фокусника. Надо по крайней мере уравнять ЗНАНИЕ и УМЕНИЕ, что далеко не одно и то же.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Друзья, мне показалось, что вы просто не в курсе того, как сегодняшняя школа решает эти вопросы. УПК - это одно, если ставить цель всю молодежь поставить к станку - тогда да, это замечательная мера))) Но вообще-то дети в курсе трудового обучения и на станках работают, и автомобиль-трактор учатся водить, и шьют-готовят, вяжут-вышивают. Предпрофильная и в 10-11 кл. профильная подготовка имеет место быть. Мне не раз приходилось на факультативах, в которые собраны были дети от 5-7 до 10-11 кл., не только с рассказами о комплексе профессий, связанных с издательской, журналистской деятельностью, выступать, но и практически с детьми заниматься, анализировать, скажем, школьные газеты, организовывать школьникам в редакцию и типографию экскурсии. Подчеркиваю: я говорю не об отдельной школе. Не говорю уж об учреждениях дополнительного образования, о профильных каникулярных лагерях для старшеклассников.
Собственно же профориентациив 9-11 классах посвящены специальные занятия с психологами, с тестированием.
Кстати, предложенная сообществом форма заголовка учебниками по литредактированию осуждается))) она воспроизводит корявость спонтанной речи.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, Сергей Дмитриев, спасибо, поправили.
0 Ответить
Может быть Вы чуть-чуть сделали перекос в последних двух предложениях. Или хотя бы предложение со слов: "Также грамотный ..." перевести в новый абзац. Ведь главное определить психологическую составляющую, т.е. в какой среде ученик после серьезного тестирования может реализовать свои способности: "человек-окружающая среда, человек-машина и т.д.
Оценка статьи: 5
0 Ответить