Впрочем, всемирно знаменитым развалинам в фильме уделяется совсем немного времени. Скучно там, если ты не профессиональный археолог, а всего-навсего принцесса на каникулах. А вот лихо прокатиться на мотороллере от Колизея до площади Венеции — это здорово. Надо сказать, что мотороллер — чисто итальянское изобретение. Транспортное средство дешевое и просто идеально приспособленное для езды по узким улочкам старинных городов.
На площади Венеции, если помните, принцесса Анна решила сама немного порулить этой игрушечной машинкой. Брэдли успел вскочить на заднее сидение, но к сожалению, объяснить принцессе на ходу, где у мотороллера находится тормоз, ему не удалось. Поэтому всего за минуту перед нами на экране проскакивают несколько римских достопримечательностей, тоже достойных осмотра. Помпезный памятник первому королю Италии Виктору-Эммануилу, где натыкано столько сладких символов величия, что итальянцы, обладающие прирожденным вкусом, давным-давно обозвали этот памятник «Свадебным тортом». Красивенькое это строение прикрыло собой центр древнеримской власти и славы — Капитолий. Туда ведет широкая лестница, которую зритель видит на экране ровно полсекунды, пока мимо нее проскакивает мотороллер.
У подножия Капитолия — еще один древнеримский памятник, достойный внимания. Это — остатки многоквартирного дома, сдававшегося в наем. Такие домов в древнем Риме было много. Они назывались «инсулами» (островами). Квартиры в инсулах стоили недешево и были лишены многих удобств, без которых мы нынче посчитали бы подобное жилище для жилья малопригодным. Впрочем, древние римляне отходы жизнедеятельности вышвыривали прямо в окно, а большую часть времени проводили не взаперти, а на площадях и в цирках.
Остатки одного такого цирка, театра Марцелла, мелькают на экране в следующие полсекунды. Этот огромный цирк в средние века служил крепостью, а после был перестроен во дворец для знатного римского семейства Орсини. Но с мотороллера всего этого не заметить.
Что, наверное, и к лучшему. Потому что принцесса с журналистом уже благополучно вышли из полиции, куда попали за нарушение правил движения, и зашли в находящуюся рядом церковь Санта-Мария ин Космедин. Благодаря «Римским каникулам» церковь эта прославилась на весь мир.
Принадлежит она не римско-католической, а греческой церкви. Здесь в 8-м веке осели греческие монахи, бежавшие из Византии от преследований иконоборцев. Поэтому и улица, проходящая рядом, называется Греческой (Via della Greca). Церковь красива снаружи и богато украшена внутри. Отсюда и название. «Космедин» — переиначенное на итальянский манер греческое слово «космис» (κόσμησ), «украшение».
Впрочем, главной достопримечательностью церкви служит вещь от благолепия, казалось бы, далекая, огромная мраморная крышка, прикрывавшая когда-то колодец большой клоаки, римской канализационной системы, проходившей как раз неподалеку. На крышке изображен какой-то языческий бог, возможно, Океанус. (Статуя Океануса, кстати, размещена по центру фонтана Треви). Вместо рта — дырка, назначение которой понятно. Туда вставляли инструмент, с помощью которого крышку колодца сдвигали. Но обычный канализационный люк, поставленный на попа при входе в церковь Девы Марии, быстро оброс легендами. Согласно которым, была эта крышка «устами истины» (Bocca della Verità), своеобразным древнеримским детектором лжи. Якобы, стоило лжецу просунуть руку в рот жестокому богу, тот немедленно ее откусывал. Страшно!
Нынче за подход к этому артефакту взимают деньги, но очередь жаждущих продемонстрировать свою честность, заметна издалека. Как всегда, в очереди преобладают японцы с фотоаппаратами. Они прилежно фотографируются, засунув в рот грозному Океанусу свои ладошки. Языческий бог милосерден или попросту почивает.
От Санта-Мария ин Космедин по Греческой улице можно пойти налево, и тут же откроется огромное поле длиной более 600 метров. Это древнеримский Большой цирк (Circo Massimo). Во времена императоров здесь проводились гонки колесниц. Вроде тех, которые показаны в красочном американском фильме «Бен Гур». К слову, этот славный и оскароносный фильм, так же, как и комедию «Римские каникулы», снял режиссер Уильям Уайлер.
Римляне словами не разбрасывались. Большой цирк, действительно, был огромен. На его трибунах могли разместиться 250 тысяч человек, четверть всего населения древнего Рима.
Конечно, от былого величия Большого Цирка не осталось почти никаких следов. Величие это, пожалуй, можно только вообразить, так же, как воображаешь величие храмов, прогуливаясь по развалинам форумов. Впрочем, с этого места те самые античные развалины на Палатинском холме видятся на удивление живыми и величественными.
А если свернуть направо и пойти вдоль Тибра, минут через сорок неспешной ходьбы по набережной можно выйти еще к одному объекту, запечатленному в фильме о римских каникулах. Это — замок Святого Ангела. Он находится на этом месте с 135 г. н.э. Сначала это был мавзолей императора Адриана (того самого, при котором был построен Пантеон). А потом здесь построили городскую стену, и мавзолей стал крепостью. В средние века хозяевами Рима были папы, и в замке Святого Ангела они укрывались в случае опасности.
Замок был хорошо укреплен и мог выдержать серьезную осаду. Что и произошло в 1527 году, когда войска императора Карла V разграбили Рим похлеще всяких древних вандалов и гуннов.
В замок можно пройти за скромную плату, чтобы посмотреть средневековые осадные орудия и тюремные казематы. Среди знаменитых узников замка — социалист-утопист Томазо Кампанелла и Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир и живописец. Но если на продолжительную экскурсию жалко времени, то можно удовлетвориться и наружным осмотром. На вершине замка — скульптура того самого святого ангела, Михаила, вкладывающего меч в ножны. Согласно преданию, явление этого ангела папе Григорию Великому знаменовало окончание эпидемии чумы в Риме.
Заодно стоит взглянуть с моста на Тибр. В фильме здесь находилась танцплощадка, на которой произошла драка с агентами тайной полиции. Судя по всему, танцплощадка эта полностью на совести авторов фильма. Мне кажется, что подобного аттракциона здесь никогда не устраивалось, хотя бы потому что Тибр — река довольно грязная. И искупаться в ней, как это произошло с героями фильма, совсем не приятно.
И еще об одной выдумке авторов фильма. В ходе поездки по Риму Джо Брэдли привозит принцессу к стене исполнения желаний и рассказывает трогательную историю из времен всего восемь лет назад закончившейся мировой войны. Знатоки Рима утверждают, что рассказ — выдумка. Ничего подобного в городе не было. И даже городских легенд о стене исполнения желаний они не слышали. Сама стена, правда, существует и находится на Viale del Policlinico. Но, если в вашем распоряжении только один день в Риме, искать ее не стоит.
А вот чем обязательно стоит насладиться, если уж вы решились прогуляться вслед за принцессой и журналистом, так это мороженым (gelati) и кофе. В изготовлении двух этих кулинарных чудес итальянцы воистину достигли вершин.
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!