• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Светлана Карасева Профессионал

Лучший подарок - деньги? Размышлялки о подарках

Вот мой вполне уже взрослый сын собирается на день рождения к другу.
 — Что вы ему решили подарить? — интересуюсь я.
 — Как всегда.
Пауза. Я явно зависаю. Сын, быстро оценив мое состояние, поясняет:
 — Мы (в смысле, молодежь — пояснение моё) уже давно такими вопросами не заморачиваемся. Деньги — вот лучший подарок!

Меня тянет пофилософствовать: «Вы дружите впятером. Ходите постоянно друг к другу на дни рождения. Дарите каждый по 500 рублей. Получается, что каждый из вас раз в год получает две тысячи, которые потом опять же раздает остальным. Касса взаимопомощи какая-то…»

Сын смотрит на меня недоуменно, пожимает плечами и убегает. (Спасибо хоть у виска пальцем не покрутил — воспитанный.)

Размышления по поводу быстро повзрослевших сыновей прерывает телефонный звонок. Подруга интересуется:

— Ты помнишь, что в субботу у А. день рождения?
 — Да, конечно, что дарим?
 — Слушай, а давай деньгами. У неё сейчас очень неважно с этим вопросом. Вот мы и поможем.
 — Конечно, давай деньгами.

Проблема решена. Не надо бегать по магазинам, думать, выбирать. Деньги — универсальное средство платежа. А теперь ещё и универсальный подарок? Сперва сын, потом подруга…

Честно говоря, ожидала, что и на мой день рождения друзья мне подарят деньги. Семья мне уже давно дарит то, что я прошу. Я очень долго и нудно «намекаю», какой новый гаджет или предмет домашнего обихода мне сейчас позарез необходим.

А вот друзья… В общем, в этом году я получила кучу милых безделушек. Кстати, весьма недешевых безделушек.

Такие вот события побудили меня написать эту статью. Хотя написано уже немало статей о подарках: что дарить, как дарить, кому дарить. Очень много самых разных статей. Вопрос подарков в них рассматривался с разных сторон: обидный, интересный, полезный, с намеком на что-то.

Я сейчас не об этом. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что между дарителем и одариваемым возникает какая-то связь?

Ну да, скажете вы. Вот эту дурацкую чашечку в виде кошечки мне подарила подруга, которая прекрасно знает, что я терпеть не могу кошек, а люблю собак. И теперь каждый раз, попивая чаек, я её вспоминаю (подругу, конечно). А эта диванная подушка, которая абсолютно ни с чем не гармонирует — подарок соседки.

В принципе, очевидно, что когда мы взглядом натыкаемся на какую-то вещь, то невольно вспоминаем о человеке, её нам подарившем. Издревле на Руси считали, что эта связь более глубокая, чем просто на уровне физического восприятия: вижу подарок — помню о том, кто подарил. Нет, связь прослеживается на другом, более глубинном уровне. Это таинственная волшебная духовная связь. Очень четко можно заметить такую связь на примере русских народных сказок. По подаренному кольцу жених узнает невесту. На подаренном клинке появляется кровь, когда его владелец где-то за тридевять земель попадает в беду. А куколка, подаренная мамой перед смертью, дает советы и помогает в делах.

Как видим, все подарки в старину и в сказках, и в жизни, имели какое-либо практическое применение: скатерть — самобранка, сапоги — скороходы, торба с волшебной дубинкой.

На свадьбу молодым дарили посуду, полотно, зерно, скот, птицу. Чтобы молодая семья могла побыстрее встать на ноги.

При рождении ребенка, так как мать некоторое время не может работать, дарили то, что может поддержать благополучие в доме и быть полезным ребенку: крупу, муку, отрезы полотна, вещи для малыша.

Значение подарка было именно в его материальной полезности, а не в денежном исчислении. Часто то, что нельзя было выменять, купить — дарилось просто так. Помните, царь девушке предлагал целую кучу всего за её красивую ткань, а она ни ему, ни кому-либо другому её не продала, а просто взяла и подарила. Современный юноша сказал бы: «Ну и дура!» Но в сознании народа подарок стоит выше товара.

Обратите внимание, все предметы для своего подвига герой или героиня сказки не зарабатывает, не крадет, а получает в дар. Это и путеводный клубочек, и волшебное колечко, и яблочко на тарелочке. Ребенок воспринимает такую ситуацию нормально. Ну, идет человек по жизни, а ему каждый встречный дарит подарки. Вполне логично. Взрослый же начинает задумываться: а почему ему каждый встречный дарит подарки?

Иногда ответ есть в самой сказке: «Вот если бы ты со мной не поздоровался…» То есть подарок является наградой за приветливость, сердечность, отзывчивость, трудолюбие. Бежала по своим делам, но остановилась, помогла яблоньке — та её потом спрятала. Особенно ярко это видно в сказке «Морозко». Дочь старика получила награду, подарок, на который она и не рассчитывала, только потому, что была трудолюбива, сердечна и терпелива, умела переносить трудности и невзгоды. Кстати, как-то была хорошая передача, где говорилось, что американцы эту сказку не понимают: девушку спрашивают, холодно ли ей, она врет, что нет, а вот бабкина дочка правду сказала. А подарок получила та, что соврала. Бедные американцы! Опять все в непонятках.

О! Я попутно открыла загадку русской души! Мы такие странные и загадочные потому, что нам всем в детстве читали сказки. Но это тема для другой статьи. Вернемся к подаркам.

Мы дарим подарки, потому что нам это нравится. Ну, признайтесь себе честно, что вам больше нравится — дарить подарки или принимать их?

Вы собрались забежать к подружке поболтать за чашечкой чая? Обязательно по дороге заскочите в магазинчик и что-нибудь купите к этому самому чаю.

Вам надо по делам зайти в дом, где есть маленький ребенок? Вы на автомате берете шоколадку или мороженое.

Ну и что, скажете вы, это же естественно, не идти же с пустыми руками. Откуда это у вас? Генетическая память сработала. Есть вещи, которые мы делаем автоматически, на уровне рефлекса. Это заложено у нас в подсознании. Ведь на Руси всегда ходили в гости не с пустыми руками, а с «гостинцем». Такой небольшой подарок характеризовал хорошее отношение гостя к хозяевам дома. А хозяева в ответ приглашали гостя к столу. Не верите? Проконтролируйте себя. К вам пришел знакомый. Какие ваши первые слова? Пошли, попьем чаю. Или любые вариации на эту тему.

А мы деньги дарим. Как будто откупаемся. Представляете, пришел к вам человек, вы его усаживаете чай пить, а он вам сует купюру и говорит: «На, сбегай, купи что-нибудь на свой вкус, а то я не знал, что тебе понравится». Печально, однако…

Я совсем не призываю вас перестать дарить деньги. Я вообще никого ни к чему не призываю. Это были просто мои личные размышлялки о подарках.

Просто очень хочется, чтобы в следующий мой день рождения (Новый год, 8 Марта — список продолжить самостоятельно) мне дарили не безделицы (без-дел-(л)ица), а вещи, выполненные с душой и любовью. Чтобы между мной и подарившем эту вещь была та самая невидимая связующая нить.

Статья опубликована в выпуске 28.09.2011
Обновлено 28.12.2020

Комментарии (32):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вика Ya Читатель 17 февраля 2016 в 10:10 отредактирован 25 мая 2018 в 06:22 Сообщить модератору

    Мне сделали столько бесполезных и бессмысленных подарков, которые захламляли мои антресоли, что лучше бы подарили деньгами номиналом в 2 раза меньше, чем эти вещи. Это так напрягает, когда вещь не нравится, тяготит, не подходит, но выкинуть нельзя, ведь она подарена Тем-то Тем-то. Неприятных впечатлений при этом больше, чем положительных, ведь когда ищешь что-то в своих вещах, постоянно натыкаешься на "подарки" и испытываешь чувство неловкости и раздражения, откладываешь их в сторону, так до следующего раза. Избавляюсь по-тихоньку от таких вещей, испытывая душевные муки каждый раз, ведь это "невидимая связующая нить". Лучше бы нити не было и я деньги проела вместо подарка. И на душе легко, и в квартире просторно.

  • Молодежь нынче быстрая: вместо красивого словосочетания "день рождения" - "днюха", вместо открытки от руки - СМС-ка в ОДноклассниках. Может и деньги в подарок - от экономии времени?

    Оценка статьи: 5

  • В остальных ситуациях лучше подарок.

    Слышь, гуру.. нукось быстренько перечень остальных ситуаций в студию.

    Мне как-то сделали совершенно замечательный подарок - билет на плаванье в бассейне с дельфинами. Это было что-то с чем-то

    Брр.. мерзость.

    Предпочту поплавать с себе подобными, если они поклянутся что не станут туда писать.

    Хотя кому-то проще дать энную сумму и не заморачиваться.

    Слышь, богатеи.. вы реально задрали.

    Если для кого-то накидать банкнот в конвертик = не заморачиваться, возблагодарите за это своих папиков или в кого там веруете.

    Лично я, даря конвертик людям, умеющим зарабатывать, считать и расходовать деньги, не считаю что я от них отделываюсь.

    Содержимое конвертика = часть моего труда, честного и подчас нелегкого. И это - вполне неплохой подарок.

    Оценка статьи: 3

    • Александра Бродская Дебютант 1 октября 2011 в 20:13 отредактирован 1 октября 2011 в 23:59 Сообщить модератору

      Сергей В. Воробьев, вообще-то когда я писала не заморачиваться, то подразумевала не заморачиваться с поиском подарка. Если человек дает конверт с деньгами, значит он не ходит по разным магазинам, не просматривает каталоги товаров в интернете, не задумывается, чем интересуется тот, кому надо этот подарок вручать и т. п. Это вовсе не значит, что деньги дарить плохо. В некоторых случаях (типа свадеб) вообще оптимальный вариант. И если у друга материальные проблемы - тоже.
      Кстати, безделушки, продающиеся в специальных магазинах и отделах подарков, бывают весьма недешевы, тут Светлана Карасева права. В конверт тоже зачастую кладут внушительные суммы. А вот книга именно на ту тему, которой увлечен именинник, вполне может быть дешевой. Заморочка именно в том, что ее непросто найти.
      Все-таки до чего люди разные, и как часто им сложно достичь взаимопонимания...
      Слышь, гуру.. нукось быстренько перечень остальных ситуаций в студию.
      НГ, ДР и тому подобные красные дни календаря. Но это мое мнения. А каждый раз писать ИМХО - надоело.
      Мне как-то сделали совершенно замечательный подарок - билет на плаванье в бассейне с дельфинами. Это было что-то с чем-то
      Брр.. мерзость.

      На вкус и цвет фломастеры разные. Тем более, что вы этого даже не пробовали. Дельфины классные, прикасаться к ним и плавать с ними приятно. И даже полезно при некоторых проблемах со здоровьем.
      Так и запишем - Сергей В. Воробьев брезглив. Поэтому дарить ему купание с дельфинами нецелесообразно. Индивидуальный подход рулит. В том числе и когда вручаешь подарок.

  • Александра Бродская Дебютант 1 октября 2011 в 18:55 отредактирован 1 октября 2011 в 19:06 Сообщить модератору

    Деньги хороший подарок в некоторых случаях. Например, на свадьбу, если молодожены не олигархи. Им виднее, в чем нуждается их семья. А со стороны легко ошибиться, подарить им что-нибудь ненужное или то, что уже есть в наличии. Еще можно дарить купюры и в связи с появлением новорожденного. Во-первых, один из родителей не работает, а ухаживает за маленьким, поэтому доход семьи снижается. Во-вторых, ребенок сам по себе требует расходов.
    В остальных ситуациях лучше подарок. Разумеется, надо хорошо знать человека, которому вы дарите ту или иную вещь. Моя подруга хорошо рисует - вот и получила от меня на ДР атлас человеческого тела для художников.
    А сейчас можно и приключения дарить. Мне как-то сделали совершенно замечательный подарок - билет на плаванье в бассейне с дельфинами. Это было что-то с чем-то.
    Хотя кому-то проще дать энную сумму и не заморачиваться.

    • Александра Бродская, перечисленные Вами случаи, пожалуй, единственные, когда деньги можно и нужно дарить. Действительно, в остальных случаях лучше будет именно подарок. Даже не очень близкому человеку. Неправильно получается, безответственно как-то: дарю тебе тысячу, и отвяжись. А подарки в виде приключений - на мой взгляд, просто здорово!

      Оценка статьи: 5

  • Я совсем не призываю вас перестать дарить деньги. Я вообще никого ни к чему не призываю. Это были просто мои личные размышлялки о подарках.

    Спасибо! Ваша оценка принята!
    Средний балл: 4.7424 (голосов: 65)
    Просмотров статьи: 1563

    Просто очень хочется, чтобы в следующий мой день рождения (Новый год, 8 Марта – список продолжить самостоятельно) мне дарили не безделицы (без-дел-(л)ица), а вещи, выполненные с душой и любовью. Чтобы между мной и подарившем эту вещь была та самая невидимая связующая нить.


    Просто не приглашайте на свой ДР тех, кого не повязали вашей невидимой нитью, и будет вам счастье.

    зы

    абсолютно не заморачиваюсь.

    Если одариваю людей состоятельных, вполне могу отделаться и немодной ныне книжкой. Нравится - четайте, под стеклышком храните, нет - смело выкиньте.

    Если же ощущаю, что мой подарок вполне может улучшить благосостояние - могу завалиться и с мультиваркой или комплектом резины, если в курсе. Если не - плюшевый Чебурашка и конвертик.

    И вообще, если подарок слишком привередливым вызывает головную боль - проще позвонить и поставить в известность, что типа срочная командировка.

    Оценка статьи: 3

    • Сергей В. Воробьев, оригинальненнько, типа:моя хата с краю, и пошли вы все по известному адресу?

      • Светлана Карасева, вы неумны.

        С какого дубу Вы решили, что подарок даже близкому человеку, с которым видишься раз в полгода, окажется удачным? и он не засунет этот сертификат в парфюмерную лавку, не удосужившись поинтересоваться где она находится, в укромное пыльное местечко? а телефонный вопрос типа что тебе подарить не вызовет вполне резонный встречный вопрос - сколько ты намерен потратить?

        зы
        те кто полагает что я рекомендую дарить деньги встречным и поперечным пошли вы все по известному адресу.

        Те кто дарят близким и любимым, зная все сокровенные желания одариваемого, отделываться конвертиком не станут.

        Но люди также любимые и уважаемые, но менее близкие, вполне будут рады книжке или кукле, с конвертом.

        Ну и, конечно, глупо пытаться осчастливить знакомого олигарха пачкой замусоленных бумажек - не поймет. Лучше купите ему саблю с коньяком.

        Оценка статьи: 3

        • Сергей В. Воробьев, уж не знаю, как у Вас в России, а у нас в Германии сертификаты продают только очень известные сети магазинов, искать которые нет необходимости - они есть в каждом городе, причём в больших городах магазинов той или иной крупной сети обычно с дюжину...Сертификат хорош ещё и тем, что его можно использовать в течение определённого времени, а не сразу, в том числе и во время распродаж, когда на сумму сертификата можно приобрести как минимум вдвое больше, чем обычно...Да вот как раз недавно подарила знакомой на юбилей сертификат от сети парфюмерных магазинов "Douglas", а там через 2 недели возьми да и случись распродажа - у них тоже юбилей какой-то был! Так та знакомая потом звонила и аж захлёбывалась : купила себе на мой сертификат набор, о котором давно мечтала, но не решалась купить из-за стоимости, а его в 2,5 раза дешевле продавали!

          Оценка статьи: 5

          • Евгения Комарова, достали вы уже со своими сертификатами.

            Подарок как подарок, нечто среднее между прямой передачей денег и собсно подарком. Полагаю, ваша юбилярша вам достаточно хорошо знакома, иначе есть шанс нарваться на личное неприятие подаренного бренда и как следствие засовывание сертификата все туда же, в пыльное местечко.

            Даже если сертификат не в парфюмерку а в ювелирку, можно нарваться на давнее жгучее желание одаряемой иметь вон тот брюлик из того магазинчика, а сертификат подарен в этот..

            Смысл подарка не в подарке. Можно просто молча руку пожать, главное - чтобы от души.

            Оценка статьи: 3

    • Сергей В. Воробьев, осмелюсь дать полезный совет (чтобы не слишком "заморачиваться" поиском подарков или "отмазок" для "слишком привередливых") : подарите бону на покупки в определённых магазинах (скажем, женщине - в парфюмерном или ювелирном, мужчине - в магазине запчастей или книжном...). У нас в Германии это - распространённая практика в том случае, если нужен подарок для не слишком близкого человека.

      Оценка статьи: 5

      • осмелюсь дать полезный совет (чтобы не слишком "заморачиваться" поиском подарков или "отмазок" для "слишком привередливых") : подарите бону на покупки в определённых магазинах (скажем, женщине - в парфюмерном или ювелирном, мужчине - в магазине запчастей или книжном...). У нас в Германии это - распространённая практика в том случае, если нужен подарок для не слишком близкого человека.

        Проникся Вашей отвагой, но я в своей России предпочту не связывать своими пристрастиями руки ни женщинам, ни мужчинам, и пусть они потратят мой подарочный бонус не в том спурмаркете что я им пропишу, а в любом на свой вкус и сегодняшнюю необходимость.

        Мне нет нужды стыдливо обставлять мой подарок общепринятыми модными бантиками. Кому не нравятся мои честно мною заработанные деньги - велкам, не приглашайте.

        Оценка статьи: 3

        • Сергей В. Воробьев, я, конечно, могу судить только по себе...Но если мне дарят деньги, то велика вероятность того, что я их потрачу вовсе не на подарок самой себе...Да и памяти не останется...Автор статьи правильно написала, что подарок - это связующая нить (я бы даже сказала - двусторонний провод...) между дарящим и одариваемым. Каждый раз, когда я беру в руки чей-то подарок, пусть даже такой незначительный, как брелок для ключей, я вспоминаю того (ту), кто мне его подарил...

          Оценка статьи: 5

          • Но если мне дарят деньги, то велика вероятность того, что я их потрачу вовсе не на подарок самой себе

            Ну, главное чтоб не пропили.

            А память - смотря на что потратите. Если сыну на комп, или мужу на зимнюю резину - чем нехороша такая память?

            Оценка статьи: 3

            • Сергей В. Воробьев, такая память нехороша тем, что подарок был - мне, вот и память должна остаться - для меня. Сын и дочь получают свои подарки на свои праздники, так же, как и остальные мои родные и близкие. Подарок, с моей точки зрения - не денежное подспорье на бытовые нужды (разве зимняя резина - подарок? это - суровая необходимость, у нас в Германии штрафуют, если зимой на летней резине ездишь...), а память - о празднике и о человеке, который его подарил.
              А от знакомых олигархов Бог миловал...

              Оценка статьи: 5

  • К комменту Евгении Комаровой: приятели немецкие в новом доме, обставленном старинной мебелью, завели специальную стеклянную старинную же угловую витринку для подарков, как это было принято во времена Вильгельма Второго или в викторианскую эпоху. Витрина для милых маленьких необычных безделушек, желательно кайзеровских времен. И теперь у всех нас есть большой азарт найти у антиквара или на фломаркте что-то такое-эдакое им в подарок.

  • Отличная статья, и написана хорошо, "сказочные" реминисценции очень к месту! Только вот грустно становится при чтении...Люди добрые, да что же это с нами происходит? Неужели мы настолько равнодушны стали к самым близким своим людям - родственникам, друзьям - что уже не знаем (не помним? или никогда не знали, потому что не вникали, не интересовались?), что они любят, что им нужно, что их обрадует? Я живу в Германии, здесь подарки - ритуал...Купить то, что человека обрадует, упаковать красиво и оригинально - дело не только традиции, но и - чести! Конечно, здесь люди в основном самым необходимым обеспечены, поэтому подарок - не столько помощь и поддержка, сколько неожиданная радость. Приходится побегать, поискать "именно то, что нужно" - последнюю ли книгу любимого писателя, оригинальное ли украшение с камнем-талисманом, новейшее ли хитроумное приспособление на кухню, диск ли с любимой музыкой (а если ещё не купленный, а любовно скомпонованный из скачанных самых-самых любимых!) или просто симпатичную игрушку (но обязательно - из числа таких, которые любит одариваемый!)...А какую радость приносит подаренный билет на спектакль любимого театра или концерт любимого исполнителя! Люди, давайте будем ДОБРЫ друг к другу, а это включает в себя - ВНИМАТЕЛЬНЫ друг к другу!

    Оценка статьи: 5

    • Евгения Комарова,
      Вот честно, я иногда сама себе подарок не могу придумать: по мелочи все есть, а крупное (микроволновку, блендер) у друзей просить в подарок будет наглостью. Книги и музыку скачиваю, сувениры не люблю, украшений не ношу, на концерты не хожу. Голову сломаешь, а не придумаешь. Зато на квартиру собираю

      • Хельга Тарасова, смешно! Блендер или микроволновка в сравнении с суммой на квартиру ведь просто мелочь...Неужели Вы всерьёз верите, что денежные суммы, мЕньшие, чем стоимость блендера (20-30 евро) или микроволновки (ну,до 100 евро...), помогут Вам собрать деньги на квартиру??? За сколько десятилетий?

        Оценка статьи: 5

        • Евгения Комарова,
          Знаете, в нашей стране многие считают, что рассчитывать накопить квартиру хотя бы до наступления пенсии, вообще верить, что можно накопить - это смешно и нелепый оптимизм. А вот я на 8 лет рассчитываю (если банк не нагнется, тьфу-тьфу). Потому как накопления так и создаются: "с миру по нитке - голому на импортный пеньюар" и "то там сто грамм, то там сто грамм".
          Да и блендер, который я хочу, далеко не 30 евро стоит;)

  • Светлана Карасева, хорошая статья, как раз к началу периода, когда начинаешь задумываться о новогодних подарках и откладывать на них деньги. Да и в моей семье почти у всех дни рождения приходятся на холодный период.
    Сама не люблю дарить деньги, для меня важен процесс поиска подарка или его создания своими руками, его упаковывание. Важно видеть как твой подарок разворачивают, важно наблюдать как одаряемый реагирует на подарок. Но несколько раз было, когда меня просили дарить деньги. Затруднения были с определением суммы, которую надо было положить в конвертик. Вот 2000 руб. на день рождения - это много или мало, или в самый раз? Еще подумают, что я жадничаю... Один раз я просила подарок на свой день рождения дарить в денежном эквиваленте. На подаренные деньги купила ноутбук и телефон.

  • Светлана Карасева, может, и нет тут никаких проттивоечий? Правильно пишите, что всегда смысл подарка был в том, чтобы поддержать одаряемого. Дарили именно практичные вещи.А что может быть практичнее и "поддерживающе", чем деньги? Ведь не никчёмная диванная подушка или дурацкая чашка-плошка? Выпрашивать подарки - тоже не выход. Во-первых, "подарки не просят, подарки приносят...", во-вторых, подарок приятен ещё и тем, что он - сюрприз, неожиданность (хотелось бы верить, приятная). И какая разница - выпросили вы себе подарок (его уже и подарком не назвать), или купили на те деньги, что вам подарили? Я, честно говоря, разницы не вижу. Так что деньги - хороший подарок, если не уверены, что что-то другое - именно то, о чём мечтает ваш родственник или знакомый.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Гусева, соглашусь.
      И еще имеет значение, кому именно подарок преподносится. На мой взгляд, когда свекровь дарит набор кастрюль, электрочайник или те же деньги, - это нормально. Я ей тоже полезные презенты делаю. А вот от подруги всегда ждешь что-то более оригинальное и личное, пусть даже стоящее сущие копейки.

  • Наташа Деспи Наташа Деспи Профессионал 28 сентября 2011 в 01:52 отредактирован 28 сентября 2011 в 01:53 Сообщить модератору

    Светлана Карасева,
    Я тоже в последнее время стала спрашивать в лоб "что хочешь в подарок, хотя бы ориентировочно".. на слова "да ладно, ничего не надо", говорю, что "подарю ерунду, ты меня знаешь", после чего получаю список желаемого.. может, это конечно не так романтично, как самой догадаться, но зато разочарований нет.
    да..а статья очень понравилась... все-таки девица с тканью не дурочка, завязала знакомство с царем, теперь он ей должен..

    Оценка статьи: 5

  • Лучше всего, когда ты четко говоришь, что надо, а человек выбирает соответствующий предмет на свой вкус. Т.е. вроде и полезно, и сюрприз.