Король смеха и рыцарь улыбки — таких эпитетов удостоился Аверченко Аркадий Тимофеевич (27 марта 1881 — 12 марта 1925), писатель, сатирик, театральный критик от современников. Дорогого стоит, чтобы тебя так любили и критики, и окружение.
Мы сейчас не представляем, какой успех был у этого провинциала без образования. Большевики во главе с Лениным, который назвал Аверченко «озлобленным почти до умопомрачения белогвардейцем», очень долго старались, чтобы его забыли. Не было писателя Аверченко — не было короля смеха. Сметен волной эмиграции. А может, все-таки был?
Родился в Севастополе, о семье — вот что он сам говорит в автобиографии: «…Отец мой, будучи по профессии купцом, не обращал на меня никакого внимания, так как по горло был занят хлопотами и планами, каким бы образом поскорее разориться. Это было мечтой его жизни, и нужно отдать ему полную справедливость — добрый старик достиг своих стремлений самым безукоризненным образом…»
У Аркадия было шесть сестер, на него, единственного брата. И когда из-за плохого зрения и слабого здоровья, а сам Аверченко впоследствии говорил, что в основном из-за явного нежелания учиться, он не пошел в гимназию — сестры обучали его дома. Все образование будущего писателя — это законченные два класса реального училища.
Когда юноше было шестнадцать лет, он уехал из родного города, впоследствии вернется он туда весной 1919-го, перед эмиграцией. Спустя полтора года оттуда же уехал в Константинополь, затем в Прагу.
С 15 лет работал в конторе в Севастополе, затем в Донбассе и Харькове, в начале 1908 года появляется в Петербурге. Бродя по улицам и присматриваясь к вывескам редакций, не зная, куда направить свои стопы, остановился на «Стрекозе», в которой и работал — с Сашей Черным, Тэффи, О. Дымовым и др.
Журнал был достаточно старый, нуждался в реорганизации, и его преобразовали в «Сатирикон». Расцвет знаменитого юмористического журнала пришелся как раз на расцвет плодотворной работы Аверченко. В 1913 году произошел раскол в журнале — и Аверченко с друзьями организовали «Новый сатирикон». Юморист плескался в дружеской обстановке юмора и сатиры, которая выплескивалась на страницы издания, вот строки из раздела «почтовый ящик'', в котором он отвечал авторам, присылавшим свои рукописи:
«Идя с бала, Лидия Ивановна вспоминала обеих своих кавалеров…»
— «Две кавалеры на одного Лидию Ивановну»!
«Рудольфу: Вы пишете в рассказе:
Она схватила ему за руку и неоднократно спросила: где ты девал деньги?
— «Иностранных произведений не печатаем».
Издание было чрезвычайно популярно и благополучно просуществовало до 1918 года. Аверченко говорил, что юмор беспартийный, но партия юмором заинтересовалась, и журнал закрыли по причине оппозиционной настроенности авторов к новой власти. Впоследствии почти все знаменитые сатириконовцы уехали в эмиграцию.
Жизнь Аркадия Аверченко в Петербурге была красива, удачлива. Журнал процветал. Популярность писателя росла, пьесы и рассказы ставились на театральных подмостках. Ездил много по стране и за границу. Был даже приглашен на домашние чтения Николаем Вторым. Визит не состоялся, друзья рассказывали, что, посчитав такой визит неуместным, писатель сказался больным. Живя в достатке, обласканный вниманием публики, он не обходил стороной все удовольствия жизни: ходил в окружении друзей и почитателей, которые порой вторили ему во всем, по заведениям столицы:
У него был дар — располагать к себе людей. Всегда был готов помочь, желал быть полезным. Отзывчивый, добрый, со всегда смеющимися глазами. Отличительная черта Аверченко-юмориста, особенно для России, — он был человеком легким, жизнелюбивым. Все, кто с ним общался, начинали его любить, наверное, просто потому, что он очень хорошо относился к людям:
«У философов и у детей есть одна благородная черта — они не придают значения никаким различиям между людьми — ни социальным, ни умственным, ни внешним».
В заключение хочу сказать, что невозможно своими словами пересказать остроумные и гениальные рассказы и афоризмы. Просто прочитайте на их досуге, и, поверьте, вы неоднократно улыбнетесь и засмеетесь!
«Юмористические рассказы», «Весёлые устрицы», «Зайчики на стене», «Синие золотым», «О маленьких для больших», «Рассказы о выздоравливающих», «Записки театральной крысы», «Круги по воде»…
Мария Григорьева, "Аверченко говорил, что юмор беспартийный, но партия юмором заинтересовалась" Понравилась статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить