Он соотносился с магией волос, будто бы обладал силой предотвратить колдовство, сглаз и порчу. Однако при этом считалось, что гребень может не только защитить, но и навредить, передавая злые намерения от ведьмы к жертве. Отголоски подобного отношения можно прочитать в сказках. Так, «колдунья воткнула гребень в голову Финисту Ясному Соколу, и он уснул мертвым сном»…
Но изначально символика пластинки с зубьями была связана с лучами солнца и струями дождя. Правда, некоторые авторы (в частности, Шнайдер) добавляют к этому связь с символикой лодки, но это слишком сложный вопрос для того, чтобы однозначно принять подобную точку зрения.
Именно в силу не исключительно бытового, а магического и обережного предназначения гребень использовался в большом количестве обрядовых действ, которые сопровождали как торжественные, знаковые моменты, так и повседневную жизнь наших предков. Каких же именно?
Родины и крестины
Здесь учитывался аспект женского символа. Новорожденным девочкам пуповину перерезали через гребень. Предполагалось, что в этом случае она в будущем станет хорошей пряхой, что весьма ценно для крестьянского быта. На крестинах бабка передавала малышку куме через гребень, а не через порог, как это было полагалось делать с мальчиками, а кумовья, выходя из дома, должны были наступить правой ногой на гребень.
Девичьи гаданья
Красны девицы, ложась спать, клали гребень под подушку со словами «суженый, ряженый, приходи голову чесать» и ожидали увидеть его во сне. А если страдали от неразделенной любви или пребывали в разлуке с возлюбленным, то причитали: «Волос-волосок, гребень-гребешок, милому внушите мою любовь. День за день, ночь за ночь, пусть меня вспоминает и по мне скучает, а вскоре вновь привечает».
Свадьба
Подружки невесты, распустив ее косы, расчесывали гребнем волосы. Это означало их прощание с ней в девичестве, ведь в замужестве ее волосы будут спрятаны под головным убором. На свадьбе бросали гребень через порог для защиты новобрачных от нечистой силы. Невесте дарили на счастье гребень с семью зубьями и изображением двух коньков (но не везде, поскольку в некоторых местах, например, на Псковщине, в древние времена замужних женщин обривали наголо).
Но если недобрый человек хотел воспрепятствовать семейному счастью, то делал «свадебную отсушку»: тайком ставил два чесальных гребня по обе стороны дороги, а когда по ней проходили молодые, соединял. Это считалось верным средством для того, чтобы муж и жена либо всю жизнь ссорились, либо расстались.
Похороны
В некоторых регионах гребень ставили над умершим и зажигали на нем свечи, чтобы защитить дом в случае, если он станет упырем. Обряжая покойника, его расчесывали, и гребень, использованный для этого, подлежал удалению из «живого» пространства. В разных местностях использовались свои способы.
Его могли положить в гроб вместе с остриженными волосами, предварительно отломив столько зубьев, сколько жильцов остается в доме. Эти зубья помещали либо в загон для скота, либо клали на ветку яблони. Другой способ был направлен на то, «чтобы смерть поскорее уплыла», а потому гребень кидали в реку. В иных местах его, переломив, сжигали или поручали тем, кто обмывал умершего, выбросить в такое место, где никто не ходит
Зажиточность
Гребень клали в мешок с посевным материалом или помешивали им семена перед посевом, чтобы урожай был «частым», как его зубья; вычесанную у овец шерсть бросали в овечий загон, чтобы шерсть к стрижке была гуще.
Защита от волков
Один из ритуалов был аналогичен «свадебной отсушке»: скот прогоняли между двумя гребнями, а потом их соединяли и вывешивали над входом в хлев. Другой способ заключался в том, что под Сочельник два гребня соединялись зубьями («запирая пасть волку») и до Крещения женщины не должны были к ним прикасаться. Два гребня соединяли и в том случае, если скот терялся.
Целительство
Женским гребнем расчесывали волосы заболевшему человеку или домашнему животному (например, корове) и забрасывали его на грушу либо яблоню (на 1 — 2 недели), потом доставали, расчесывали вновь больного и мыли. При этом предпочтителен был гребень с семью зубьями. На Святки гребень выносили из дома, это считалось защитой хозяина и домочадцев от змей, а скот — от болезней.
Защита от колдовства
Для опознания ведьмы тоже делали «отсушку» с двумя гребнями. Если подозреваемая действительно была колдуньей, она просто не могла явиться с просьбой разъединить, потому что в соединенном положении они причиняли ей невыносимую боль. А при опасении преследования путники бросали гребень позади себя.
Во скольких сказках так поступали герои, а чаще — героини, и за ними вырастал непроходимый лес! А знаете, почему? Гребень, олицетворявший лес, был символом опасности (лес ведь считался опасным местом). Брошенный назад, он оставлял эту опасность позади.
Правила обращения
Нам сейчас может показаться забавным, но в старину в народе вновь купленным гребнем сначала расчесывали собаку (позднее — кота) или… свинью. Предполагалось, что после этого зубья дольше не поломаются, так как «скинется зло». Кроме того, гребень ни в коем случае нельзя было держать на виду и даже при пользовании класть на стол, на окно, квашню или кадку (а то «ангел не сядет»). Сразу после причесывания его нужно было положить в укромное место.
Вот ведь как!
Интересная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
сатана обхохотался.
0 Ответить
Второй вариант картины
0 Ответить
Самюэль Хоогстратен - натюрморт (в моём альбоме)
0 Ответить
Спасибо, очень интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень любопытно читать.
У бабушки помню - очень старый гребешок, двусторонний, явно не пластмасса, а кость.
Так вот, точно такой гребешок (!) - на натюрморте голландского художника 17 -го века Самюэля ван Хоогсгратена, кстати, с любопытным названием: "Обман зрения". Простые предметы - монеты, ножницы, конверт и т.п. - так изумительно рельефно "сделаны", что хочется просто взять в руки!
И среди них - гребень с длинными зубьями и "двойной". А ведь каждый предмет в натюрморте обязательно символичен. Интересно, что здесь означают гребни?
0 Ответить
Интересно было прочитать, спасибо!
только в конце только смешно стало- гребешок на квашню....))))))
0 Ответить
Интересно, спасибо, примем к сведедению
0 Ответить
Валюша, какая любопытная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олечка, спасибо
0 Ответить
Валентина Пономарева,Спасибо Вам!Очень интересная и очень познавательня статья!!Мы уже так мало знаем из "старины глубокой"!Забываем,теряем свои корни.... Спасибо Вам!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса, благодарю за теплый отзыв
0 Ответить
Валентина Пономарева, статья очень интересная, прочитала с удовольствием! Как много мы не знаем о наших предках, хорошо что есть люди просвещающие нас. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина, рада, что Вам понравилось
0 Ответить
Валентина Пономарева, я вот пишу дипломную про Псковские гребешки, и собираю любую информацию по ним, в том числе и обрядную. Если можно, поделитесь со мной источниками, которыми вы пользовались для написания этой статьи. Являясь коренной Псковичкой, я ни разу не слышала про такой обряд - сбривания волос у жены Поэтому особенно интересно изучить этот аспект
0 Ответить
Татьяна, начните с Краткой энциклопедии славянской мифологии (М: Астрель, 2001). Насчет сбривания волос - у меня самый надежный источник, муж. Он антрополог, доктор наук, обещал вспомнить источник. Как вспомнит, напишу Вам в личку.
0 Ответить
Валентина Пономарева, спасибо =) Пока мои источники - это полевые описи археологических раскопов. Надеюсь найти больше информации, и использовать не только статистические материалы =)
0 Ответить
Валентина Пономарева, если человеку в голову воткнуть гребень, он уснет мертвым сном, даже если воткнет неведьма
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Гусева, если так рассуждать, голова не может быть ни кудрявой, ни седой.
0 Ответить
Хорошая этнографическая статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья хорошая и познавательнаяСпасибо.
Хотя при чтении про русские традиции и обряды становится некомфортно -да и не нравятся мне они ,как и русские песни и пляски. наверно не мои предки....
0 Ответить
Наталья Дюжинская, ну да..и фамилия у вас не русская...на еврейскую смахивает.
0 Ответить
Ну и что?
0 Ответить
Наталья Дюжинская,
нет Наталья, не надо так быстро окказываться от своих предков. Просто статью писал человек. не специалист в магии и не чувствующий силы предмета о котором пишет. Это просто набор возможных фактов.
Здесь нет ключей к пониманию. 1 - отличать надо не использованный гребень. гребень девушки и гребень женщины. 2- на волосах скапливается отрицательная энергетика, у девушек её меньше (предположительно), у женщин больше. И т.д.
0 Ответить
Татьяна Варта, при чем здесь магия? Статья и не про магию а про значение гребней. Статья реально интересная.А если мне не нравятся русские обряды песни и пляски-значит Не нравятся !Вы то как можете с уверенностью говорить , что именно русские мои предки? я бы так не утверждала да и статья не об этом
0 Ответить
Наталья Дюжинская, да поняли уже мы, что вы хотите похватстать тем, что вы нерусская)))) нашла чем хвастать...а кто вы - чукча?? ну прыгайте с бубном возле костра, раз вам не нравятся русские песни!
0 Ответить
Джулия, видите ли, я тоже не очень русская. И бубен у меня дома есть всамделишный Очень прошу Вас быть уважительнее к собеседникам.
0 Ответить
Джулия Робертс, вобще то мы статью обсуждаем а не мою фамилию и мои вкусы.Одно я знаю точно -хамкой не была и не буду
1 Ответить
Никогда не о таком не задумывался. Прочитал, аж мурашки по коже.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, да, могуч был Финнст - Ясный сокол. Ежели обычному человеку в голову чего воткнуть, то он ласты склеит, а Финиста всего лишь сон сморил. Силён, аднака.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михаил, а если Вы еще сравните имена Финиста и Феникса...
0 Ответить
Валентина Пономарева, хорошо, что не с Феликсом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михаил, это да
0 Ответить
А я многого не знала о гребешке. Спасибо, теперь пополнила свою "копилку знаний".
0 Ответить
Тина, спасибо
0 Ответить
Очень интересно. Простая такая вещь, а столько с ней связано.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алексей, вот именно. Наши предки относились ко всем бытовым предметам как к сакральным. А мы теперь - по бытовому...
0 Ответить
Валентина Пономарева, извините, но ВСЁ это потому что, наши предметы и есть просто бытовые, уж точно никакие не сакральные)
0 Ответить