Да, закончилась эпоха… Эпоха украинского автомобиля. Чисто украинского. Давайте вспомним, как это было.
Прототипом для создания самого популярного украинского автомобиля («Таврии», а потом и «Славуты») стала машинка, что была «слизана» с английской Остин Мини (Austin Mini), машины конца 60-х, которую рекламные проспекты называли «внутри она больше, чем снаружи». Примечательно, что этот маленький автомобильчик обогнал на ралли таких именитых конкурентов, как FIAT Abarth 600, Volkswagen 1200L и даже Porsche 911!
А тем временем (шел тогда 1963 г.) на украинском заводе «Коммунар» работал талантливый и любознательный инженер Владимир Стешенко, он предложил создать и на родном заводе маленький переднеприводный автомобиль. Кто не помнит, это было время, когда первые образцы «Запорожцев» (ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968) только ставились на заводской конвейер. Естественно, начальство инициативу не одобрило, но работа над «Перспективой», «бабушкой» сегодняшней «Славуты», уже началась. На общественных началах, урывками, почти подпольно. Автомобиль был полностью разработан только к 1978 г. Однако заводское начальство, посчитавшее, что и «Запорожцев» выпускается недостаточно, на новую разработку своих конструкторов никак не отреагировало.
И услышал Бог молитвы конструкторские! В том же 1978 г. союзный Минавтопром выдал заводу «Коммунару» задание спроектировать совершенно новую переднеприводную модель ЗАЗ-1102. Союзные чиновники были немало удивлены тем, что уже через несколько месяцев «коммунарцы» выдали опытный образец, который прошел испытания и в песках пустыни Каракум, и сибирских снегах.
Производство ЗАЗ-1102 решено было запустить в 1981 г. Но очень скоро поступает другая команда: скопировать «гайка в гайку» только вышедший на западный автомобильный рынок «Форд Фиеста» (Ford Fiesta). Тупо копировать не стали, доработали опытный образец так, что он превзошел по своим характеристикам эту самую «Фиесту».
1982 год. Приёмка госкомиссией прошла успешно. Но… Буржуи и здесь сработали быстрее, выбросив на рынок итальянский «Фиат Уно» (FIAT Uno), затем английский (Mini Metro), затем французкие (Peugeot 205 и Renault 5). Украинским конструкторам приходилось переделывать «Перспективу» в соответствии с новыми требованиями партии и правительства. Машинку назвали ЗАЗ-1106.
А дальше… Все лучшие силы советского автопрома были брошены на доработку автомобиля «Спутник» (ВАЗ 2108).
Итак, на конвейер модель ЗАЗ-1102 была поставлена в 1988 г. Про более совершенную модификацию, на которую было потрачено столько сил и ресурсов, уже никто и не вспоминал. Назвали машинку звучным именем «Таврия», древним названием Крымского полуострова. Модель постоянно совершенствовалась, обновлялась иногда несколько раз в году.
Интересный исторический факт. Автомобилю «Таврия» был посвящён советский рекламный ролик, который завоевал в Каннах «Бронзового льва» (номинация «торговая реклама). Водитель заправлял «Таврию» из своей зажигалки «Зиппо», чтобы подчеркнуть экономичность данной модели автомобиля.
1994 год. Начато производство пятидверной «Таврии», модели «Дана» ЗАЗ-1105. Я лично узнал об этой машине из приложения к российскому ежедневнику «Аргументы и факты». Статья называлась «Пятёрка пятерке». Название уж очень запомнилось. Основные изменения коснулись в основном кузова. Да и салон побогаче. Примечательно, что была «пятёрка» даже с правым расположением руля.
С обретением Украиной независимости поток денег и других ресурсов на Запорожский автомобильный завод практически прекратился. Производство встало. Инвестиции пришли откуда не ждали — от корейской фирмы «Деу» (Daewoo). На корейские деньги была запущена модернизированная «Таврия-Нова». По сравнению с классической моделью в конструкцию машины было внесено более трёх сотен изменений.
Заводская система качества получила международный сертификат ISO 9001. Невысокая цена, маневренность, экономичность и высокая для своего класса вместимость позволили «Таврии» найти свою рыночную нишу в то непростое время. Примерно 40% машин этой модели экспортировались за рубеж, в Россию, Беларусь, Молдову, Казахстан, Сирию, Грецию.
Ну, а рукастые владельцы, которыми всегда славился наш народ, дорабатывали свои «Таврии», ставя топливный фильтр, который почему-то не был предусмотрен конструкцией, выводили на панель тумблер включения вентилятора, датчик включения которого часто ломался, использовали дорогие импортные масла. Ну и тюнинг, конечно, куда ж без него.
Последняя модернизации «Таврии» — ЗАЗ-1103 «Славута». Выпускалась с 1999 г. и по конец января 2011. Кузов редкой модификации, псевдоседан или лифтбек. По сравнению с классической «Таврией», множество мелких технических доработок, например, полностью обновлённая тормозная система. 11 лет на конвейере!
Кроме моделей ЗАЗ-1103 «Таврия», ЗАЗ-1105 «Дана», ЗАЗ-1103 «Славута», Запорожский автозавод выпускал грузовые (ЗАЗ-110260 и ЗАЗ 110267) и грузопассажирские модели (ЗАЗ-110240 и ЗАЗ-110427). Специально для людей с ограниченными возможностями — ЗАЗ-110270 и ЗАЗ-110280. Выпускалась даже «Супертаврия» ЗАЗ-1122 с двигателем от вазовской «восьмёрки». Всего выпускалось 13 (число-то какое мистическое!) моделей «таврического» семейства.
Но, как было сказано ещё задолго до нас, «всё проходит». Прошло и время «Таврии». А последняя машина «таврического семейства» продана 10 февраля 2011 на интернет-аукционе.
Всё проходит. Вот только на душе как-то… не очень.
Прощай, «Таврия».
А кто ездил на этой машине? Личным опытом поделитесь. Могу поделиться своим, отец приятеля покупал, а так как в авто он не "бе" и не "ме", то мне с товарищем пришлось этой машинкой заниматься. Итак, статистика:
- новая машина приехала из салона, а на следующий день отказалась заводиться - сдох бендикс. Авто на тот момент имело пробег 92 км.
- на пробеге 150 км примерно сдохли дворники. Причем оба сразу. И как всегда в дождь.
- проехав менее 1000 км таврия запросила замены сцепления.
- на 1500 - 1600 км потребовался ремонт коробки передач.
- каждые 300-400 км этот шедевр советского автопрома просил регулировки двигателя.
- а первое пятно коррозии появилось на машине, которой было всего 3 (три) месяца от роду!!!!!!!!!!!! Хотя после покупки она была вся промовилена.
В общем беспрецедентная дрянь!
Была продана полугодовалой, взамен нее был куплен старый праворукий ниссан лаурел, который живет и по сей день, выполняя функции локальных перемещений. Про таврию все вспоминают с ужасом.
0 Ответить
Хорошая статья о вполне приличной в своей нише машинке.
зы
вопли про ацтой можно услышать и в конфах мерседесов.
У кого-то щи жидковаты, у кого-то жемчуг мелкий.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Сергей В. Воробьев,
Очень правильно подмечено. Как я писал, немного улучшить сборку, до конструкторских ТУ, была бы вообще дивный Фиат- Уно за 2тыс. долл.
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Была у меня. Хоть и мелкая, но вправду больше снутри, чем снаружи. Водителю под 2 метра было комфортней там,, чем в Жигулях. Приемистая, но ногами сделанная. Если бы делали руками-была ббы неплохая в своё время, кроме краш-теста. Правда жрала вдвое больше заявленного, в срреднем 8л смеш. цикла. Но воспоминания неплохие, хоть у меня оч.хоршаяя машинна сейчас.Правильно вспомнили.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А вот одна из перспективных моделей для Запорожья, создававшихся в 80-е.
0 Ответить
Просьба к редакции. В четвёртом абзаце предпоследнее предложение. Слово "Атомобиль" заменить на "Автомобиль". Проглядел
0 Ответить
Михаил Груздев, поправили.
0 Ответить
Марианна Власова, спасибо.
0 Ответить
Прощай...
Да, Вы правы, как-то не очень на душе. Хотя, сам даже не сидел за рулем "Таврии". Как-то не довелось.
Зато где-то в домашнем архиве должна быть ещё VHS-кассета, на которой покойный приятель, лихо развернувшись на "Таврии" и приоткрыв водительское окно, говорит прямо в камеру - "Вот это машина!". Середина 90-х. Рекламный ролик. Андрей тогда подрабатывал в компании, которая у нас была запорожским дилером. Вот, вспомнилось...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А прототип Славуты был ещё седаном с обычной крышкой багажника.
0 Ответить
Первые прототипы Таврии делались с оглядкой на тогдашний Форд Фиеста. Но среди них были и двухдверные седанчики, и машинки наподобие 127-го и 128-го Фиатов.
0 Ответить
Астин Мини
Чего-то ни туды, ни сюды. Либо корявое Аустин, либо Остин, как полагается.
Всё проходит. Вот только на душе как-то… не очень.
А у меня на душе вполне неплохо без таких "достижений" автопрома
0 Ответить
Mike Mike, спасибо, поправили.
0 Ответить
Mike Mike, на самом деле, "Таврия" стоила своих денег. Ну, я так думаю. Вот только кузов сгнивал уж очень быстро.
0 Ответить
Михаил Груздев, насколько я помню, она даже среди отечественного автопрома считалась отстоем.
0 Ответить
И вообще, где наша не пропадала!
0 Ответить
А вот какая девушка-автогонщица, выступавшая на Таврии.
0 Ответить
И даже таким вот образом.
0 Ответить
Mike Mike, но предпринимались попытки исправить это положение.
0 Ответить