«Погружение» в 10−11 века русской истории было бы невозможно без Олега Калеткина и его жены Ларисы. Оружие — мечи, кинжалы, кольчуги, щиты, боевые топоры, луки со стрелами да и сама одежда — все это труд Олега и Ларисы. Им в немалой степени помогал историк Андрей Богданов, и сам склонный к реставрации не только духа древних русичей, но и их непростых обрядов, одежды и быта.
К ним надо добавить фаната древних воинских обрядов и обращения с оружием Геннадия Веклюка из Череповца. Он не только учил, как держать и рассматривать меч, но подал личный пример натурализации под исконного варяга, обрив себе голову и оставив лишь чуб на макушке. Оказывается, родоначальники этой моды вовсе и не запорожцы, а стойкие варяги, державшие в свое время в повиновении весь Север Европы.
Сначала мы тронулись в путь по Онежскому озеру, чтобы проверить судно на ходу и заодно посетить остров Кижи, некое святилище для всех, кто плавал в Онежском озере, строился здесь или навсегда покидал гостеприимную Карелию.
8 июня от главной набережной Петрозаводска после напутствий разных начальников и болельщиков мы пустились в путь к устью Вытегры, где начинается главная часть Волго-Балтийского водного пути — Волго-Балтийский канал, оборудованный восемью просторными шлюзами и прекрасной современной речно-озерной обстановкой, позволяющей плавать не только днем, но и ночью. Раньше до 1964 года в бывшей Мариинской системе было 39 шлюзов.
9 июня после 18.00 мы начали прохождение сразу шести шлюзов, поднимаясь на высоту Шекснинского водохранилища на 80 метров. Весь день 11 июня мы посвятили освоению гребли тяжелыми вальковыми веслами. После подняли прямой парус и при довольно свежем ветре развили скорость в 6 узлов.
На следующий день 12 июня, в день праздника России, мы достигли города Череповца и стали на якорь в виду знаменитого моста через Шексну.
После Череповца с выходом в исконное русло Волги началось плавание по великой русской реке. Путешественники в древнем одеянии, погромыхивая кольчугами, шлемами, мечами и щитами, всюду встречали неподдельный интерес у жителей.
В Ярославль «Русич» прибыл 14 июня. В чем-то русичи уже не были похожи на тех, кто кутались на Онежском озере в суконные хламиды. Теперь на нас легкие кафтаны и панталоны из льняной ткани. На ногах онучи (обмотки) и легкие кожаные лапти, больше похожие на нынешние сандалии.
18−19 июня стоянка в Нижнем Новгороде — славном русском городе, знакомом всем. Мы принимаем гостей, показываем ладью, устраиваем представления и игрища под старину. К вечеру валимся от усталости, жары и множества впечатлений. Таких стоянок множество, и каждая — это отдельная история.
20 июня стоянка у пассажирского дебаркадера в городе Чебоксары. Столица Чувашии — известный с середины 15 века Шупашкар — встречает нас ярким колоритом народных одеяний.
25 июня стоянка в Казани и участие в национальном празднике Сабантуй. И вскоре гребцы взялись за весла, поскольку на просторах водохранилища царил жаркий штиль. Для стоянки выбрали место у крутых откосов Жигулевских гор, где раскинулись диковинные строения духовно-культурного кремля «Богатырская слобода».
После стоянки в Слободе и в самом Тольятти русичи обзавелись конной «стражей». Команду из пяти всадников возглавил 30-летний участник плавания Павел Болдарев. 8 июля. Русичи уже месяц в пути.
А вот и Самара. «Степная река» упоминается в летописях с 1361 года. А по левому берегу — Балаково, бывший центр пугачевщины, основанный по указу Екатерины Второй в 1762 году. Километров через 70 по левому берегу виден знаменитый город, бывший Екатериненштадт, основанный в 1765 году, потом Марксштадт и нынешний Маркс с 1941 года. Маркс, как и город Энгельс, бывший Покровск, основанный в 1747 году, были центрами немецких переселенцев на протяжении почти 200 лет.
13 июля у шестого причала центральной набережной Саратова команда «Русича» и отряд конников встретились на глазах многочисленных зрителей, которые заполнили набережную с самого утра.
19 июля. На пристани в Волгограде яблоку негде было упасть. Оставляем за рамками рассказа множество подробностей наших встреч на самой ладье и впечатления от экскурсий по священным местам героического города.
29 июля. В Астрахань «Русич» прибыл накануне Дня Военно-морского флота. 30 июля мы на ладье участвовали в военном параде. Прежде чем выйти в устье Волги, Сергей Синельник и Александр Кислов посетили иранское консульство. Не стоит, пожалуй, драматизировать обстановку, но получить разрешение на вход судна с командой в территориальные воды и порты Ирана на Каспии им обещали в течение нескольких месяцев. Всем известная риторика Ирана с международным сообществом, видимо, породила определенную осторожность в принятии решений.
Непредсказуемый Каспий встретил начинающих мореплавателей поначалу небольшой волной, но сильным встречным ветром. Скоро крутые волны принудили «Русич» кланяться и скрипеть, палуба впервые за весь поход приняла морскую воду. Ладья заплясала, перекатываясь с гребня на гребень. Капризный мотор время от времени стал глохнуть. К вечеру на ладье получили штормовое предупреждение и пришлось укрыться за островом Тюлений. Состоялось знакомство с рыбаками, местными жителями, моряками с разных судов и… браконьерами.
В ночь на 3 августа ладья «Русич» прибыла на рейд Махачкалы. 57 ходовых дней позади. Завершился исторический вояж от варяжских владений до персидских земель той эпохи. Миссия на старинной ладье удалась!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...