Особенно это касается жителей мегаполисов, передвигающихся на метро с одного края города на другой. Многие ли смогут без проблем добраться до пункта назначения, будучи вынуждены на полпути выйти из метро? Имеется в виду не поймать машину, а проложить оптимальный маршрут, используя общественный транспорт? А ведь город — наша среда обитания, умение ориентироваться в которой может иногда спасти жизнь. Но гораздо чаще — сберечь нервы и время.
А уж знать расписание «своих» маршрутов должны все! Это позволит не выходить заранее (автобус может опоздать, но вряд ли придет раньше) и не ждать на загазованной улице, в холод или жару.
Дальше кратко перечислю общие правила безопасности в наземном транспорте.
Правильный выбор занимаемого места может спасти вашу жизнь. В общественном транспорте левая сторона опаснее правой, левая ближе ко встречному потоку. Лучше занять место в середине салона с правой стороны.
В маршрутке и легковом автомобиле занимайте место позади водителя. При угрозе столкновения водитель инстинктивно отклоняет удар от себя — точнее, от своей стороны авто. В автобусе же это не столь принципиально, особенно если вы сидите не впереди.
Передние сиденья маршрутки оборудуются ремнями безопасности. Не стесняйтесь пристегиваться, даже если это не принято (например, в Москве, в отличие от других городов). Это банально, но многие ли из нас пристегиваются в маршрутке?
Иногда советуют сидеть лицом против хода на том основании, что это безопаснее при резком торможении. Возможно, это так. Действительно, сидя по ходу можно разбить лицо о затылок переднего пассажира или список сиденья. Хотя при по-настоящему сильном рывке лучше все же располагаться лицом. Не зря автомобильные сиденья снабжаются подголовниками, ограничивающими запрокидывание головы назад. Но с автобусом (троллейбусом, трамваем) удар такой силы маловероятен, а сиденья маршруток снабжены подголовниками, да и ориентированы по ходу движения.
В автобусе при угрозе лобового столкновения упpитесь pуками и ногами в переднее сиденье. На переднем сиденье не упирайтесь в стекло! Если стоите — держитесь. Кстати, держаться в транспорте нужно заранее. Не надейтесь, что успеете если что схватиться за поручень. Многие ли, по вашему опыту, успевают? Не нужно вцепляться в поручни напряженными пальцами и стоять на деревянных от ожидания падения ногах. Держитесь расслабленно, тогда не придется ловить поручень, а достаточно будет сжать пальцы. Стойте расслабленно, чуть подогнутые колени придадут мобильности при толчках транспорта, ноги держите на ширине плеч или чуть шире. Если нужно — понижайте центр тяжести (присаживайтесь), это повысит устойчивость.
Опасны не столько толчки при езде, сколько непредсказуемые резкие торможения. В случае же резкой остановки или опрокидывания постарайтесь удержаться на месте. Если вы держитесь заранее, это возможно. Как минимум, вы затормозите свое падение, это уже немало. Если в руках — мягкая сумка, при падении постарайтесь защитить ей голову (если при угрозе столкновения вы находитесь у окна — закройте лицо от осколков).
Входя в салон, садясь, сразу отметьте, как будет удобно покидать салон при аварии. Стоя, заранее отмечайте опасные предметы, острые углы, на которые можно налететь при потере равновесия. О стоящие на полу сумки и чемоданы легко споткнуться, особенно когда вас швырнуло при резком торможении. Все это отмечается автоматически, как бы в фоновом режиме.
Не стоит ни опираться о двери, ни стараться удержаться за их рукоятки. Если уж вынуждены стоять на ступеньках, прижатые к дверям, держитесь за поручни.
В переполненном автобусе лучше не ехать вообще, но мы ведь все равно ездим… И не хотим пропустить несколько набитых автобусов, чтобы поехать в нормальных условиях. Или выйти из дома до часа пик. Или найти работу, на которую можно добраться пешком. Просто учитывайте, что в переполненном транспорте опасность существенно возрастает.
С одной стороны, при аварии люди самортизируют удар. С другой — теснота создает повышенную опасность; возможна давка; из набитого салона гораздо сложнее эвакуироваться. Сидеть, особенно у окна, в переполненном салоне безопаснее, да и к окну (а это — аварийный выход) ближе. Но учтите, что на вас могут упасть потерявшие равновесие люди, так что будьте готовы, если что, выставить руки для защиты. Если автобус перевернется, вы можете оказаться придавленными попутчиками. Покидать автобус будет удобнее всего через потолочный люк.
Междугородние автобусы оборудуют ремнями безопасности.
Кстати, в салонах должны быть приспособления для разбивания стекол при аварии. Часто они отсутствуют (да и разбить ими стекло далеко не просто и не быстро), так что неплохо иметь что-то для разбивания. Стеклобоем снабжены многие складные ножи, да и просто крепкий корпус ножа или мультитула подойдет. Заранее отметьте, где находятся аварийные выходы: окна, потолочные люки. В случае аварии окно можно выбить и ногами, ухватившись за поручни.
Самое главное: мыслить здраво. Паника хороша, когда нужно бежать побыстрее и подальше, а выбраться из набитого людьми автобуса она не поможет! Ищите ближайший или наиболее доступный выход. Это касается и случаев пожара или падения в воду. Первое, что нужно: покинуть салон. Помогите другим, если они преграждают вам путь к выходу. Оказавшись снаружи, вы гораздо лучше сможете помочь остальным.
При пожаре защитите органы дыхания одеждой. Если огонь можно потушить с помощью огнетушителя, постарайтесь сделать это. Но не увлекайтесь, иначе можете потерять время, необходимое для эвакуации! Есть сомнения — покидайте салон, это решение принимается за секунды. При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину и, глубоко вдохнув и задержав дыхание, выбивайте окно и выныривайте.
Покидая электротранспорт (не под водой), старайтесь не касаться одновременно корпуса и иных металлических деталей и земли. Прыгайте, приземляясь обеими ногами и не держась за корпус. При касании токонесущим проводом земли передвигайтесь в опасной зоне прыжками на обеих ногах или семенящими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. В неблагоприятных условиях опасная зона может достигать 30 метров… В любом случае лучше перестраховаться.
Сохраняйте билет. В случае необходимости это доказательство того, что вы ехали в этом автобусе и, например, имеете право на компенсацию ущерба.
A у меня как раз такое благоприятное положение для езды в транспорте!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Смирнов, как уцелеть в наземном транспорте... как не попасть под бомбежку... как после встречи с акулой остаться в живых...
О чем речь? О том же, что и в "Как съесть морковку и не умереть?". Да, везде опасность. В зубах кариес, на голове перхоть. Кругом педофилы. И вот, еще и наземный транспорт-убийца-(((
0 Ответить
Хорошая статья, на твердую 4, но только вот все равно все прочитав ее выводов никаких не сделают, будут делать либо как привыкли, либо как удобнее.
Оценка статьи: 4
0 Ответить