• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Василий Пирогов Дебютант

Как управлять творческим коллективом?

«Гений — это 1% вдохновения и 99% пота». Томас Эдисон

Для любой компании, чьим основным ресурсом являются творческие работники, очень важно постоянно сохранять свой ключевой нематериальный актив в максимально работоспособном состоянии. Однако добиться этого очень непросто — управление креативной деятельностью требует высокого профессионализма, ведь творческие люди — особая каста подчиненных, к которым необходим своеобразный подход.

Роль творческого авторитета

О работниках творческих специальностей ходят слухи, что они едва ли управляемы, недисциплинированны, работают по настроению и не выносят критики. Слухи эти лишь отчасти правдивы. На самом деле творческими работниками, конечно же, можно управлять. Очень трудно организовать рабочий процесс нескольких творческих людей, а если уж речь идёт о целом отделе и компании, то руководитель должен быть воплощением таких «трудносочетаемых» квалификаций, как администратор, психолог, стратег.

В то же время, для того чтобы быть лидером творческого коллектива, руководитель должен обладать творческим авторитетом. Помимо этого немаловажного психологического момента в успешном построении иерархии отношений внутри коллектива, которое будет основано на профессиональном уважении заслуг лидера, есть еще один плюс — возможность выработать верный управленческий подход, создать комфортную обстановку внутри коллектива и стимулировать работников к творчеству. Профессионализм руководителя в этом случае будет определяться двумя ключевыми способностями: умением преобразовывать творческую энергию в созидательную и возможностью идентифицировать отдельных работников, которые к этим преобразованиям готовы.

Темная сторона творчества

По моим наблюдениям, творчество — это в основном удел ленивых и безвольных людей. Звучит достаточно парадоксально, но я попытаюсь объяснить, что кроется за этим наблюдением. На мой взгляд, творчество — это та работа, которая требует наименьшее количество затрат энергии: люди просто занимаются любимым делом и в этом процессе отвыкают от выполнения нетворческой, но не менее важной работы. Почему у многих творческих людей отсутствует пунктуальность и дисциплина, и при этом в избытке присутствует беспорядок как минимум на рабочем месте. Да просто потому, что не хватает энергии и силы воли собраться.

Еще на заре цивилизации гедонизм был главным вероисповеданием творческой богемы. Сегодня огромное количество талантливых людей находится в андеграунде: художники, музыканты, писатели, актёры. Высот шоу-бизнеса достигают лишь единицы, и это отнюдь не лентяи.

У меня, например, есть музыкальный талант, я без зазрения совести могу сказать, что очень хорошо играю на фортепиано, сочиняю музыку и когда-то экстерном окончил музыкальную школу. Тем не менее я не музыкант, потому что на тот момент у меня не хватило силы воли развивать этот талант. Как бы нам это не нравилось, но жизнь такова, что именно наличие воли или степень ее присутствия, а вовсе не IQ и уровень таланта, чаще всего позволяют добиться успеха. Творчество и производственный процесс нужно совмещать. Самодисциплина требует значительных энергетических затрат, ведь работа над собой, и я уверен, что со мной многие согласятся, зачастую самая трудная.

Залог успеха

Творчество само по себе справедливо ассоциируется с самовыражением автора. Во многих религиях закапывание таланта в землю (кстати, этот афоризм пришел в наш обиход из Евангелия) считается грехом. Творческие скитания приводят зачастую в никуда, мне известны примеры, когда очень талантливые и умные люди не достигали успеха к тридцати и сорока годам. Такие люди переживают глубочайшие психологические кризисы из-за своего нереализованного потенциала, но тем не менее выводов никаких не делают, либо просто не могут взять себя в руки.

Сам по себе талантливый человек не может достигнуть успеха, не прилагая никаких усилий. Самые успешные творческие люди — это те, которые находят в себе силы к самодисциплинированию. Если взять, к примеру, рекламный бизнес, то такие люди, как правило, умеют и любят работать, становятся настоящими профессионалами, делают успешную карьеру, зарабатывают деньги для себя и компании, получая при этом удовольствие не только от процесса созидания.

Одна из главных задач руководителя — умение объяснить подчиненному и постоянно демонстрировать на собственном примере эти прописные истины. Порой такое наставничество оказывается самой существенной мотивацией коллектива.

На службе бизнеса

Ответственность и дисциплинированность в таком коллективе — очень размытые качества. Управлять творческими людьми — всё равно, что управлять хаосом, однако при правильном подходе и его можно упорядочить. Есть несколько способов эффективного управления такими сотрудниками.

Первый и наиболее распространенный — создание максимально комфортной обстановки для работы: дружелюбный коллектив, относительно гибкий график работы плюс почти что безграничная лояльность руководства. Способ этот достаточно спорный, так как подобные условия могут еще и излишне расслаблять сотрудников.

Второй метод — всем известные кнуты и пряники. И поскольку творцы по отношению к кнуту очень ранимые, возникает риск текучки кадров. Это проблема многих рекламных агентств и веб-студий, слабые люди там не задерживаются, а костяк творческой команды постепенно отфильтровывается в большом потоке текучки. Таким образом, в процессе естественного отбора в компании остаются самые стойкие люди — те, кто выбирают работу и профессиональный рост, а значит, работают над крупными новаторскими проектами, побеждают на профессиональных конкурсах, получают заслуженное уважение и признание клиентов и профессионального сообщества.

Отдельного внимания заслуживают так называемые звездные сотрудники, у которых после нескольких удачных шумных проектов начинается синдром выигравшего в лотерею. Я сам пережил звездную болезнь в самом начале карьеры, отказывался от «неинтересных» проектов, отказывался вносить правки в дизайн, так как считал, что нет таких людей, которые имеют право корректировать мою работу. В итоге самым главным пострадавшим от моего больного эго был я сам.

Звездные сотрудники крайне нестабильны, на них нельзя положиться, мало того, что они капризны, такие сотрудники могут стать настоящей угрозой для бизнеса, поскольку рисков гораздо больше, чем плюсов в таком сотрудничестве. Например, вы поручаете ответственное задание такому работнику и ждете от него по его звездным возможностям, а у него случается депрессия, вдохновение покинуло его, он капризничает и рискует сорвать сроки. В этом случае у руководителя есть возможность попасть в рабство, потому что на этом этапе он не сможет уволить звезду или перепоручить задание, он будет вынужден мириться с подобными капризами, которые рано или поздно начнут в лучшем случае разлагать дисциплину в коллективе, в худшем — портить отношения с заказчиком. Я всегда предпочту просто хорошего дизайнера звезде, даже если его профессиональный уровень ниже.

Творчество очень трудно поддается регламентации и оценкам, поэтому оптимальный способ — опираться на объективность и практичность, некоторые из этих критериев обычно закрепляются во внутренней документации — брифе и техническом задании. Хорошего программиста отличает знание языков и умение их грамотно использовать, дизайнера, так же как и музыканта, отличает прежде всего отработанная техника.

Статья опубликована в выпуске 25.05.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ольга Халина Читатель 26 мая 2011 в 23:24 отредактирован 25 мая 2018 в 08:52 Сообщить модератору

    Ирина, Вы тоже чудо! Ребята, с вами потрясающе весело!!!,

  • бРАВО!От души повеселилась!

    Василий Пирогов, Вот так здорово! ВАСИЛИЙ, ВЫ ПРЕЛЕСТЬ! я восторге! Давно так не смеялась . Правда, от души... Потрясающе глубокий анализ творческой личности!Глубочайшее проникновение в само творчество!! Чудо, да и только!!!! Успехов! Вы неотразимый юморист!!

  • Василий Пирогов, ваша статья - повод посмотреть на себя со стороны. спасибо.
    а как все-таки управлять таким коллективом?

  • Василий Пирогов, Отличная статья, все точно замечено.
    "творчество – это та работа, которая требует наименьшее количество затрат энергии" - аналогично мой папа (при Союзе) говорил о науке - удовлетворить свое любопытство за государственный счет.
    Когда еще в прошлом тысячелетии мы все кричали, что программирование - творчество, искусство, наш товарищ из Штатов нас охлаждал - это обычный тех.процесс, подчиняющийся всем законам. И весь инструментарий и технологии разработки направлены на исключение из этого тех.процесса каких-то "звезд" - все должно быть сделано от "А" до "Я" к такому-то сроку.

    Оценка статьи: 5

  • Первый и наиболее распространенный – создание максимально комфортной обстановки для работы: дружелюбный коллектив, относительно гибкий график работы плюс почти что безграничная лояльность руководства.
    У нас удобные столы, новый офис (построенный шефом для нашего творческого коллектива), компьютеры, доски, очень относительно гибкий график (могут вызвать в субботу) и опаздывать можно лишь до десяти, ну и шеф у нас -- просто Цербер! Лояльным он становится только в исключительных случаях (крупные семейные неурядицы, сессия, беременность, прорванная труба дома)
    Управляет угрозами, лучших мотивирует поездками за границу в сады, питомники или на семинары.

    Оценка статьи: 5

  • Василий Пирогов, что-то я не понял - а где, собссна про методы управления творческим коллективом? насколько я понял из заголовка статьи, вы хотели рассказать именно о них?(кстати, творческий коллектив = это оксюморон ) единственное, что я вынес из статьи, это то, что творцы - плохие и ненадежные работники и то, что вы предпочитаете команду ремесленников...как сказал бы Савва Игнатьевич - "полный аллес капут!"...))))))

    • Андрей Максимов, Вопрос сложный - пробежитесь по литературе типа "Как пасти котов" или из серии "Для чайников" - про управление командой. Автор все правильно описал - у буржуинов давно есть тенденция все ставить на поток, который не терпит "незаменимости" (это что, для этой звезды еще и белокурую музу 90-60-90 искать?!).

      Оценка статьи: 5

      • Юрий Лях, спасибо за литературу...)) надо посмотреть...А что касается буржуйских тенденций и конвейера - есть один древний боян:
        "Клиент в рекламном агентстве видит картину: все бегают, бумажки всякие носят, говорят по телефону, все заняты... А в отдельном кабинете - туман сигаретный, какой-то небритый человек, ноги на столе, играет в "тетрис", вокруг порножурналы! Клиент спрашивает попавшегося сотрудника:
        - Я все понимаю, все заняты. А этот что, особенный?
        - Видите ли, пару лет назад ему пришла в голову идея, которая принесла нам 13 миллионов долларов прибыли!
        - Ну и что?
        - Эта идея пришла ему в голову именно в таком состоянии..."

  • Василий Пирогов, !!!

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья, всё очень верно подмечено.
    Меня эти творческие личности тоже уже заколебали. Работать с ними невозможно: то у них настроения нет, то звёзды не так сошлись

    А Вы, кстати, не основатель "Бюро Пирогова"?

    Оценка статьи: 5