Э-э-э, садЫкеее, опять пришел! Мальчик, мальчик, что ж ты такой неугомонный-то, а? Ну салям бЕши, присаживайся. Во многом знании многие печали, так один мудрец сказал-да. Твой случай? МушкЕле кабИра, тьфу, большая проблема, то есть, для тебя это?
О, опять самса принес! Тот самый самса! Из тандыра, на фруктовых веточках, мммм…
Ну присаживайся на ковер, в тенёчек чинара двигайся, а то солнечный активность твоя голова попадет, не нужны будут тебе больше сказки старого акына.
Так что рассказать-то? Напомни. Сеньораж? Что, слово понравился, да? А-а-а, смысл и то, что за ним стоит?.. Э-э-э, а не боишься? Ибо еще никого до добра в этой жизни это знание не довело. Я? А что я? Я старый акын, у меня ничего нет. Сегодня я в этом ауле сказки рассказываю, завтра в другом, послезавтра в третьем — иди, найди перекати-поле в пустыне, а найдя — пойми, та ли это колючка, которая твоя задница колола или нет…
Ну не тяни, чай наливай, с чабрецом по-прежнему — другой не пью, самса ломай, кальян к центру двигай, сказка слюшай.
Давным-давно, в давние-стародавние времена жил один бай. Правда, тогда он баем еще не был, а был ювелиром. То есть профессионально работал с золотом, серебром и каменьями всякими. И заметь, мальчик — хорошо работал. Люди к нему шли, кому золотую монету в цепочку переплавить надо, кому камень заморский самоцветный в кулон вставить — всегда у него в доме кусок лепешка и кумыс был. К тому же денег в долг у этого ювелира всегда взять можно было, не бесплатно, конечно, но зато всегда и исправно.
А времена тогда были неспокойные, дома с толстыми стенами из камня и железный дверь мало-мало кто себе позволить мог. Вот к этому ювелиру народ и потянулся, возьми, мол, злато-серебро на сохранение. У тебя подвалы глубокие, стены толстые, решетки в руку… Нукеры все это охраняют. А мы за такой важный услуга, как сохранение всего нажитого нами непосильным трудом, тебе таньга заплатим. Депозитарий сейчас это называется. Да-да, запиши еще один умный слово.
И вот время шло, в депозитарии, подвалах то есть, скопилось уже много золота, не принадлежащего ювелиру, а находящегося у него, так сказать, на ответственном хранении. И тут он заметил ровно две вещи, а заметив их, сопоставил между собой, а как сопоставил — тут у него-то все дела в гору и ринулись! Мегаприбыль получать стал, да такую, что почти весь видимый мир скоро скупить бы смог и единолично им распоряжаться. Скоро-скоро шахи-падишахи и прочие, кого властью можно было бы тогда назвать, к нему ходить стали, дружить с таким нужный человек-да пытались, крышевание, тьфу ты, защиту от противоправных действий третьих лиц предлагать. И стал этот ювелир уже банкиром называться, а его складские расписки, соответственно, банкнотами, то есть нотами банка или банковскими билетами, подтверждающими, что на номинал обозначенный на этот красивый бумажка, в подвалах банка лежит соответствующая монета или слиток. Ты только банкноту с купюрой и казначейским билетом не путай — это из других сказок, хотя и чем-то похожих.
Что ж это за такие наблюдения он сделал, спрашиваешь? А все очень просто, настолько просто, что и тогда, и сейчас это мало кому в голову могло придти: шайтан-арба, велосипедом называемая, и то в разы сложнее.
Первое: народ предпочитает между собой рассчитываться его складскими расписками, а не бегать каждый раз к нему за очередной монета, чтобы ее на рынок отнести.
И второе: никогда не бывает, чтобы все одновременно обратились к нему за, так сказать, получением денег в натуре — за своей золотой-серебряной монета то есть.
И что, спрашиваешь? Вах, мальчик! Воистину у этого бая все хорошо всегда будет, если даже услышав сказанное, ты очевидный штука понимать отказываешься! Э-э-э, расстроил ты меня, мальчик, ох расстроил… Да дело же в том, что осознав это, этот мудрый, но жадный бай понял, что можно создавать своих складских расписок больше, чем у него на хранении есть денег фактически, и запускать их в оборот, совершая покупки или ссужая. То есть, смотри, глюпый мальчик: нет ничего, этот бай берет бумажка, рисует на ней свой каракуль-маракуль и дом на нее покупает. Это уже его дом, понимаешь? А в обороте, в экономике то есть, денег как стоимостного эквивалента не прибавилось, ибо то, что прибавилось, размыло и уменьшило наполнение предыдущих денег.
И все еще хуже, когда он не просто дом покупает, а вот таких вот фальшивых по сути денег в долг кому-то дает. Он же не просто так дает, а под ссудный процент, истинно придуманный Шайтаном назло Аллаху и прямо запрещенный всеми религиями мира! Только об этом как-то теперь вспоминать не принято, ибо церковники сами в эти игры играют… Ну, это мы отвлеклись, лучше потом к этой теме вернемся, а то запутаешься вконец, мальчик.
Э-э-э, ты про чай совсем забыл? А про кальян? Вах, даже самса уже холодный! Эх мальчик, нельзя же так: сам увлекся, так о старом бы акыне подумал. Зови хозяина этого замечательного тенистого мАтаама, пусть угля принесет и кипятка в медном чайнике.
Так вот, вернемся к сеньоражу. Как ты уже знаешь, это разница между себестоимостью денег и их номиналом. А если номинал — золотой таньга, а себестоимость — клочок бумаги с чернильными каракулями, то какая прибыль от данного сеньоража возникает? О!
И заметь, за эту колоссальную прибыль не надо воевать, не надо много-много работать, не надо всякий хитрый штука придумывать: берешь и из ничего себя мультимиллиардером за час делаешь. Естественно, чтобы это в руках удержать, надо хитрый-хитрый и умный-умный быть, и сильный, но глупый, номинальную власть, то есть, себе подконтрольной сделать. А как сделать? Конечно же, через деньги! Как в долг просят — давать надо, не просят — предлагать и настаивать, расходы ей всякие придумывать и прочими способами колесо «взял — отдал, но больше» стимулировать.
Очень полезно для этого оказалось ни с одним, а с многими баями дружбу водить и между собой их, как глюпый шакал, стравливать. Ибо самый большой-большой расход для власти какой? Э-э-э, по округлившимся глазам вижу, что понял, мальчик, правильно — война. На войне, финансируя этими пустыми деньгами обе стороны, много-много миллиардов заработать можно, причем абсолютно не важно, какая из сторон выиграет — платят же обе. А то, что баи уровнем поменьше на военных заказах и на самой войне как действе зарабатывают, это уже не важно — крохи, пусть собирают.
Что? Миллионы погибших? Вах, мальчик, какой глупый штука сказал! Да кто ж при таких делах баранов считает? Как все закончится, дебет с кредитом сравнят, бабки подобьют и давай рождаемость всеми способами стимулировать, популяцию, так сказать, восстанавливать.
Думаешь, это все? Нет, мальчик, рано с подушка встал и домой засобирался. Все еще интереснее… Жадность этих баев достигла такого предела, что они отказались от обеспеченности денег вообще, то есть полностью! Теперь, и прошу заметить, абсолютно законно, им не надо иметь в своих подвалах хоть сколько-нибудь золота, и прибыль от сеньоража стала практически соответствовать номиналу! А заметь, в экономиках современных государств наличные, то есть отпечатанные, деньги имеют только 5 процентов хождения, остальные же 95 процентов — это безналичные расчеты. То есть прибыль от сеньоража по этим деньгам абсолютно равна номиналу! Вах, какой прибыльный бизнес: сколько нулей на клавиатуре шайтан-машинки, компьютер называется, нащелкал — столько и заработал!
Чего сидишь? Теперь можешь домой идти, подумать над тем, как же так могло получиться, что 97 процентов всех материальных благ этой планеты принадлежат всего 3 процентам ее населения. Что? Не, не я считал. Статистика — есть такой умный слово. Можешь записать по дороге.
К. Ю. Старохамская, стоимость печати стодолларовой купюры чуть меньше десяти центов. Вот эта разница, в нашем примере - 99,9 долларов, и называется сеньоранж.
0 Ответить
Очень трудно продраться сквозь гаерское кривляние и ламентации про какие-то миллионы погибших, и понять экономическую суть. Нельзя ли к этой красоте приложить краткое содержание на человеческом языке?
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, суть в двух словах: сеньораж - разница между номиналом денег и стоимостью их производства. Тот кто производит деньги правит правительствами и, соответственно, странами.
Короче не умею
0 Ответить
Вот что друзья скинули в электронку. Замечательная цитата к посылу статьи:
"И спросил торговец:
- Скажи нам о Купле и Продаже.
И сказал он в ответ:
- Земля приносит вам свои плоды и вы не будете нуждаться, если только будете знать, как наполнить свои ладони. В обмен дарами земли вы обретёте достаток и удовлетворение.
Но если в обмене не будет любви и доброй справедливости, то одних он приведёт к алчности, а других к голоду. Когда вы, труженики моря, полей и виноградников, повстречаете на рыночной площади ткачей, гончаров и собирателей пряностей, взывайте тогда к духу - хозяину земли, чтобы он появился среди вас и освятил весы и расчёты, сравнивающие одни ценности с другими.
И не допускайте к обмену людей с пустыми руками, которые расплачиваются своими словами за вашу работу. Скажите таким людям: "Идите с нами в поле или отправляйтесь с нашими братьями в море и закиньте там свои сети; ибо земля и море будут так же щедры к вам, как и к нам".
И если туда придут певцы, плясуны и флейтисты, купите у них, ибо они тоже собиратели плодов и благовоний, и хотя то, что они приносят соткано из снов, - это одеяние и пища для вашей души.
И прежде, чем покинуть рыночную площадь, уверьтесь, что ни один не ушёл оттуда с пустыми руками. Ибо дух - хозяин земли - не заснёт мирно на ветру, пока не исполнятся нужды самого меньшего из вас."
Калил Джебран "Пророк".
1 Ответить
Супер! Продолжения ликбеза когда ждать?
0 Ответить
сергей пономарев, мммм.... даже не думал еще....
0 Ответить
Сергей Казиник, замечательно!
Ваши статьи - просто-таки экономико-правовой ликбез!
Отлично!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оксана С, спасибо за оценку, именно для ликбеза и писалось))))
0 Ответить
Сергей Казиник, прекрасная статья! ждем продолжения!!!
спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Данная сказка-статья является третьей из серии "восточных сказок".
1-ая, восточная сказка о налогах, лежит здесь:
shkolazhizni.ru/money/articles/46995/
она же в аудиоформате (подкаст) лежит тут:
kazinik.podfm.ru/proza/13/
2-ая, восточная сказка о деньгах, лежит здесь:
shkolazhizni.ru/money/articles/46995/
она же в аудиоформате (подкаст) лежит тут:
kazinik.podfm.ru/proza/25/
0 Ответить