Олоферн заинтересовался: что за народ, сколько у них войска, кто царь, кто воевода? И почему они сами не идут сдаваться? Ему быстренько рассказали историю евреев: происходят от халдеев, познали Бога и стали ему поклоняться, за что были изгнаны халдеями. Жили в Месопотамии, ушли в землю Ханаанскую. Потом, когда настал голод, ушли в Египет. В Египте плодились и размножались до того, что не стало числа роду их. Тогда царь египетский сделал их рабами. Евреи обратились к своему Богу — и он поразил египтян всякими казнями. Фараон отпустил евреев, чтобы избавиться от проклятия их Бога.
Евреи пришли в землю Аморреев, взяли силой всю нагорную страну, кого-то истребили, кого-то изгнали. И победить их можно только тогда, когда они отвернутся от своего Бога. Так донесла разведка.
Но Олоферн разозлился (вместо того, чтобы обдумать услышанное) и сказал, что он победит евреев: «Горы их упьются их кровью, равнины их наполнятся их трупами».
(Здесь и далее цитируется библейская «Книга Юдифь».)
Его помощники посоветовали ему не брать штурмом еврейские укрепления, а лишить евреев воды: «И будут томиться они голодом, и жены их, и дети их, и прежде, нежели коснется их меч, падут на улицах обиталища своего».
Олоферн разбил свой лагерь, устроился в нем с удобствами, а его солдаты отвели от еврейских укреплений воду. И евреи начали бедовать:
Опустели водоемы, и ни в один день они не могли пить воды досыта, потому что давали им пить мерою. И уныли дети их и жены их и юноши, и в изнеможении от жажды падали на улицах города и в проходах ворот, и уже не было в них крепости.
Евреи уже готовы были сдаться, но тут услышала Юдифь о том, что говорит народ и его предводитель (Юдифь — вдова, носящая траур по умершему мужу, молодая и красивая женщина). Она послала свою служанку пригласить к себе старейшин и сказала им: почему вы решили, что вы могущественнее нашего Бога?
«Ожидая от Него спасения, будем призывать Его к себе на помощь, и Он услышит голос наш…»
Она попросила старейшин дать ей возможность покинуть город вместе со служанкой. Зачем и почему — ничего не сказала, чтобы не помешали ее плану.
Перед тем, как покинуть город, она молится Господу:
«Вот, ассирияне умножились в силе своей, гордятся конем и всадником, тщеславятся мышцею пеших, надеются и на щит и на копье, и на лук и на пращу, а не знают того, что Ты — Господь, сокрушающий брани.
Господь — имя Тебе; сокруши же их крепость силою Твоею, и уничтожь их силу гневом Твоим, ибо они замыслили осквернить святилище Твое…
…Не во множестве сила Твоя и не в могучих могущество Твое; но Ты — Бог смиренных, Ты — помощник умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, спаситель безнадежных.
Так, так, Боже отца моего и Боже наследия Израилева, Владыка неба и земли, Творец вод, Царь всякого создания Твоего! Услышь молитву мою, сделай слово мое и хитрость мою раною и язвою для тех, которые задумали жестокое против завета Твоего, святаго дома Твоего, высоты Сиона и дома наследия сынов Твоих".
Юдифь снимает траурные одежды, надевает на себя все самое лучшее, в том числе украшения, берет с собой еду и питье и выходит из укрепления к войску Олоферна. Когда стража спросила ее, что ей надо, она ответила:
«Я иду к Олоферну, вождю вашего войска, возвестить слова истины и указать ему путь, которым он пойдет и овладеет всею нагорною страною, так что не погибнет из мужей его ни один человек и ни одна живая душа».
Юдифь выдает Олоферну дезинформацию:
«Итак, чтобы господин мой не был отражен и безуспешен и чтобы их постигла смерть, — овладел ими грех, которым они прогневляют Бога своего, делая то, чего не следует;
потому что у них оказался недостаток в пище и вся вода истощилась, — и вот, они решились броситься на скот свой и думают питаться всем, что Бог строго запретил в законе Своем употреблять в пищу.
Даже начатки пшеницы и десятины вина и масла… они решились употребить; тогда как и руками касаться их не следовало никому из народа.
Они послали в Иерусалим… принести к ним разрешение на то собрания старейшин.
И как скоро им дано будет известие, и они сделают это, то в тот же день будут преданы тебе на погубление".
Юдифь говорит ему, что, зная о готовящемся прегрешении и предстоящей каре Господней, она бежала к нему, ища спасения. Мало того, она просит разрешения каждый вечер выходить за ворота молиться, чтобы получить знак о том, что евреи нарушили заповеди Господа.
Три дня Юдифь провела в лагере, выходя перед утренней стражей молиться и омываться в источнике возле лагеря. Красивая и молодая, Юдифь возбудила в Олоферне страстное желание овладеть ей. И на четвертый день Олоферн устраивает вечеринку, на которую зовет Юдифь. На вечеринке он упился и уснул. Гости разошлись, Юдифь осталась наедине со спящим Олоферном.
«Иудифь велела служанке своей стать вне спальни ее и ожидать ее выхода, как было каждый день, сказав, что она выйдет на молитву. То же самое сказала она и Вагою.
Когда все от нее ушли и никого в спальне не осталось, ни малого, ни большого, Иудифь, став у постели Олоферна, сказала в сердце своем: Господи, Боже всякой силы! Призри в час сей на дела рук моих к возвышению Иерусалима".
Она взяла меч Олоферна, отрубила ему голову, служанка положила голову в мешок, и они, как три вечера перед этим, вышли как бы на молитву. Юдифь доставила голову своим военачальникам. Эту голову показали ассирийцам, они бежали и были разгромлены.
Рубенс изобразил Юдифь в момент, когда она вместе со служанкой укладывает голову в мешок. В ее руке — меч Олоферна, на лице — выражение брезгливости и как бы вопрос: «Можно как-то по-другому?» Ее служанка держит свечу, она совершенно бесстрастно выполняет свою работу — придерживает отрубленную голову, чтобы не упала.
Юдифь — невероятная женщина! Прежде всего, в ней была непоколебимая вера в Бога и в правоту своего дела. Она пошла на смертельный риск, чтобы спасти своих соплеменников, в конечном счете спасти главную святыню евреев — Иерусалимский храм и город Иерусалим.
А как она себя вела! Это же классика разведки! Пробраться в стан врага, выдать себя за перебежчика, обрушить на противника гору правдоподобной информации, пустить в ход свои женские чары, усыпить сначала бдительность, а потом и тело врага — и уничтожить его. Но и это еще не все. Как говорил Штирлиц, важно не только войти в разговор, важно из него выйти. И Юдифь — просто гениальный ход! — с самого начала подготовила себе путь к возвращению.
Блестящий замысел и такое же блестящее исполнение! Жестокая женщина? Во-первых, таковы были нравы тех времен. Во-вторых, она сражалась за свое будущее. Если бы ассирийцы захватили ее город — вряд ли она осталась бы неприкосновенной.
Такова легенда. Но в исторических источниках нет упоминания об Олоферне — ни как о военачальнике, ни как о жертве любовных страстей.
Навуходоносор завоевал все еврейские земли, разграбил Храм в Иерусалиме, выслал в Вавилон 10 тысяч иерусалимских евреев. Иудея продолжила платить ему дань. Попытки восстать привели к тому, что Храм был разрушен, Иерусалим сравняли с землей, оставшихся евреев угнали в вавилонский плен.
А легендарная Юдифь вдохновила и вдохновляет поэтов, композиторов и художников…
Ассирийцы в своё время захватили-таки Вавилон, но к моменту воцарения Навуходоноссора их там уже не было. Поэтому лучше заменить ассирийского царя на вавилонского.
Ознакомившись с деталями вояжа Юдифи, я восхищён чёткостью замысла и виртуозным заметанием следов! Ранее, не зная деталей, я грешным делом подумал, что красотка зарубила клиента за то, что тот отказался платить.
0 Ответить
Евреи любят своих детей...в отличие от палестинцев...Возможно, именно поэтому евреи существуют уже не одно тысячелетие, несмотря на рассеяние и все гонения...
0 Ответить
Евгения Комарова,
- Когда еврейский эмбрион становится человеком?
- Когда получает докторскую степень.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Аркадий Голод, а это Вы к чему написали? Гондурас чешется?
0 Ответить
Евгения Комарова, Еще как!
А я еще не стал человеком.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Если взять недавнюю историю про обмен 1 еврейского военнопленного на почти килобайт палестинцев, то, пожалуй, всякие библейские истории имеют под собой почву - евреи любят пафос
0 Ответить
Татьяна Смирнова,зато теперь палестинцы четко знают себе цену - 1 израильтянин = почти килобайт палестинцев. Мне страшно понравилась новая ценовая единица!
0 Ответить
Уважаемый Борис!
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но, насколько мне известно, именно Навуходоносор разрушил Первый Храм и угнал евреев в "плен вавилонский"...О каком же разрушенном в наказание за "отклонение от пути Бога" храме и его последующем восстановлении вернувшимися из плена евреями говорите Вы?
И ещё.Не могли бы Вы подкрепить какими-либо ссылками на источники Ваше утверждение о возможном происхождении евреев именно от халдеев? Первые упоминания в исторических хрониках о халдеях появляются значительно позже упоминаний о евреях ("хибру", "хабиру", "апиру"...). В древнееврейском есть слово "кашдим", означающее "халдеи", т.е. древние евреи знали о халдеях и не отождествляли себя с ними...
0 Ответить
Евгения Комарова, верно, хронология нарушена, поправили.
Авраам родился в шумерском городе Ур (в Библии «Ур Касдим» — «Ур-халдейский»). И стал первым евреем, основав новую веру.
0 Ответить
Марианна Власова, спасибо!
Действительно, не подумала о месте рождения Авраама... Вполне мог быть и халдеем...или шумером...
0 Ответить
Евгения Комарова, халдеи - семиты, шумеры - нет.
0 Ответить
А "шомеры" - таки да!
0 Ответить