• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Где дом у кукол?

В Петрозаводске!

Да-да, дом кукол именно здесь, в столице Карелии. Честное слово! Без какого обмана. У этого дома даже почтовый адрес есть: набережная Ла-Рошель, 13. Ну, а если кто пока не очень хорошо ориентируется в Петрозаводске, главный ориентир, мимо которого не проскочить ни одному приезжающему в карельскую столицу, — железнодорожный вокзал.

Кижские рыбаки Фото: К. Кучер, личный архив

Выходим из спроектированного ленинградским архитектором В. Ципулиным в стиле позднего неоклассицизма здания, оставляя его за спиной, и перед нами — привокзальная площадь, от которой влево отходит улица имени Александра Васильевича Шотмана. Того самого, через которого летом 1917-го ЦК РСДРП (б) поддерживал связь с находившимся на нелегальном положении в Разливе В. И. Лениным и который в августе этого же года организовал переход Владимира Ильича на территорию Великого княжества Финляндского. Ну, а в 1923−24 гг. А. В. Шотман был Председателем ЦИК Карельской АССР. Вот и осталась память об этом в названии одной из петрозаводских улиц.

Но улица Шотмана нам пока не нужна. Нам с привокзальной площади направо. На Комсомольскую улицу. И по ней всё прямо, прямо. До второго перекрестка со светофорами. Здесь, на углу Гоголя и Комсомольской, переходим на противоположную сторону улицы и своё поступательное движение — вперед и прямо — продолжаем уже по ней.

А вот как только перейдем большой и широкий автомобильный мост через реку Лососинку, сразу за ним, влево уходит набережная Ла-Рошель. Вот на ней. Второй дом от моста. Именно на нём искомая нами цифра «13». Адрес, по которому «прописаны» куклы.

Кстати, не только они. Но и рыбы. В противоположной цокольной части жилого дома по набережной Ла-Рошель, 13, располагается выставочный зал «Аквариум». Но о нем — как-нибудь в другой раз. А сейчас — открываем двери «Дома кукол» и… Заходим, заходим!

Первое, что бросается в глаза, как только переступаешь порог этого небольшого, всего три выставочных зала, но очень теплого и уютного дома, — висящий прямо у входа портрет миловидной женщины, всматривающейся в посетителей светлыми, немного усталыми и оттого, наверное, грустными глазами. В её руках две куклы. Александр Сергеевич Пушкин и небольшой карельский дух, один из кижских домовят.

Куклы и позади этой женщины. Без них невозможно представить Татьяну Калинину. Человека, который 28 июня 1999 года подарил петрозаводчанам эту художественную галерею — «Дом кукол», которая практически сразу стала немыслима без вполне естественной приставки — имени художницы. И сегодня эту галерею так и называют — «Дом куклы» Татьяны Калининой.

Как считала её основательница: «Играть в куклы никогда не поздно». Наверное, так думают многие из тех, кто сегодня переступает порог художественной галереи. И как бы чувствуя в них своих единомышленников, женщина с портрета готова встретить каждого посетителя «Дома кукол» доброй улыбкой, которая, кажется, вот-вот расцветит её лицо, и тогда грусть и усталость уйдут куда-то прочь. Здесь, в ярком солнечном мире сказки, им не место.

На мой взгляд, совсем не случайно, что «портретная» Татьяна Калинина держит на руках куклы Пушкина и кижского домовенка.

Композиционную основу первого выставочного зала, в который попадаешь сразу, как переступаешь порог «Дома куклы», составляет коллекция авторских кукол, изготовленных Татьяной Калининой в 1998−99 гг. к спектаклю Петрозаводского театра кукол «Сказка о царе Салтане» (режиссер С. Цуркану). И в том, что эта постановка, как лучший детский спектакль театрального сезона, стала лауреатом республиканской премии «Онежская маска», немалая заслуга и её художницы.

Сегодня почти все персонажи «Сказки» здесь, в первом экспозиционном зале художественной галереи. Вот царь Салтан с молодой супругой. Рядом с ними — князь Гвидон с Царевной Лебедь. Чуть в сторонке, очень недовольная тем, что все её козни так и не достигли желаемого ею результата — сватья баба Бабариха. И в центре — Александр Сергеевич Пушкин, подаривший нам эту сказку, а вместе с ней и всех её персонажей.

Но в зале — не только они. Вот чахнущий над златом Царь Кащей. А там — «ступа с Бабою-Ягой. Идет, бредет сама собой». Ступы, правда, почему-то рядом с бабушкой не видно. Но сама она… Вот, прямо у застекленной экспозиционной витрины. Крепко держит в руках своё помело, смотрит из-под растрепанных косм пристально: «И кто это в „Дом кукол“ пожаловал? С какими мыслями? Худыми? Добрыми?».

 — С добрыми… С добрыми, бабушка! Нам бы только кукол посмотреть!

А посмотреть в «Доме кукол», действительно, есть на что. Кукол в художественной галерее много. И все они разные.

Вот, рядом с Бабой-Ягой, изготовленные из текстиля «Кошка и мышка» Александры Кулаковой. Чуть дальше — связанная умелыми руками Алексея Макарова «Девочка Осень». За знаменитым дубом, который когда-то стоял у самого «Лукоморья», а сейчас получил постоянную прописку на набережной Ла-Рошель, спряталась кукла в национальном карельском наряде (автор Кагачева Наталья). А над ней — одна из подружек Водяного, запутавшаяся в рыболовецких сетях.

И это — только в первом зале. А ведь есть ещё и второй, являющийся настоящей жемчужинкой всей художественной галереи. В нем размещена создававшаяся целых семь лет (с 1992 по 1999 год) экспозиция «Духи Карелии или Кижские домовые».

И кого здесь только нет! И Домовой, и Водяной, и Кикимора, и Амбарник, и Ригачник с сыном своим, Иваном Ивановичем. А вот и дух, живущий в бане — Банник. Весь распаренный, небольшой, судя по хитрому прищуру глаз, веселый и озорной мужичок с ноготок. Посмотришь на него, и как-то даже не верится, что он может обжигать кипятком или, пугая честной парящийся народ, стучать в стену.

А вот то, что кижский банник участвует в святочных гаданиях, когда, задрав юбку, девушки должны подойти к открытым дверям бани, верится очень даже охотно. Вот только что он может нагадать той, что в очередной сочельник решится пожаловать к нему в гости? Ведь рука у него — не мохнатая. Голая.

А по поверью, если банник коснется девушки голой рукой, то жених у неё будет бедный. Другое дело, если мохнатой. Тогда суженый точно будет богатый. А вот если банник коснется девушки мокрой рукой, то надо ждать жениха-пьяницу. И кому, спрашивается, он такой нужен?..

Но не надо расстраиваться. Даже если вы уже полностью осмотрели всю экспозицию «Дома куклы», в том числе и третий зал, где художественная галерея постоянно организует разные выставки, которых с момента её открытия в 1999 году прошло, ни много ни мало — восемь десятков. И посмотреть на них можно было не только кукол разных авторов, но и живопись, графику, гобелен, батик, скульптуры.

Даже если вы осмотрели уже всю экспозицию «Дома куклы» — не торопитесь уходить. В галерее, кроме трех выставочных залов, — ещё два помещения. Это — мастерские. В которых тоже есть куклы. Изготовленные умелыми, мастерскими руками они ждут, не дождутся своих хозяев.

На мой взгляд, лучшего сувенира, хоть весь город обойди, вам в Петрозаводске не найти. Вот только… Если покупать кукол, то лучше парой. Мастера, работающие с куклами, уверены, что у каждой из них есть свой дух, характер. Что они — живые. И одна кукла будет скучать по подружкам, оставшимся где-то там, в далекой Карелии. Ну, а компанией, даже небольшой, им будет значительно веселее. Со временем этот веселый, теплый кукольный дух заполнит всё ваше жильё.

И это — совсем не сказка!

Статья опубликована в выпуске 29.10.2011
Обновлено 9.08.2024

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: