Многие из тех, кто отмечают особую зловредную привычку судьбы стеснять и мешать, хорошо при этом понимают, что ощущения счастья это не затрагивает. «Счастье с нами». Но с этим чувством часто бывает трудно жить.
Без фантазеров и мечтателей мир не смог бы существовать, не вытянул бы ни одного своего столетия. Фраза, сказанная в 1929 году Горьким, («А где же мечта? Мечта где? Фантазия где — я спрашиваю? Почему у нас Чюрленисов нет?») доказывает, что умел писатель видеть много дальше проповедуемого соцреализма и понимал необходимость самых разнообразных форм самовыражения в искусстве.
«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди — как ноты» (Чюрленис).
Местом рождения и местом смерти Чюрлениса значится Российская империя. Но нужно понимать, что родился он в Литве. Отец был из крестьянской семьи, работал органистом в церкви. Мать — из немецких переселенцев, она занималась детьми, среди которых Микалоюс Константинас был старшим. Несмотря на то, что отец Чюрлениса был литовцем, мать — немкой, родными его языками оставались польский и русский (только к моменту знакомства с будущей женой он начал изучать литовский язык).
Итак, Микалоюс Константинас Чюрленис родился 10 (22) сентября 1875 года в городе Варена (сейчас — Литва). Умер 28 марта (10 апреля) 1911 года в Пустельнике Миньски (ныне — Польша). В этом году — столетие со дня смерти.
Семья была многодетная и небогатая, но, как часто случается (или случалось раньше), на одаренного ребенка обратили внимание те, кто мог помочь. Благодаря князю Михаилу Огинскому мальчик с раннего детства получил возможность заниматься музыкой.
Образование, которое получил Чюрленис, также несло на себе печать специфики места рождения. Он учился в двух консерваториях — в Варшавской и в Лейпцигской. Живописи Чюрленис учился позже и тоже в Варшаве. Композитор, художник, поэт, даже философ — одно неотделимо от другого. Чюрленис — автор многих музыкальных сочинений (около 250) и более 300 картин — как тут определишь? Невозможно «определить» его и в стилистическом отношении: хотя несомненно сильное влияние символизма, модерна, арт-нуво в живописи, позднего романтизма и импрессионизма и прочих «-измов» — в музыке. А также глубокого полифонизма и там, и там.
В 1907 году Чюрленис приезжает в Петербург. Именно там, в условиях нищеты, за пару лет он создает большую часть своих картин. Его принимают и признают такие художники, как Маковский, Добужинский, Бенуа, Бакст, Рерих, Лансере. Добужинский отдал свой рояль. Чюрленису старались помочь с выставками: первая состоялась в том же году в рамках выставки «Союза русских художников». Художники «Мира искусства» привлекли его к театрально-декоративному искусству. А. Бенуа писал, что если бы он (Бенуа) был богат, он бы заказал Чюрленису гигантские фрески.
«Умение заглянуть в бесконечность пространства и в глубь веков делали Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства», — писал
М. В. Добужинский .
Но все чаще композитор испытывал тоску, приступы депрессии усугублялись. В 1910 году Чюрлениса помещают в нервную больницу под Варшавой. После прогулки в лесу он простудился и умер возрасте 35 лет.
Ритм, пластика, архитектоника — все эти понятия одинаково применимы к разным видам искусств. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. Форма, композиция — само собой. Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. И наоборот — музыкальное искусство переходит свои границы:
«Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», — писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев.
Вопрос о синтезе искусств — вопрос очень старый. Почему именно на переломе эпох (19 и 20 веков) этот вопрос актуально и мощно встал перед многими деятелями — сказать не могу. Уже было в обиходе понятие «цветной слух», известно, например, что им обладал Н.А. Римский-Корсаков. Но достаточно назвать только Александра Скрябина. Его идеи, не вселенского мистического масштаба, а идеи светомузыки были реализованы техническими специалистами из Казани (НИИ «Прометей») спустя много десятилетий. В партитуру своей симфонической поэмы «Прометей» он включил партию световой клавиатуры — ее расшифровали. Идею «Мистерии» — действа звуков, красок, запахов, движений — Скрябин реализовать не успел.
Общность Скрябина и Чюрлениса трудно не заметить. Даже во внешности есть чуть уловимые общие черты. Заметна некоторая общность интересов и идей. Азбучным стало представление о том, что вопросы светомузыки с «музыкальной стороны» решал Скрябин, а с «живописной» — Чюрленис. Происходило это в одно и то же время — в первом десятилетии 20 века. При этом — знакомы они не были. Маковский писал о Чюрленисе: «Его творчество — музыка в той же степени, как живопись».
То, как видел-слышал (одновременно) Чюрленис, можно разгадывать, расшифровывать и распутывать. А можно просто воспринимать, как мы воспринимаем любые другие образы.
Ромен Роллан был восхищен творчеством художника и композитора, посвятив ему многие строки:
«Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный континент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис… Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение, которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в воздухе».
Ощущение парения дано, вероятно, каждому. Не все в нем, правда, нуждаются.
Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние миры в творчестве — все это Чюрленис. Но что больше всего меня поражает в его картинах и музыке — это ощущение внутренней чистоты.
В комментариях можно послушать фрагмент симфонической поэмы «В лесу» с видеорядом картин. Композитор и художник —
Галя Константинова,
Чюрленис-это свежий глоток воздуха.
Особенно в наше Удушливое Время.
Он опередил свое(и наше тоже) время.
Он был не от мира сего....
Спасибо!
0 Ответить
Степан Бриль,
Надеюсь, что и в наше время не так уж и мало глотков свежего воздуха.
Он был не от мира сего....
Так ведь цивилизации всякие люди нужны: и "соль земли", и "нездешние".
0 Ответить
Галя Константинова,
Вот, скоро, выберем старогонового президента
и...наглотаемся вдоволь
0 Ответить
Галя Константинова, спасибо, а разве вы видели мои работы!?
Вот одна из них-РЫБЫ В НЕБЕ- вам на растезание, кстати очень вкусныыыы-е....
0 Ответить
Игорь Ерамишанц, нет, я видела только Ваш профиль. В интернетном смысле слова.
Почему на растерзание? Не специалист, воспринимаю только на уровне нравится-не нравится. Рыбы нравятся. Правда. (Но объяснить - почему - не могу. Или долго).
0 Ответить
Галя Константинова,
Великолепные картины, эмоциональная музыка,-отличная статья!
0 Ответить
Игорь Ерамишанц, спасибо. Рада услышать мнение профессионального художника.
0 Ответить
Галя Константинова, большое спасибо за статью. нас ведь учили, что великий композитор - Чайковский, а великий художник - Репин. Да, имя Чюрлениса было известно, но о нем ничего не знал. Еще раз спасибо вам большое.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр, да Вам спасибо. Очень дорожу откликами на такие темы.
И Чайковский - великий композитор (абсолютно). И Репин - великий художник. И Чюрленис - гениальный композитор и художник.
0 Ответить
Галя Константинова, послушав его музыку, я сказал - ДА! Это здорово. Еще раз вам спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, большое спасибо за этот материал! Если не трудно, подскажите, где в инете можно найти другую музыку Чурлёниса?
0 Ответить
Татьяна, в интернете можно найти все. ) Но раз даже на сайте Чюрлениса (http://ciurlionis.eu/ru/chyurlenis/ ) представлены только ноты, аудио не нашла, то есть юридические запреты.
На youtube много выложено в отрывках, посмотрите.
И Вам спасибо.
0 Ответить
Да, картины замечательные
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оля, музыка тоже замечательная. Поверь на слово. )))
0 Ответить