Здесь проходила часть пути «из варяг в греки», здесь волокли суда волоком — из Невы через Ладогу в Волгу и дальше. Название города сохранило это «волочить», как и в городе Волоколамске. Историк Ключевский называл Вышний Волочек «важнейшей гидрографической точкой Европы».
На месте волока (ладьи, лодки, барки и другие суда тащили по земле) между реками Цной и Тверцой в 1703 году Петр Первый учредил регулярную систему каналов, которая связала бы бассейны различных морей, чтобы водный путь стал прямым. Таким образом появилось сквозное судоходство. И «кряж земли, разделяющий воды к Волге и к Балтийскому морю текущие» стал центром строительства.
Правда, строительство было очень тяжелым, занимались им крепостные, согнанные со всей страны, инженерами были голландцы, а руководил проектом князь М. Гагарин. Каналы оказались узки, не пропускали большие суда. Впоследствии за дело взялся местный житель М. Сердюков. Судьба его, если верить написанному, очень интересна, детали биографии известны из показаний на допросе в Святейшем Синоде под «церковною клятвою и под потерянием живота». Сам Сердюков сообщил, что родом «мунгальского народа», зовут Бароно, после гибели отца был продан русскому купцу, который обучил его грамоте, крестил, дал свою фамилию.
По своей инициативе Сердюков обратился к Петру, который передал важнейшее дело в его руки. Тогда каналы были реконструированы, построены плотины, создано водохранилище — одним словом, гигантская работа, которая позволила полностью открыть водный путь. Из Радищева: «Немало увеселительным было для меня зрелище вышневолоцкий канал, наполненный барками, хлебом и другим товаром нагруженными и приуготовляющимися к прохождению сквозь шлюз для дальнейшего плавания до Петербурга».
Вышневолоцкая система была первой в Европе искусственной водной системой.
Вот что писал Радищев в своем «Путешествии»: «Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единый области в вящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства. Когда нынешние державы от естественных и нравственных причин распадутся, позлащенные нивы их порастут тернием и в развалинах великолепных чертогов гордых их правителей скрываться будут ужи, змеи и жабы, — любопытный путешественник обрящет глаголющие остатки величия их в торговле».
Была здесь и сухопутная дорога, а поселение уже при Иване Третьем стало ямом, то есть почтовой станцией — тогда еще на дороге Новгород — Москва.
Вышний Волочек (или Вышний Волочок) основан в 1471 году, городом стал в 1770 году. На этом великом водоразделе жили разные этнические племена. К сожалению, первые археологические исследования были проведены только в начале 20 века (в том числе и
До XIX века Вышний Волочек играл большую роль и как «водный узел», и как дорожный ям. Но вот была построена Николаевская железная дорога, взявшая на себя часть грузопотока. Караваны судов прекратили свое движение, на данный момент старые гидротехнические сооружения представляют фактически только исторический интерес. Но все равно Вышний Волочек называют городом каналов.
История Вышнего Волочка связана не только с каналами. Со многими именами — тоже. Но лучше я здесь приведу самые незнакомые и неожиданные.
В Вышнем Волочке родились два знаменитых американских дирижера. Сергей Кусевицкий (родился в 1874 году в Вышнем Волочке, умер в 1951 году в Бостоне) — основатель Российского музыкального издательства, руководитель Бостонского симфонического оркестра, учредитель Музыкального фонда. Его именем назвали одну из малых планет — 1799 Koussevitzky.
Фабиан Севицкий (Кусевицкий, племянник Сергея Кусевицкого) — родился в 1893 году в Вышнем Волочке, умер в 1967 году в Афинах. Он руководил несколькими симфоническими оркестрами в крупных городах США.
Так и проезжаем через весь город, другого пути нет. Кстати, на весь город — всегда был один светофор, можно себе представить, что там творилось. Об этом светофоре есть даже современная поговорка (видно, придуманная дальнобойщиками), но она не слишком приличная, приводить ее не буду.
А еще можно послушать довольно занятное Дорожное радио в районе Вышнего Волочка. Песни — это отдельная песня. А вот рекламные объявления: такое впечатление, что самая насущная проблема в стране — неисполнение супружеского долга мужчинами. Каждые 10 минут предлагаются все новые «уникальные лекарства» — то «из кладези мудрости Востока», то чуть ли не электронные. Сколько средств помощи я уже знаю благодаря этому радио — не передать.
На трассе появилось довольно много мотелей. Туда заезжают уставшие путешественники. А дальнобойщики предпочитают останавливаться у постов ГИБДД, составляя длинную, почти торжественную строгую линию. Сейчас на дороге не шалят, но все же так спокойнее.
Проезжаем Куженкино и Выползово — это последние поселки в Тверской области. В Куженкино родился и вырос писатель Вил (Вильям) Иванович Козлов — автор замечательных книг для взрослых и детей.
«Мы идем по шоссе. Над головой жаркое солнце, под ногами горячий асфальт. По обеим сторонам припорошенные пылью кусты, а за ними дальше — деревья. Там лес. Наверное, нет ему конца и края, как и нашей дороге. Деревья отбрасывают тень. Она короткая, до шоссе не достает. Днем, когда самое пекло, тени короткие. К вечеру они становятся длинными и косо пересекают асфальт. Вечером тень ни к чему. И так прохладно».
(В. Козлов. «Президент Каменного острова». Действие происходит именно там, где мы проезжаем).
Дальше — поворот на Бологое, известное по стихам о «Рассеянном, который жил на улице Бассейной». Но нам туда не надо, там город и железнодорожная станция Бологое. Середина пути пройдена, а здесь всегда появляется второе дыхание.
Но нам нужно вперед, и впереди — Новгородская область.
А вот здесь не пришлось пока побывать...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так можно найти возможность. И время. Было б желание.
0 Ответить
Бум искать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
0 Ответить