Аркадий Григорьевич, сын писателя, тоже стал литератором, но в силу скудости фантазии работал в жанре детективном. Но Аркадий тоже любил и почитал власть, его вскормившую, поэтому в его книгах бандиты и преступники не только убивали людей и вели нечестный образ жизни, но обязательно лезли своими грязными руками к государственному имуществу. Расхищали, мерзавцы, социалистическую собственность, только шум за ушами стоял. Сначала с ними боролся МУРовец Сергей Коршунов («Дело пестрых»), затем его место у руля занял инспектор Лосев.
Ближе к середине 70-х Адамову поступил очередной заказ. Так сказать, на злобу дня. Ведь, сукины дети, тащат. Всё, что плохо, а иногда и хорошо лежит, тащат. Взятки берут. Воруют у правительства. У партии. У всего советского народа. Надо этих жуликов пропесочить и выявить их характерные черты. И чтоб обязательно с моралью. И с оргвыводами. И жертва должна быть невинна, аки агнец. Ну и насыпать до кучи всяких асоциальных типов, ведь, как известно, зло притягивает зло.
Адамов к делу подошел профессионально, однако слишком уж перегибать палку не стал, ибо кусать руку, которая тебя кормит, негоже. В 1975 году вышел его роман «Петля», а спустя 8 лет на экранах советского телевидения появилась экранизация Олега Гойды.
…Зимняя Москва. Столица, как известно, не сразу строилась, поэтому место событий — строительная площадка нового гаражного кооператива. Однако никаких ломаний копий вокруг места под свое железное корыто не будет. Не комедия это. На дне огромного котлована, вырытого под трехэтажный подземный гараж, находят труп молодой девушки Веры Топилиной (Марина Яковлева). При ней паспорт и удостоверение работницы главка, где Вера трудилась на должности секретарши у начальника главка, Меншутина Станислава Христофоровича (Олег Табаков).
Дело темное. Девушку нашли утром строители. Смерть наступила поздно вечером. Свидетелей ноль. Или практически ноль, ибо, судя по следам, на стройку Топилина забрела не одна, а в сопровождении мужчины. А еще поблизости крутились два безымянных алкоголика, которые, как позже выяснится, затем обворовали бездыханное тело и даже не погнушались забрать ключи и выставить квартирку. Однако мотивы преступления, а также его суть (убийство, самоубийство), остаются неясными. Делом руководит опытный следователь Васильев (Леонид Филатов).
В ходе общения с родственниками и друзьями погибшей, Васильев выясняет для себя, что Вера Топилина была кристальной души человеком. Жила честно на одну зарплату, в дом ухажеров не водила, на работе характеризовалась исключительно положительно. Ее начальник Меншутин, тоже человек внешне порядочный, был жутко расстроен смертью Веры, но версию самоубийства исключил. Хотя зрителю уже к середине первой серии ясно, что Меншутин — вовсе не ангел, а злостный и гнусный взяточник и коррупционер. Но как он связан со смертью девушки? Или ее кровь всё-таки на руках у двух пьяниц, один из которых недавно вышел из мест не столь отдаленных? И кто, черт побери, этот третий неизвестный мужчина, сопровождавший Веру к месту, где ее постигла прискорбная участь? Это и многое другое предстоит понять Васильеву за время расследования…
Что тут скажешь. Очень слабенький получился детективчик. Скучный, моралистический, безысходный. Все преступники — подонки. Все представители закона — бессребреники и трудоголики. Жертва — невинно загубленная душа, ангел во плоти. Вокруг — равнодушные, алчные, зацикленные только на себе, люди. Прям туши свет — бросай гранату.
Не совсем понятно, зачем было необходимо развозить эту тягомотину на три серии. В формат среднего полуторачасового телевизионного фильма можно было уложиться легко. Это, естественно, пошло бы произведению только на пользу. Где напряжение, где саспенс, где, наконец, интрига? Чай, не телефонный справочник экранизировали. Увы, три часа экранного времени убито на долгие, монотонные разговоры, пространные размышления. Я понимаю, что следователь Васильев и его помощник Лосев не будут вести расследование под звуки скрипки, попыхивая сигарами, но можно было как-то разнообразить картинку действием?
Авторы пошли по пути наименьшего сопротивления, сняв тоскливое и нарочито пафосное кино и поделив мир на черное и ослепительно белое. Будто бы не бывает оттенков, не бывает яркого солнца в мире, где одно лишь грубое слово способно погубить человеческую жизнь.
На сером фоне безнадеги ярким пятном выделяется Леонид Филатов, который из кожи вон лезет, чтобы вдохнуть в своего персонажа хоть капельку жизни. Васильев в его исполнении стал похож на человека, а не на винтик в системе правосудия. Как всегда прекрасен в роли мерзавца Олег Табаков, которому удается вызывать отвращение к своему герою одним лишь взглядом и мимикой. Эти двое, в общем-то, всю картину и вытянули на более-менее терпимый уровень.
Резюме. Есть произведения, которые очень трудно переносить на экран, по причине их некинематографичности. Я подозреваю, что роман Адамова в бумажном виде представляет собой крепкую социально-психологическую драму с детективной подоплекой. Чтобы подобная гремучая смесь эффектно смотрелась на кинопленке, нужно было привнести что-то свое, добавить киноусловностей, оправдать мотивы героев. В общем, что-то изменить. Менять ничего не стали, в результате получилось плоско и безынтересно.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...