Просто он так чувствовал
Гм был в плохом настроении и потому тяжёлыми прыжками отправился на берег озерка — маленького и заросшего тростником. Он часто ходил к озерку, чтобы отвлечься от неприятного ощущения, возникающего в середине груди. Там он слушал, как ветер поёт свою ветреную песню, играя на обломках полых тростниковых трубочек.
Вот и сейчас он присел, подогнув под себя одну ногу, но тут же вскочил и резко, даже со злостью, сломил тростник. Ему вдруг захотелось стать ветром, могучим и сильным, чтобы управлять облаками, дождём и тростником.
Трубочка была крепкая, нужной, как показалось Гм, толщины. Он неловко взял её пальцами, поднёс ко рту и устроил ей ветер. Звук получился схожий с тихим постаныванием Зы, когда она порезала руку, очищая шкуру скребком. Гм улыбнулся, потому что и звук ему понравился, и воспоминание о Зы — тоже.
Он повертел трубочку, немного сжал её и, сам того не желая, длинным чёрным ногтем, которым так удобно было вспарывать брюхо пойманным рыбам, проколол тростник в нескольких местах. Уже ни на что не надеясь, он неуклюже взял трубочку, где-то зажав отверстия, и снова в неё подул. Что это было? Подул сильнее и застыл: трубочка зазвучала, как цикады, что встречали их с Зы по вечерам у пещеры.
Гм забыл о боли в середине груди. Теперь он будет играть на трубочке, как ветер, петь, как цикады, и все — и старый Ры, и молодые Ва и Ку — будут его слушать…
Виды флейт и прочее
Для справки: Флейта Пана — многоствольная флейта, состоящая из бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу. Верхние, открытые концы, располагаются в один ряд.
Наш герой из пещеры, конечно же, был не одинок: на грузинской, молдавской, литовской, славянской или индийской пан-флейте играли безвестные музыканты. Ни один из них не задумывался, каким должен быть воздушный столб, чтобы голос инструмента изменился — стал выше или ниже. Ни один из них не знал нотной грамоты или законов физики, не знал, что нота «ля» первой октавы имеет частоту колебаний в 440 Гц. Да и о немецком физике Генрихе Герце, рассказавшем о распространении волн разной природы, не мог даже подумать, потому что тот родился в XIX веке и открывал свои законы не для музыкантов (не случайно первыми словами, переданными русским физиком
Для справки: Аку`стика (от греч. ἀκούω (аку`о) — слышу) — наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием. Акустика является одним из направлений физики, исследующим упругие колебания и волны от самых низких (от 0 Гц) до высоких частот.
И самое главное. Никто из слушателей не требовал идеально-слаженного звучания нескольких инструментов. В унисон попадать не требовалось — передать верное настроение можно, даже играя фальшивя! Таков колорит старинных звучаний, в этом их особенность и прелесть. Аутентичность, иными словами.
Для справки: Унисон (итал. unisono, от лат. unus — один и sonus — звук) — единозвучие, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты.
А что же флейта? Свисток, трубочка с шестью отверстиями и раструб — в таком виде она существовала довольно долго. А потом преобразилась в продольную, чтобы, в конце концов, стать поперечной и окончательно поселиться в любом духовом оркестре.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...