Да еще и сочетание «композитор-Она» способно вызвать приступ идиосинкразии у некоторой части населения. На что можно ответить спокойными словами самого композитора:
«ХХ век поставил эксперимент, может ли женщина участвовать в музыкантском деле и достичь надлежащего качества… Если передо мной две партитуры, я не смогу сказать, что написала женщина, а что мужчина: есть музыка хорошая или плохая. Хотя, может быть, какое-то отличие все же существует. …Так что эксперимент ХХ века продолжается». (Из интервью С. Губайдулиной).
А еще о многом скажут награды: премия имени Кусевицких (США), премия Франко Аббиато (Италия), премия Империале (Япония), премия князя Монако, премия Леони Зоннинг (Дания), «Living Composer — 2003» (Франция), Популярная музыкальная премия (Стокгольм). Дальше — в одной только Германии: премия имени Людвига Шпора, премия фонда «Библия и культура», медаль Гёте, «Федеральный крест за заслуги», орден «Pour le merite» («За доблесть в науке и искусстве») и так далее. Есть и российские премии, их поменьше и они все совсем недавние.
Эта необыкновенная женщина — внучка муллы. Но она исповедует православие — это был личный осознанный выбор в условиях многонациональной семьи, каких так много в Поволжье. Эта необыкновенная женщина — одно из самых значительных явлений в современной русской музыке, но проживает в Германии, сохраняя российское гражданство. Ее называют крупнейшим представителем мирового авангарда, но ей заказывают «Страсти по Иоанну» на евангельский текст. Имя ее — София Губайдулина (иногда пишут Софья).
Легато жизни
(Легато — связанное исполнение звуков, при котором они плавно переходят друг в друга. Обозначается лигой).
Казалось бы, все предельно необычно, но это кажущаяся необычность.
«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» (цитируется по книге В. Холопова «София Губайдулина. Путеводитель по произведениям», 2001 год).
София Асгатовна Губайдулина родилась в городе Чистополе 24 октября 1931 года (и в этом году — у нее большой юбилей).
Училась в Казанской и Московской консерваториях, получила доброе напутствие Д. Шостаковича: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путем». Этот «неправильный» путь привел Софию Губайдулину сначала в экспериментальную студию электронной музыки. Затем — к математике и определенным числовым расчетам в своих произведениях (Числа Фибоначчи). Одновременно писалась музыка к кинофильмам и создавались произведения, которые принесли ей славу авангардиста.
Авангардным казалось все — даже названия и оркестровка ее произведений. «Ночь в Мемфисе» на древнеегипетские тексты (произведение обозначено кантатой). Кантата также была написана на стихи Хайяма и Хафиза. «Семь слов Христа» — для виолончели и баяна (даже непросвещенным это может показаться необычным).
«Но что скажет стая?» — почему-то вспоминается цитата из мультфильма «Маугли», к которому С. Губайдулина написала музыку. Такое не могло пройти незамеченным, без должной грозной идеологической оценки. Она и была дана в речи Тихона Хренникова на VI съезде Союза композиторов в 1979 году. Разгрому подверглись семь композиторов — их так теперь и называют: Хренниковская семерка. В этой семерке была и София Губайдулина.
Произошедшее сильно напомнил другой съезд, где громили музыку Д. Шостаковича и С. Прокофьева. Последующее тоже напомнило те достопамятные времена: бойкот, безработица. Встал вопрос не только о профессиональном, но и о физическом выживании. Большая часть из этой Хренниковской семерки вынуждена была эмигрировать. С начала 90-х София Губайдулина проживает в Германии (не принимая гражданства).
«Да, мы сейчас на краю пропасти. Этому способствует уровень цивилизации, на котором находятся люди: всеобщая коммерциализация, торжество прагматизма, отсутствие идеализма». (Из интервью С. Губайдулиной)
О профессиональной музыке ушедшего века и века наступившего писать обыденным языком очень трудно, почти невозможно. Это крайне сложная для восприятия музыка, но, видимо, иначе и быть не может. А к новым выразительным средствам привыкнуть очень трудно. Но даже с трудом воспринимая что-то на слух, всеми силами сопротивляясь необычному музыкальному потоку, нельзя не отметить главного, что более понятно. В этих необычных звуковых тембрах слышатся идеи. И идеи эти вечные.
Творчество Софии Губайдуллиной находится в той точке, где могут пересекаться вечности. Вечность Востока и вечность Запада, вечность музыки и вечность математики, вечность веры и вечность свободы.
(Даже зная, как трудно слушать современную музыку, рискну поставить в комментариях ролики. Первый — кусочек из мультфильма «Маугли», второй — «Семь слов Христа». В последнем, кстати, не балет, а Эвритмия — искусство художественного движения).
О, Губайдулина - это сказка
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валя, не знаю, как насчет сказки. Но Личность - безусловно.
0 Ответить
Галя Константинова, статья Ваша мне понравилась. Губайдулина - талантливая, яркая личность. Но, то что я собираюсь дальше сказать, может вызвать недоумение и осуждение.
Музыка к "Маугли" - это очень удачная "озвучка". Попробуйте закрыть глаза и послушать без зрительного ряда. Думаю. мозг воспротивится.
А "7 слов Христа" разочаровали и огорчили. Где Музыка? Это набор звуков, интересных, ярких, но не Музыка. И абсолютно не соответствует названию. Опять же, оторвитесь от изображения танцовщиц, получите наслаждение?, догадаетесь о теме?
Для меня лично Музыка - это "Страсти по Матфею" Баха, "Реквием" Моцарта, "Глория" Вивальди, "Мессия" Генделя. Называю наиболее известные, просто для примера, послушайте любой фрагмент из них, сравните. "Имеющий уши, да услышит"
0 Ответить
Елена, спасибо Вам за интересный комментарий. Он действительно интересный. Но здесь одно из двух. Либо мы начинаем профессиональный спор - в принципе, это возможно, сегодня, по крайней мере. Либо, попробую очень коротко сформулировать, но вряд ли смогу убедить. Хотя бы потому, что музыка - это вообще не предмет убеждения в чем-то.)
"Имеющий уши, да услышит"
Вы знаете, уши у меня есть. А "Страсти по Матфею" мне не нужно срочно слушать, я и сама изобразить могу, на память. Не за весь хор-оркестр, но в клавирном варианте вполне. Не шучу.)
Но я понимаю Вашу точку зрения. Просто принять ее трудно, потому что невозможно сводить всю музыку к шедеврам старых мастеров. Жить меняется, не знаю, как насчет идей и чувств, но восприятие человека меняется точно. Меняется и выразительный язык. Он и должен меняться.
По поводу "Маугли" - "озвучка". Ну не должна же там была звучать протяжная русская мелодия? Там и должны были быть очень точные короткие яркие музыкальные характеристики героев. Это и есть закон жанра киномузыки.
Что касается "7 слов Христа", то воспринимать обычному человеку трудно. Как трудно слушать любую современную профессиональную музыку. Это так сложилось исторически: еще в конце 19 века: кризис гармонии и мелодии, он зафиксирован у Вагнера, Скрябина. Прежние выразительные средства исчерпали себя, развиваться было некуда. Возможно, Вы все это знаете, пишу на всякий случай.
Думаю. мозг воспротивится.
Мой мозг не противится. ))) Но еще раз: я понимаю, о чем Вы. Искусство живо, и новые-старые идеи будут требовать поиска новых выразительных средств. И никуда от этого не деться. А новаторский подход - он и должен первоначально вызывать отторжение, это нормально.
А я Вам благодарна за честность и за интерес к теме. И буду рада продолжению диалога.
0 Ответить
Галя Константинова, Ваш ответ на мой комментарий очень спокоен и деликатен, спасибо.
Проффесиональный спор - сразу нет Во-первых, я не проффесионал в музыке (в отличие от Вас), я просто "крепкий любитель", а во-вторых, спор - это не мой жанр, приемлю только спокойный обмен мнениями.
Возвращяясь к Маугли. Я ведь именно это и хотела сказать, что озвучивание (не буду называть музыкой) очень удачно. Но только в мультфильме, вне его слушаться вряд ли будет. А Прокофьевский "Петя и волк" - слушается.
"7 слов Христа"...."воспринимать обычному человеку трудно.Как трудно слушать любую современную профессиональную музыку". Ну да, да, это писано для "избранных". И избранные будут слушать с умным видом, никто не захочет показаться "простаком". "Обычному" же человеку достаточно примитива, который льется со всех сторон. Но ведь и Баха не все могут слушать. Но я не считаю это поводом для деления людей на "обычных" и не очень.
..."Прежние выразительные средства исчерпали себя, развиваться было некуда". Да, и Музыка пришла в тупик, равно, как и поэзия, живопись, архитектура и другие искусства. Только в музыке, на мой взгляд, это проявилось с наибольшей силой.
0 Ответить
Елена Максимовская,
Господа!
Вы о чем? Кто, кого и куда избирал (избирает)?
Я сын самого простого крестьянина, да еще принадлежащего (по советской идеологии) к касте "неприкасаемых". Так вот с самого детства я находил радость, а может быть и отдушину в своей "неприкасаемости" в класической музыке в т.ч. и музыке Баха. Отсутствие элементарных условий не позволило мне самому играть на каком-нибудь инструменте. но стремление к прекрасному у меня было и есть и, при этом я не задумываюсь, "умное" ли лицо у меня при этом. Как обычно мне и некому показывать выражение моего лица, так как 14-16, а то и больше, я слушаю(классическую) музыку у себя в мастерской, где я один. Я и не знал, что Музыка пришла в тупик? Кто же Вы , что Вы можете так безапелиационно судить о неких "тупиках" ?
"равно, как и поэзия, живопись, архитектура и другие искусства"
....?...
Кстати, Вы не одинока-подобные дискуссии велись. и ведутся во все времена. Претендуете на окончательное решение?....
Прекрасное, независимо от того. на какой полочке оно лежит, -если оно трогает душу человека- его захочешь еще раз.
услышать, увидеть, а то и владеть.
Я считаю, что в нашем Смутном Времени, надо сопротивляться "Диктатуре Глупости",
Может не совсем к месту ссылаюсь на книгу Папы Иоана Павла 11(не уверен, что она есть на русском), которую он написал перед своей кончиной. но мне очень тревожно от того, что мы теряем трепетное ощущение Прекрасного.
А, взамен того,(от пресыщенности?) ищем "тупики"
0 Ответить
Пауль Кренц, браво.
Не ввязываюсь в дискуссию, напомню лишь слова Раневской о Моне Лизе, что эта дама уже сама может выбирать, кому нравиться, а кому - нет.
0 Ответить
пауль кренц, по поводу моего выражения насчет "избранных" я уже ответила Гале.
"Музыка пришла в тупик" - это всего лишь моё скромное мнение, а вовсе не безаппеляционное суждение. Не приписывайте мне лишнего, я уже говорила, что не собираюсь спорить. И ни на какое "окончательное решение" тем более не претендую.
Кстати, мне интересно Ваше мнение о музыке Губайдулиной (хотя бы о "7 слов Христа"), если можно, только честно
И спасибо за ссылку на книгу Папы. Полностью согласна насчет потери Прекрасного.
0 Ответить
Елена Максимовская,
Если честно,такая музыка у меня в мастерской(дома) не звучит, или почти не звучит.
Но, когда я посмотрел прекрасную хореографию(я не поклоник балета, хотя в роду есть известная балерина), игру красок, зная тему, меня даже очень"взяло за душу".Здесь музыка есть одна из составляющих хорошего произведения. И, на мое восприятие, она никак не дисонирует.
Есть много произведений искусства, которые по внешним признакам далеки от совершенства, но они, почему то остаются в памяти,а то и стают незабываемыми.
Думаю, к этому можно и отнести "7слов Христа"
А, на счет тупиков, то я полагаю. не искусство может зайти "в тупик", а его воспринимающие(вспомните древний Рим), ну и....создающие.
0 Ответить
пауль кренц, а может, весь наш мир идет в тупик, или катится в таратарары?
0 Ответить
Елена Максимовская,
Вы помните, чем она(Кассандра) кончила?
0 Ответить
пауль кренц, конечно помню.
"Но ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах" (В.Высоцкий)
0 Ответить
Галя Константинова, ну почему же не "в свой диалог"? Нас тут пока трое в этом разговоре.
Спасибо за выложенный концерт. Моё мнение к подобной музыке он, увы, не изменил. Прошу прощения за дилетантское мнение, но я воспринимаю музыку мелодичную, в которой есть тема. А здесь в звучании оркестра только начинаю тему улавливать, как она прерывается какими-то диссонансными звуками. И не задевает ничего, не "будоражит". Поясню, что я имею в виду на некоторых примерах. Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона-Бартольди, 1-я часть - дух захватывает! Концерт для фортепиано №23 Моцарта, адажио - тут просто слезы на глаза. "Аве Мария" Каччини - слов нет, мурашки по коже. И тому подобное.
Еще раз извините непроффесионализм и некоторую "физиологичность". Это действительно трудно поддается описанию.
0 Ответить
Елена Максимовская, а зачем извинения? Речь ведь о личной системе координат, и каждый имеет право на свою собственную и уникальную. У нас с Вами несовпадения даже по классике, например.
Концерт для фортепиано №23 Моцарта, адажио - тут просто слезы на глаза
Присоединяюсь полностью.
Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона-Бартольди, 1-я часть - дух захватывает!
А у меня нет.
Но разве кто-нибудь хуже или лучше от несовпадений? Ничуть не бывало. Мы и должны быть разными.
только начинаю тему улавливать, как она прерывается какими-то диссонансными звуками.
А знаете, сколько можно здесь написать? Трактат целый. Это же осмысленно. Дискретность, разорванность - черты нашего времени. Потому и диссонансы, потому и нервный пульс. И так далее.
0 Ответить
Галя Константинова, насчет трактата согласна. Сколько, например, диссертаций было защищено по "Евгению Онегину"! Наверняка в них больше слов, чем Пушкин за всю жизнь написал.
Разорванность и дискретность нашего времени - печаль. Тут у меня настроение, как у ослика Иа:
0 Ответить
Елена Максимовская, Ослик Иа - еще и очень мудр
Мы все огорчены
(Тут рифма к слову "увы").
Нам всем и правда грустно.
Терпеть все это трудно.
(Неплохо?)
(Так и нет рифмы к слову "факт". Досадно!)
(А ведь теперь нужно еще рифму к слову
"Досадно". Досадно!)
(Пусть эти два "досадно" рифмуют друг
С другом, ладно?)
Я вижу--
Не так-то легко написать
Очень хорошую строчку,
И лучше бы все
Сначала начать,
Но легче
Поставить точку...
(перевод Заходера).
Так, к слову (о трактате).
0 Ответить
Галя Константинова, супер цитата! А чье это, подскажите, а то "браво" только Заходеру
0 Ответить
Елена, так тут же снято с интернета - с текста "Винни-Пуха", монолог Ослика.
0 Ответить
Пауль, но ведь у людей может быть своя система предпочтений, правда? Никто не обязан любить, особенно то, что не нравится. Понять - можно попытаться. Но от "личного" тоже никуда не денешься. Мне вот Малера тяжело слушать, а с Хиндемитом сразу и навсегда "по душе". Так что вопрос этот все ж индивидуальный.
А вот с "умным выражением лица" я тоже задумалась. А вдруг где-нибудь случайно получится такое выражение? Мало ли что в жизни бывает...Что ж теперь - меня тогда расстрелять? )))) Шучу.
0 Ответить
Галя Константинова,
Беда то в том(по моему пониманию), что Системы сии(описаные в упоминаемой книге)концентрируются и катятся в одном направлении. У меня для этого процесса есть определение- Американизация Мира.
Ведь, в Росии очень хорошо ощутимы влияния "американизации"?....
0 Ответить
А это вопрос серьезный. Если очень коротко: чисто внешне - да, по сути - нет.
Но я бы вообще так вопрос не ставила, хотя это уже стало привычной формулировкой.
0 Ответить
Елена, по пунктам (хотя спорить тоже не люблю, если честно).
Да, в музыке наиболее ярко проявился некий общий "системный" кризис. Связано со спецификой, конечно. И люди пытаются найти выход из этой ситуации. А что - почивать только на сделанном несколько веков назад? Кстати, и тогда новаторство встречало неприятие.
По поводу "избранных" не совсем поняла. Меня никто никуда не избирал. . И мне бывает тяжело иной раз что-то слушать (смотреть, читать). но я не делаю из моего "тяжело" никаких выводов.
И Баха не все могут слушать, верно. Хотя послушать хотя бы выборочно - не помешало бы никому. Было бы желание.
"Тупик" - да. Был некий тупик. Он же дал другой толчок поискам новых направлений. Да мало ли тупиков? Мне кажется, все не так мрачно.
0 Ответить
Галя Константинова, насчет "избранных", я может, не совсем верно выразилась. Хотела что-то противопоставить Вашему "обычному человеку". Пытаться как-то "классифицировать" людей по их отношению к музыке, довольно сложно, есть риск показаться снобом. Не хочу себя считать очень уж необычной из-за своего обожания классики и категорического неприятия попсы.
Ну и согласна, что не все мрачно - пока живо великое наследие прошлого. Когда я бываю (к сожалению, нечасто) на хороших концертах, например, где молоденький скрипач играет баховскую "Чаккону", то думаю, что у этого мира есть шанс уцелеть
0 Ответить
Елена Максимовская, обычное интернет-недоразумение. Дожили)) выясняем терминологически - обычный человек, необычный человек Цирк.
Чакона - это да. Правда, я больше люблю в обработке Бузони (это когда пианисты играют. Издержки первого образования). ))
Шанс есть. На том стоим, что он есть. ))))
0 Ответить
Галя Константинова, а еще Чакона есть в переложении для гитары! Мне тоже очень нравится. Это издержки близкого знакомства с одним гитаристом
0 Ответить
Елена, оценила. )))
0 Ответить
Галя Константинова,
"Где пересекаются вечности?"
Спасибо тому, кто умеет их нам выявить, показать(пересечь).
Когда в (стране),мире Смутное Время,-говорить о прекрасном, и с такой увлеченностью...
Это и есть Искусство Души.
Спасибо.
0 Ответить
Пауль, Вам спасибо.
0 Ответить
Галя Константинова,
Губайдулина женщина удивительной судьбы! Ее музыка уже давно стала классикой. Дай, Бог, ей здоровья! А вам - спасибо за замечательный рассказ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тина,
0 Ответить
Красивая статья про красивого человека.. Про красивую музыку.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Слава.
0 Ответить
Талантливая женщина
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Губайдулину знают главным образом потому что он довольно давно графоманствует))) лучше "маугли" врядли что-то было сильно интереснее ею написано.
0 Ответить
Амбаверт Амбаверт, конечно-конечно. "Позор джунглям!"
0 Ответить
Амбаверт Амбаверт, на вкус и цвет, как говорится...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, огромное тебе спасибо и за статью и за клипы! Я Маугли не смотрела с тех пор, как сыновья были детьми - какраз с 70-х. Надо найти и посмотреть... Какая талантливая женщина! дай Бог ей здоровья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда, да, мультик на века.
0 Ответить