Виктор Корытов Виктор Корытов Профессионал Опубликовано 13.12.2010      13     12181     Распечатать

Как развить руки? В помощь фортепианисту. Упражнения без ничего

Так уж повелось, что не все ценители прекрасного оканчивают музыкальную школу, и именно эта жажда гармонии и тонких мелодических переплетений иногда толкает всецело созревших людей на нелегкий шаг – обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте. В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты).

Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе, мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений, которыми он спешит поделиться.

Упражнения разделим на две группы: 1 – упражнения без ничего, 2 – упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце.

Итак, группа 1 - упражнения без ничего.

Необходимое оборудование: пальцы, иногда – стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому – 1, указательному – 2, среднему – 3, безымянному – 4, мизинцу – 5.

Упражнение 1 – на координацию. Стучим по большому пальцу.

Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом – безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь – в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения.

Если с правой рукой (если вы – правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление – с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий).

Упражнение 2 – на силу и выносливость. Жмем на большой палец.

Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев – сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов.

Упражнение 3 – на скорость.

Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, т.е. 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…

Упражнение 4 – на координацию. «Терции».

Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1-3, 2-4 и 3-5 соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность.

Отрабатываем последовательности:

1-3, 2-4, 3-5, 3-5, 2-4, 1-3 и т.д.;

1-3, 3-5, 1-3, 3-5 и т.д.;

1-3, 2-4, 3-5, 1-3, 2-4, 3-5 и т.д.;

3-5, 2-4, 1-3, 3-5, 2-4, 1-3 и т.д.

Кроме того, как вариант этого же упражнения, потренируем «расход»: сначала ударим по поверхности одним пальцем, а следом за ним – двумя соседними. Получаем последовательности:

2, 1-3, 2, 1-3 и т.д.;

3, 2-4, 3, 2-4 и т.д.;

4, 3-5, 4, 3-5 и т.д.

Упражнение 5 – на постановку руки.

Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз – получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться.

Данное упражнение рассчитано на выработку у фортепианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности...

Теги: пианино, полезные советы, музыканты, руки, упражнения, пальцы, тренировка
13 комментариев (посмотреть последние комментарии)
Как развить руки? В помощь фортепианисту. Упражнения без ничего(Tatiana Popova, Shutterstock)
Tatiana Popova, Shutterstock

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Обучение»

Как читать книги?
Как читать книги?

Допустим, вы захотели прочитать книгу. Что может быть проще? Вы берёте книгу в руки, видите её...

Обсуждение статьи:

  • Николай П Николай П Читатель 13 декабря 2010 в 11:18   # Ответить 0 +1

    Виктор Корытов,
    Я не играю на музыкальных инструментах, но упражнения решил попробовать тк. кисти немеют при наборе больших текстов.

    Оценка статьи: 5

  • Тимур Шакиров Тимур Шакиров Дебютант 13 декабря 2010 в 17:40   # Ответить 0 +1

    Виктор Корытов,Спасибо за информацию! Я понемногу учусь играть на синтезаторе самостоятельно - упражнения буду иметь в виду. Тем более что они довольно лёгкие и их можно выполнять где угодно. Правда нажимаю я на клавиши как мне удобнее, так что не совсем понял 5-й пункт - на клавиши разве нужно ногтями нажимать, согнув пальцы как когти?

    Оценка статьи: 5

    • Вест Неруш Вест Неруш Читатель 13 декабря 2010 в 18:57   # Ответить 0 +1

      Тимур Шакиров,
      Правда нажимаю я на клавиши как мне удобнее, так что не совсем понял 5-й пункт - на клавиши разве нужно ногтями нажимать, согнув пальцы как когти?
      Очень важный пункт 5 постановка руки. Для этого нужно отсутсвие ногтей и любого маникюра. Если Вы читали мой комент выше, чтобы всё было по феншую, сделайте подушечки под ладонь и прикрепите их резиночками. Сначала будет не удобно, но выработается привычка как должна стоять рука. Впоследствии, когда освоите клавишные, будете очень и весьма мне благодарны. Правда совет смешной, но в нём нет ни капли иронии.
      Исскренне желаю Вам удачи. Владение музыкальным инструментом - это великое наслаждение

      Оценка статьи: 5

      • Елена Гринько Елена Гринько Дебютант 14 декабря 2010 в 05:51   # Ответить 0 +1

        Вест Неруш, даже не думайте использовать эти упражнения. Будут зажимы и в результате неприятная болезнь - тендовагинит. Ее могут и не вылечить полностью, так как мышцы руки - оч. тонкая вещь.Я пианистка (в/о) с многолетним стажем. Правда, по спец. не работаю сейчас, но образование и опыт имею - выше крыши.

        Комментарий отредактирован 14 декабря 2010 в 05:52

        • Вест Неруш Вест Неруш Читатель 14 декабря 2010 в 14:13   # Ответить 0 +1

          Елена Гринько,
          Спасибо за отклик. Моё мнение, что всё нужно доверять профессионалам. Если воспитание детей должен заниматься педагог, если медицина то тот кто отвечает за этот профиль. Ваш совет принял очень серьёзно.
          Вопрос:неприятная болезнь - тендовагинит. что это такое, поподробней.

          Оценка статьи: 5

          • Ирина Борисенко Ирина Борисенко Дебютант 14 декабря 2010 в 22:08   # Ответить 0 +1

            Вест Неруш,ТЕНДОВАГИНИТ — воспаление сухожильных влагалищ (соединительнотканных оболочек, окружающих сухожилия). Тендовагинит возникает преимущественно в области кисти и лучезапястного, реже коленного и локтевого суставов. Тендовагинит развивается вследствие проникновения гноеродных микробов в сухожильные влагалища при ранах, гнойных заболеваниях окружающих тканей. Т. может возникнуть и без участия инфекции от чрезмерной нагрузки на сухожилия — постоянной, связанной с профессией (Т. кисти и пальцев у скрипачей," машинисток), или кратковременной, но необычной (напр., Т. лучезапястного сустава после стирки и выжимания белья у лиц, непривычных к этой работе).

            • Вест Неруш Вест Неруш Читатель 15 декабря 2010 в 00:10   # Ответить 0 +1

              Ирина Борисенко,
              Спасибо, очень благодарен.

              Оценка статьи: 5

            • Юрий Лях Юрий Лях Читатель 15 декабря 2010 в 18:31   # Ответить 0 +1

              Ирина Борисенко, У нас в спортивной травматологии 30 лет назад боролись с переменным успехом - гидрокартизон + физ.тер.процедуры (диодинамик), димексид+ что-то_еще и мази, от запаха которых у врача голос становился сиплым.

              Оценка статьи: 5

        • Юрий Лях Юрий Лях Читатель 14 декабря 2010 в 15:20   # Ответить 0 +1

          Елена Гринько, так это же для высокого уровня не пойдет, а для начинающих почему нет, если расслабленно?. Это же не боксерскую грушу голыми кулаками лупасить, или кирпичи перебивать.

          Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (13)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: