Выходим из спроектированного ленинградским архитектором В. Ципулиным в стиле позднего неоклассицизма здания, оставляя его за спиной, и перед нами — привокзальная площадь, от которой влево отходит улица имени Александра Васильевича Шотмана. Того самого, через которого летом 1917-го ЦК РСДРП (б) поддерживал связь с находившимся на нелегальном положении в Разливе
Но улица Шотмана нам пока не нужна. Нам с привокзальной площади направо. На Комсомольскую улицу. И по ней всё прямо, прямо. До второго перекрестка со светофорами. Здесь, на углу Гоголя и Комсомольской, переходим на противоположную сторону улицы и своё поступательное движение — вперед и прямо — продолжаем уже по ней.
А вот как только перейдем большой и широкий автомобильный мост через реку Лососинку, сразу за ним, влево уходит набережная Ла-Рошель. Вот на ней. Второй дом от моста. Именно на нём искомая нами цифра «13». Адрес, по которому «прописаны» куклы.
Кстати, не только они. Но и рыбы. В противоположной цокольной части жилого дома по набережной Ла-Рошель, 13, располагается выставочный зал «Аквариум». Но о нем — как-нибудь в другой раз. А сейчас — открываем двери «Дома кукол» и… Заходим, заходим!
Первое, что бросается в глаза, как только переступаешь порог этого небольшого, всего три выставочных зала, но очень теплого и уютного дома, — висящий прямо у входа портрет миловидной женщины, всматривающейся в посетителей светлыми, немного усталыми и оттого, наверное, грустными глазами. В её руках две куклы. Александр Сергеевич Пушкин и небольшой карельский дух, один из кижских домовят.
Куклы и позади этой женщины. Без них невозможно представить Татьяну Калинину. Человека, который 28 июня 1999 года подарил петрозаводчанам эту художественную галерею — «Дом кукол», которая практически сразу стала немыслима без вполне естественной приставки — имени художницы. И сегодня эту галерею так и называют — «Дом куклы» Татьяны Калининой.
Как считала её основательница: «Играть в куклы никогда не поздно». Наверное, так думают многие из тех, кто сегодня переступает порог художественной галереи. И как бы чувствуя в них своих единомышленников, женщина с портрета готова встретить каждого посетителя «Дома кукол» доброй улыбкой, которая, кажется, вот-вот расцветит её лицо, и тогда грусть и усталость уйдут куда-то прочь. Здесь, в ярком солнечном мире сказки, им не место.
На мой взгляд, совсем не случайно, что «портретная» Татьяна Калинина держит на руках куклы Пушкина и кижского домовенка.
Композиционную основу первого выставочного зала, в который попадаешь сразу, как переступаешь порог «Дома куклы», составляет коллекция авторских кукол, изготовленных Татьяной Калининой в 1998−99 гг. к спектаклю Петрозаводского театра кукол «Сказка о царе Салтане» (режиссер С. Цуркану). И в том, что эта постановка, как лучший детский спектакль театрального сезона, стала лауреатом республиканской премии «Онежская маска», немалая заслуга и её художницы.
Сегодня почти все персонажи «Сказки» здесь, в первом экспозиционном зале художественной галереи. Вот царь Салтан с молодой супругой. Рядом с ними — князь Гвидон с Царевной Лебедь. Чуть в сторонке, очень недовольная тем, что все её козни так и не достигли желаемого ею результата — сватья баба Бабариха. И в центре — Александр Сергеевич Пушкин, подаривший нам эту сказку, а вместе с ней и всех её персонажей.
Но в зале — не только они. Вот чахнущий над златом Царь Кащей. А там — «ступа с Бабою-Ягой. Идет, бредет сама собой». Ступы, правда, почему-то рядом с бабушкой не видно. Но сама она… Вот, прямо у застекленной экспозиционной витрины. Крепко держит в руках своё помело, смотрит из-под растрепанных косм пристально: «И кто это в „Дом кукол“ пожаловал? С какими мыслями? Худыми? Добрыми?».
— С добрыми… С добрыми, бабушка! Нам бы только кукол посмотреть!
А посмотреть в «Доме кукол», действительно, есть на что. Кукол в художественной галерее много. И все они разные.
Вот, рядом с Бабой-Ягой, изготовленные из текстиля «Кошка и мышка» Александры Кулаковой. Чуть дальше — связанная умелыми руками Алексея Макарова «Девочка Осень». За знаменитым дубом, который когда-то стоял у самого «Лукоморья», а сейчас получил постоянную прописку на набережной Ла-Рошель, спряталась кукла в национальном карельском наряде (автор Кагачева Наталья). А над ней — одна из подружек Водяного, запутавшаяся в рыболовецких сетях.
И это — только в первом зале. А ведь есть ещё и второй, являющийся настоящей жемчужинкой всей художественной галереи. В нем размещена создававшаяся целых семь лет (с 1992 по 1999 год) экспозиция «Духи Карелии или Кижские домовые».
И кого здесь только нет! И Домовой, и Водяной, и Кикимора, и Амбарник, и Ригачник с сыном своим, Иваном Ивановичем. А вот и дух, живущий в бане — Банник. Весь распаренный, небольшой, судя по хитрому прищуру глаз, веселый и озорной мужичок с ноготок. Посмотришь на него, и как-то даже не верится, что он может обжигать кипятком или, пугая честной парящийся народ, стучать в стену.
А вот то, что кижский банник участвует в святочных гаданиях, когда, задрав юбку, девушки должны подойти к открытым дверям бани, верится очень даже охотно. Вот только что он может нагадать той, что в очередной сочельник решится пожаловать к нему в гости? Ведь рука у него — не мохнатая. Голая.
А по поверью, если банник коснется девушки голой рукой, то жених у неё будет бедный. Другое дело, если мохнатой. Тогда суженый точно будет богатый. А вот если банник коснется девушки мокрой рукой, то надо ждать жениха-пьяницу. И кому, спрашивается, он такой нужен?..
Но не надо расстраиваться. Даже если вы уже полностью осмотрели всю экспозицию «Дома куклы», в том числе и третий зал, где художественная галерея постоянно организует разные выставки, которых с момента её открытия в 1999 году прошло, ни много ни мало — восемь десятков. И посмотреть на них можно было не только кукол разных авторов, но и живопись, графику, гобелен, батик, скульптуры.
Даже если вы осмотрели уже всю экспозицию «Дома куклы» — не торопитесь уходить. В галерее, кроме трех выставочных залов, — ещё два помещения. Это — мастерские. В которых тоже есть куклы. Изготовленные умелыми, мастерскими руками они ждут, не дождутся своих хозяев.
На мой взгляд, лучшего сувенира, хоть весь город обойди, вам в Петрозаводске не найти. Вот только… Если покупать кукол, то лучше парой. Мастера, работающие с куклами, уверены, что у каждой из них есть свой дух, характер. Что они — живые. И одна кукла будет скучать по подружкам, оставшимся где-то там, в далекой Карелии. Ну, а компанией, даже небольшой, им будет значительно веселее. Со временем этот веселый, теплый кукольный дух заполнит всё ваше жильё.
И это — совсем не сказка!
Большое спасибо за рассказ о замечательном музее и фоторепортаж, который продолжается и в комментариях. Место, действительно, сказочное, и у Вас получилось передать его неповторимую задорную атмосферу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вам, Карл-Август, большое спасибо за теплый отзыв.
0 Ответить
Спасибо, Маша, за оперативный ответ! Я что-то чуточку "заспался"...
Немного - в продолжение темы.
Помимо французского города Ла-Рошель, у Петрозаводска есть побратимы в Швеции (Умео), в США (Дулут, штат Миннесота), в Норвегии (Мо и Рана, несмотря на союз "и" - город один, просто называется так, этот город - самый "молодой" петрозаводский побратим, побратимский статус получил в 1996 г.), в Украине (Николаев), в Белоруссии (Брест), в Армении (Эчмиадзин) и в Литве (Алитус). А в Финляндии и Германии у Петрозаводска даже по два города-побратима. В Финляндии (Йоенсуу и Варкаус, последний, кстати, - самый первый побратим карельской столицы (1965 г.)). В Германии - Тюбинген и Нойбрандербург. Два немецких побратима объясняются тем, что раньше на территории Германии было две страны ГДР (Нойбранденбург, сейчас - Федеральная Земля Мекленбург - Передняя Померания) и ФРГ (Тюбинген, Федеральная Земля Баден-Вюртемберг). А два финских побратима, наверное, потому, что Карелия и Финляндия просто рядышком и имеют общую границу.
В честь городов-побратимов в Петрозаводске названа ещё одна набережная (только уже не реки, а Онежского озера) - Варкауса и улица Нойбранденбургская в микрорайоне Ключевая.
1 Ответить
Интересно а почему набережная Ла-Рошель? Как-то необычно названо)))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа Мясникова, Петрозаводск и Ла-Рошель - города-побратимы.
0 Ответить
Сын Ригачника - Иван Иваныч. Сам Ригачник - дух, живущий в риге (отдельно стоящей хозяйственной постройке, в которой производились обмолот свезенных с убранного поля снопов и просушка зерна) - вельми суровый рослый (косая сажень в плечах) мужчина с всклокоченной бородой и лицом, измазанным в саже. Страсть, как не любит, когда кто-то остается в риге на ночь. А уж, если в ней на праздники или выходные затопить печь-каменку... Не будет пощады провинившимся! Если только они не задобрят дядьку Ригачника кусочком хлеба или горячим чаем с сахаром вприкуску.
И сынок характер от него перенял. Вы не смотрите, что на вид он просто душка. Это искусная маскировка. Так что вы уж смотрите... На ночь в риге луч-че не оставаться.
1 Ответить
Ну нинаю. Мне его как-то жалко
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не, не очень похож. Хоть и "над златом чахнет" Какой-то старый, уставший, печальный дяденька. Мне кажется, он пострашнее должен быть.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не знаю, не знаю... По-моему, уж куда страшней?!! На одни уши посмотреть и то - ночи две, как минимум, спать не будешь...
0 Ответить
"Там Царь Кащей над златом чахнет"... Похоже?!
1 Ответить
Кикимора прям такая дама! С бусиками и в шляпке
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ХА! А вы как думали?! Что болото - это полное отсутствие цивилизации и никакой культуры?!
0 Ответить
Кикимора болотная (Татьяна Калинина).
Рядом с Кикиморой топурики, чьи головы похожи на поросшие мхом болотные кочки. Топурики - духи болота, которые обязаны делать всё возможное, чтобы Кикиморе не было скучно. А то как заскучает она на болоте... Да придёт к нам в дом...
Тогда её из дома уже никакими коврижками не выманить!
1 Ответить
Кукла Флора (Юлия Литвинова, Санкт-Петербург). Папье-маше, папер-клей, смешанная техника.
1 Ответить
Ёщ обнакновенный. Как у него с чумачечшностью?
1 Ответить
ААААААААААААААААААААААААА! ЧТО ЭТО? Я напугана. Он ОООООООчень чумачечный!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот! И я сразу подумал, что Ёщ значичельно чумачешнее Девочки Осени.
0 Ответить
зы. читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А это что-то помимо того, что, сверх положенного, не поместилоь в качестве иллюстраций к тексту.
Текстильные кошка и мышка Александры Кулаковой
1 Ответить
Банник просто очарователен!
читать дальше →
Просто она мне такой балдежной показалась
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Безусловно, она симпатяшка, да еще и с таким ножиком. Но девушка- весна - это просто чумачечшая чума!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Какая чума? Чумачечшная?! Надо сходить, посмотреть толковый словарь Ожегова - что это за прилагательное такое интересное.
А ещё мне Банник очень понравился. Поэтому я про него и расписал подробненько.
0 Ответить
Девушка- осень порадовала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И чем? По-моему, кукла в карельском национальном наряде, да ещё и с ножиком на боку, - явно симпатишнее.
0 Ответить