Жоффруа родился между 1150 и 1160 годами (по некоторым сведениям — в 1154), он был пятым из шести сыновей сэра Вилена де Виллардуэна. Отец нашего героя был, по-видимому, немного выше, чем просто рыцарь, но до высшей знати далеко, даже не сеньор.
Так что замечательную карьеру Жоффруа де Виллардуэна можно считать его собственной заслугой. В 1185-м году он был назначен маршалом Шампани. В обязанности маршала (в данной местности в данное время) входило руководство повседневной жизнью шампанских вооружённых сил, а при отсутствии графа — замещать его как в качестве командующего, так и по административной части. Если принять во внимание, что графу Анри II Шампанскому было только девятнадцать лет, можно представить себе, какой это был ответственный пост.
В 1190-м повзрослевший Анри Шампанский отправился в Заморье, в рамках готовящегося 3-го крестового похода, но прибыл туда раньше, чем оба его дяди — Филипп Август и Ричард Львиное Сердце. Жоффруа де Виллардуэн сопровождал сюзерена. Много приключений выпало на их долю, но закончилось всё тем, что маршал попал в плен к мусульманам, а граф женился на Изабелле Амальриховне и стал королём Иерусалимским по праву супруги. Впоследствии Виллардуэн был из плена выкуплен и вернулся на родину, а с королём Анри не то несчастный случай произошёл, не то ассасины постарались.
Сэр (или теперь уже сеньор) Виллардуэн снова занял должность маршала при новом графе — Тибо III.
События, описанные в книге, начинаются с рыцарского турнира, состоявшегося в замке Энкри в Шампани в конце 1199 года. На турнир заявился некий священник Фульк и начал агитировать за новое отвоевание Гроба Господня. Время и место рекламной кампании были выбраны с умом. Два молодых, но могущественных графа — Тибо Шампанский и Луи Блуаский, загорелись мечтой о подвигах и нашили на плащи крест, а остальным присутствовавшим сеньорам и рыцарям ничего не оставалось, как последовать их примеру.
Вскоре предстоящее мероприятие приобрело широкую популярность. Виллардуэн перечисляет до сотни имён, оговариваясь, что ещё было много и других рыцарей. Ещё два знатных графа присоединились к готовящемуся походу — Симон де Монфор и Рено де Монмирай, и один граф попроще — Готье де Бриенн. Попроще — в том смысле, что он — по всему — был вассалом графа Шампани. Неожиданным образом в эту кампанию затесался адвокат города Бетюн по имени Гийом. Перечисляя имена крестоносцев, Виллардуэн единственный раз проговаривается — эти рыцари из Шампани, эти из Блуа, а те — из Франции. Блуа и Шампань — ещё не совсем Франция.
В следующем уже году приняли крест Бодуэн (Балдуин), граф Фландрии и Геннегау и его брат Анри, плюс ещё несколько других графов, не говоря уже о сеньорах и рыцарях. Плюс почему-то отдельно супруга графа Бодуэна Мария.
Армия собиралась неслабая. Но надо же как-то до Святой земли добираться. Пешком — проблемно. Было отправлено посольство в Венецию на предмет покупки кораблей. Неформальным лидером миссии был сеньор Жоффруа. Посольство имело чрезвычайные полномочия — владетельные графы заранее поклялись исполнить условия договора, который заключат их доверенные вассалы.
Венецианцы послов некоторое время помурыжили, но дожу вроде как удалось подписать на это дело и Большой совет, и Малый. Сумма контракта составила 85 тысяч марок (не так давно Альба купила независимость от Англии за 10 тысяч). Сверх того Венеция обязалась снарядить 50 вооружённых галер от себя. Из любви к Богу, как сказал дож, плюс половина всех завоёванных в перспективе земель.
Интересный штрих — подписание контракта сопровождалось потоками слёз. Обливались слезами суровый рыцарь Жоффруа, прожжённый интриган дож Энрико, все участники и свидетели события. В дальнейшем, на протяжении всей книги, отважные воины тоже не упускают случая поплакать, когда есть повод — радостный или печальный.
Вроде всё путём. Но возникла новая проблема. Граф Шампани Тибо III заболел и умер в возрасте 22 лет. Печально само по себе, но дальше происходят странные события. Несмотря на то, что в составе готовящейся к походу армии — как минимум пять владетельных графов, Виллардуэн и другие сеньоры Шампани начинают активно искать кандидата в командующие. Отказался герцог Бургундский, отказался граф Бар-ле-Дюк. Подписался маркиз Бонифаций Монферрат. В дальнейшем маркиз играл значительную роль во всех делах, но иногда и без него обходились, а на выборах в императоры он, в конце концов, пролетел. Чтобы Монферрат командовал именно шампанским корпусом — этого тоже не заметно. Так что вся эта суета с поисками лидера остаётся непонятной.
Ладно, армия собралась, корпуса из разных мест начали выдвигаться в сторону места сбора — Венеции. И тут во всей красе сказалось свойственное французам наплевательское отношение к дисциплине. Некоторые почему-то направились в Марсель, другие в Пьяченцу, третьи — ещё в какие-то порты, четвёртые вообще разбрелись по домам. Граф Бодуэн Фландрский заплатил рыцарю де Тразиньи 500 ливров в счёт его будущих подвигов в Заморье, а рыцарь де Тразиньи слинял по дороге и отправился неизвестно куда — случай совсем не единичный. Епископ Отенский поступил проще — взял, да и отказался от обета. Виллардуэн не уточняет, какая часть крестоносцев всё-таки добралась до Венеции, но никак не больше тридцати процентов.
Прекрасный флот был уже готов. Всё отлично. Только пришло время выкладывать оговоренные 85 тысяч. А людей мало — денег не собрать. Графы уже и так поистратились на подготовку войска, и тоже не сильно платежеспособны. Некоторые рыцари таким поворотом дела довольны — мы в крестовый поход стремились, но не судьба, пора по домам.
Что-то собрали, но всё равно 34 штуки не хватило. И тогда венецианцы сами нашли выход из положения. Они предложили отсрочку долга (отсрочку — не погашение), если крестоносная армия окажет им небольшую услугу. Есть такой город Задар (Зара) — он принадлежит королю Венгрии и составляет конкуренцию свободной венецианской торговле. И вообще — наша бывшая колония. Его желательно у венгров немножко отобрать, это и будет условием отсрочки долга.
Крестоносцы повелись. Альтернатива — крах всей экспедиции плюс позор за невыполненные обязательства. Венецианцы тоже в походе на Задар участвовали. Дож по этому поводу нашил крест на свой головной убор (аналог короны) и решил лично возглавить венецианский корпус. Замечательно по двум обстоятельствам. Первое — крестоносцы-франки, вообще-то, направлялись в Святую Землю, и только вынужденно должны были завернуть в Далмацию, а Венеция приняла крест именно для целенаправленного похода на христианский город, принадлежащий католическому королю. Второе — действие происходит в 1202 году, а дож Энрико Дандоло родился в 1108, сами считайте. И как ни странно, во всех дальнейших событиях Дандоло принимал самое активное участие.
Поход на Задар тоже не обошёлся без нюансов. У маркиза Монферра срочно нашлись какие-то важные дела в его владениях. Этьен дю Перш и многие другие решили вдруг, что всего полезнее для них будет провести некоторое время в Апулии. Крестоносное войско снова уменьшилось в числе. Но до Задара всё-таки добралось. Жители города готовы были сразу сдаться на милость победителей, но те из крестоносцев, которые не особо желали продолжения мероприятия, сами подговорили их сопротивляться. Пришлось город штурмовать.
Всё-таки взяли. Папа Римский был огорчён таким развитием событий, но посланная к нему делегация уговорила понтифика сильно не гневаться. Король Венгрии отнёсся к захвату Задара индифферентно…
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!