…Молодой дипломированный врач Николас Гарриган (Джеймс МакЭвой), несмотря на явные профессиональные успехи, находится в тени своего преуспевающего отца, который не слишком трепетно относится к своему чаду и периодически напоминает, кто в семье главный доктор. Страдая юношеским идеализмом, Николас наивно полагает, что смена обстановки поможет ему избавиться от рутины и предсказуемости, и, ткнув пальцем наугад в глобус, отправляется «перебеситься» в Уганду, где присоединяется к местным миссионерам Дэвиду и Саре (Адам Котц и Джиллиан Андерсон).
Николасу, можно сказать, повезло. Он прибыл в страну накануне очередного вооруженного переворота, когда к власти пришел жестокий, но справедливый генерал Иди Амин (Форест Уитакер). Доктор оказался в нужное время и в нужном месте, оказав новоявленному президенту Уганды первую медицинскую помощь после небольшого дорожного происшествия. Узнав, что Гарриган — шотландский подданный, Амин, неровно дышащий к родине килтов и Вальтера Скотта, делает Николасу предложение, от которого, как известно, нельзя отказаться. Так перспективный доктор неожиданно для всех и прежде всего для себя, спустя несколько недель пребывания в чужой стране, становится ближайшим советником и личным врачом президента Амина.
Опьяненный столь радушным приемом, Гарриган забывает, что далеко не всем нравится его новый статус и положение «при дворе». Розовые очки мешают Николасу отличать друзей от врагов. Решив, что ему море по колено, доктор пускается во все тяжкие, флиртуя с одной из многочисленных президентских жен и пытаясь высказывать свое, никому не нужное, мнение. Неодобрение окружающих он воспринимает как зависть и враждебно воспринимает как критику в свой адрес, так и в адрес президента, которого считает своим другом. Однако придет время и Николас осознает на своей шкуре (буквально), что игра в «молодого белого доктора» — это не лучший способ заводить себе друзей…
Как известно, «Последний король Шотландии» шотландского же режиссера Кевина МакДональда основан на реальных событиях, имевших место в семидесятых годах прошлого века. Первоисточником для фильма стал роман англичанина Джайлса Фодена, который в своей книге искусно переплел дела реальные с вымышленными.
Иди Амин считается одним из самых жестоких и параноидальных африканских диктаторов за всю историю современной Африки. За время правления Амина Уганда не только стала беднейшей страной планеты, но и потеряла существенную часть своего трудоспособного населения. Президент устроил в стране столь массовые репрессии, что трупы его врагов, кои чудились Амину повсюду, не успевали закапывать. Людей либо сбрасывали в реки, либо скармливали крокодилам. Те, кому удалось избежать насильственной смерти, становились либо изгоями, либо выживали в нечеловеческих условиях, так как после нескольких масштабных чисток и «реформ» экономика Уганды рухнула в бездну.
Тем не менее, создатели фильма очень правильно ухватили суть самого явления, ведь Амин был не только невероятно жестоким человеком (имеются сведения, что многих своих противников из числа высшей военной элиты Уганды он казнил лично), но и фигурой крайне трагикомичной. Чего стоят его многочисленные награды, которые Амин выписывал сам себе, а также заявления на внешнеполитической арене вроде однодневной войны с Америкой. Титул «последний король Шотландии» тоже относится к одной из чудаковатых прихотей диктатора, который был вынужден удлинить свой парадный костюм, ибо на старом все его регалии и ордена просто не помещались.
Картина МакДональда была бы очередным политически выверенным и ангажированным произведением, если бы не исполнитель роли Амина Форест Уитакер. Он вывел эту, в общем-то, стандартную по сюжету и накалу страстей, ленту на уровень сверкающего великолепия. Потому что сам Уитакер в роли Амина — великолепен. Актер не только внешне очень похож на прототип, но также четко поймал противоречивую и неоднозначную сущность своего героя. Добродушный увалень, великодушный великан, за маской внешнего радушия которого прячется другой, гораздо более мрачный и темный персонаж.
Авторы фильма, в первую очередь сценаристы Питер Морган и Джереми Брок, всё-таки не стали слишком сгущать краски. Многие из реальных кошмаров периода правления Амина остались за кадром, поэтому персонаж Уитакера берет за душу не столько своими поступками, сколько филигранно переданным ощущением незримой угрозы, которая исходит от его героя на протяжении всего фильма.
На фоне шедеврального Уитакера остальные актеры, само собой, немного потерялись. Тем не менее, очень радует тот факт, что Джеймс МакЭвой, которому в картине досталась роль номинального героя (а точнее, антигероя) выглядит не менее убедительно. МакЭвою пришлось вдвойне тяжело, ибо по сюжету его персонаж по большей части вызывает не сочувствие и сопереживание, а жалость и неприятие. Впрочем, тем «Последний король Шотландии» и ценен, что в нем практически нет фальши, а все главные герои — живые люди, а не черно-белые, картонные супергерои и злодеи.
Малобюджетная лента, снимавшаяся непосредственно в местах, где происходили вышеозначенные события, получила заслуженное признание как в стане критиков, так и у зрителя. Общемировые сборы картины превысили затраты в восемь раз, а Форест Уитакер в 2007 году собрал награды и призы практически всех ведущих кинофестивалей и киноакадемий, включая Золотой глобус и Оскар за главную мужскую роль.
Финализирую. Драмы, подобные «Последнему королю Шотландии» в последнее время появляются достаточно регулярно, чтобы не дать забыть населению благополучной Европы и Америки о существовании стран и мест на планете, где слово «жизнь» употребляется в контексте «выживать, существовать». Кто-то использует реальные события, чтобы создать удобоваримый, «жизненный» фон для приключенческих лент типа «Рейда на Энтеббе» 1976 года, где роль тирана Амина исполнил американец Яфет Котто.
А кто-то, как Кевин МакДональд или Эдвард Цвик («Кровавый алмаз»), используют эти материалы, чтобы заставить зрителя еще раз задуматься над тем, куда именно семимильными шагами движется наша цивилизация…
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...