Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер Опубликовано 10.04.2011      15     22151     Распечатать

Чюрлёнис. Музыка живописи или живопись музыки?

«...Помни, что исполнятся все наши желания, все мечты. Счастье с нами, а если судьба слегка мешает и стесняет, то уж такая у нее привычка...»
(Чюрленис).

Многие из тех, кто отмечают особую зловредную привычку судьбы стеснять и мешать, хорошо при этом понимают, что ощущения счастья это не затрагивает. «Счастье с нами». Но с этим чувством часто бывает трудно жить.

Без фантазеров и мечтателей мир не смог бы существовать, не вытянул бы ни одного своего столетия. Фраза, сказанная в 1929 году Горьким, («А где же мечта? Мечта где? Фантазия где – я спрашиваю? Почему у нас Чюрленисов нет?») доказывает, что умел писатель видеть много дальше проповедуемого соцреализма и понимал необходимость самых разнообразных форм самовыражения в искусстве.

«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты».
(Чюрленис).

Местом рождения и местом смерти Чюрлениса значится Российская империя. Но нужно понимать, что родился он в Литве. Отец был из крестьянской семьи, работал органистом в церкви. Мать – из немецких переселенцев, она занималась детьми, среди которых Микалоюс Константинас был старшим. Несмотря на то, что отец Чюрлениса был литовцем, мать – немкой, родными его языками оставались польский и русский (только к моменту знакомства с будущей женой он начал изучать литовский язык).

Итак, Микалоюс Константинас Чюрленис родился 10 (22) сентября 1875 года в городе Варена (сейчас – Литва). Умер 28 марта (10 апреля) 1911 года в Пустельнике Миньски (ныне – Польша). В этом году – столетие со дня смерти.

Семья была многодетная и небогатая, но, как часто случается (или случалось раньше), на одаренного ребенка обратили внимание те, кто мог помочь. Благодаря князю Михаилу Огинскому мальчик с раннего детства получил возможность заниматься музыкой.

Образование, которое получил Чюрленис, также несло на себе печать специфики места рождения. Он учился в двух консерваториях – в Варшавской и в Лейпцигской. Живописи Чюрленис учился позже и тоже в Варшаве. Композитор, художник, поэт, даже философ – одно неотделимо от другого. Чюрленис – автор многих музыкальных сочинений (около 250) и более 300 картин – как тут определишь? Невозможно «определить» его и в стилистическом отношении: хотя несомненно сильное влияние символизма, модерна, арт-нуво в живописи, позднего романтизма и импрессионизма и прочих «-измов» – в музыке. А также глубокого полифонизма и там, и там.

В 1907 году Чюрленис приезжает в Петербург. Именно там, в условиях нищеты, за пару лет он создает большую часть своих картин. Его принимают и признают такие художники, как Маковский, Добужинский, Бенуа, Бакст, Рерих, Лансере. Добужинский отдал свой рояль. Чюрленису старались помочь с выставками: первая состоялась в том же году в рамках выставки «Союза русских художников». Художники «Мира искусства» привлекли его к театрально-декоративному искусству. А. Бенуа писал, что если бы он (Бенуа) был богат, он бы заказал Чюрленису гигантские фрески.

«Умение заглянуть в бесконечность пространства и в глубь веков делали Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства», – писал М.В. Добужинский.

Но все чаще композитор испытывал тоску, приступы депрессии усугублялись. В 1910 году Чюрлениса помещают в нервную больницу под Варшавой. После прогулки в лесу он простудился и умер возрасте 35 лет.

«Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии», – писал Вячеслав Иванов и добавлял: «Чюрлянис несомненно музыкант… по общей музыкальной стихийности, как бы разлитой во всем его душевном составе». (Чюрлянис – прежнее написание фамилии).

Ритм, пластика, архитектоника – все эти понятия одинаково применимы к разным видам искусств. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. Форма, композиция – само собой. Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. И наоборот – музыка переходит свои границы: «Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», – писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев.

Вопрос о синтезе искусств – вопрос очень старый. Почему именно на переломе эпох (19 и 20 веков) этот вопрос актуально и мощно встал перед многими деятелями – сказать не могу. Уже было в обиходе понятие «цветной слух», известно, например, что им обладал Н.А. Римский-Корсаков. Но достаточно назвать только Александра Скрябина. Его идеи, не вселенского мистического масштаба, а идеи светомузыки были реализованы техническими специалистами из Казани (НИИ «Прометей») спустя много десятилетий. В партитуру своей симфонической поэмы «Прометей» он включил партию световой клавиатуры – ее расшифровали. Идею «Мистерии» – действа звуков, красок, запахов, движений – Скрябин реализовать не успел.

Общность Скрябина и Чюрлениса трудно не заметить. Даже во внешности есть чуть уловимые общие черты. Заметна некоторая общность интересов и идей. Азбучным стало представление о том, что вопросы светомузыки с «музыкальной стороны» решал Скрябин, а с «живописной» – Чюрленис. Происходило это в одно и то же время – в первом десятилетии 20 века. При этом – знакомы они не были. Маковский писал о Чюрленисе: «Его творчество – музыка в той же степени, как живопись».

То, как видел-слышал (одновременно) Чюрленис, можно разгадывать, расшифровывать и распутывать. А можно просто воспринимать, как мы воспринимаем любые другие образы.

Ромен Роллан был восхищен творчеством художника и композитора, посвятив ему многие строки: «Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный континент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис… Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение, которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в воздухе».

Ощущение парения дано, вероятно, каждому. Не все в нем, правда, нуждаются.

Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние миры в творчестве – все это Чюрленис. Но что больше всего меня поражает в его картинах и музыке – это ощущение внутренней чистоты.

В комментариях можно послушать фрагмент симфонической поэмы «В лесу» с видеорядом картин. Композитор и художник – М.К. Чюрленис.

Теги: прибалтика, художники, живопись, музыканты, искусство, музыка, культура
15 комментариев (посмотреть последние комментарии)
М.К. Чюрленис. Соната весны (фрагмент)
М.К. Чюрленис. Соната весны (фрагмент)

Галерея

Соната моря (Финал, Чюрленис)
Соната пирамид (Аллегро, Чюрленис)
Соната звезд (Аллегро, Чюрленис)
Соната лета (Скерцо, Чюрленис)
Прелюдия и фуга (Ангел, Чюрленис)

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Биографии»

Обсуждение статьи:

  • Александр Петров Александр Петров Читатель 14 апреля 2011 в 21:33   # Ответить 0 +1

    Галя Константинова, большое спасибо за статью. нас ведь учили, что великий композитор - Чайковский, а великий художник - Репин. Да, имя Чюрлениса было известно, но о нем ничего не знал. Еще раз спасибо вам большое.

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 14 апреля 2011 в 22:03   # Ответить 0 +1

      Александр, да Вам спасибо. Очень дорожу откликами на такие темы.

      И Чайковский - великий композитор (абсолютно). И Репин - великий художник. И Чюрленис - гениальный композитор и художник.

      • Александр Петров Александр Петров Читатель 14 апреля 2011 в 22:24   # Ответить 0 +1

        Галя Константинова, послушав его музыку, я сказал - ДА! Это здорово. Еще раз вам спасибо.

        Оценка статьи: 5

  • Игорь Ерамишанц Игорь Ерамишанц Читатель 3 мая 2011 в 21:09   # Ответить 0 +1

    Галя Константинова,
    Великолепные картины, эмоциональная музыка,-отличная статья!

  • Игорь Ерамишанц Игорь Ерамишанц Читатель 3 мая 2011 в 23:18   # Ответить 0 +1

    Галя Константинова, спасибо, а разве вы видели мои работы!?
    Вот одна из них-РЫБЫ В НЕБЕ- вам на растезание, кстати очень вкусныыыы-е....

    Игорь ерами
    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 3 мая 2011 в 23:26   # Ответить 0 +1

      Игорь Ерамишанц, нет, я видела только Ваш профиль. В интернетном смысле слова.

      Почему на растерзание? Не специалист, воспринимаю только на уровне нравится-не нравится. Рыбы нравятся. Правда. (Но объяснить - почему - не могу. Или долго).

  • степан бриль степан бриль Читатель 22 мая 2011 в 14:59   # Ответить 0 +1

    Галя Константинова,
    Чюрленис-это свежий глоток воздуха.
    Особенно в наше Удушливое Время.
    Он опередил свое(и наше тоже) время.
    Он был не от мира сего....
    Спасибо!

    Комментарий отредактирован 22 мая 2011 в 15:01

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 23 мая 2011 в 12:17   # Ответить 0 +1

      Степан Бриль,
      Надеюсь, что и в наше время не так уж и мало глотков свежего воздуха.

      Он был не от мира сего....

      Так ведь цивилизации всякие люди нужны: и "соль земли", и "нездешние".

      • степан бриль степан бриль Читатель 23 мая 2011 в 20:24   # Ответить 0 +1

        Галя Константинова,
        Вот, скоро, выберем старогонового президента
        и...наглотаемся вдоволь

Посмотреть все комментарии (15)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: