Работу над этим душераздирающим произведением неожиданно поручили женщине, не слишком опытной постановщице Мэри Ламберт. Слава Богу, на помощь ей вызвался сам писатель, помогавший доработать материал для сценария. В результате картина получилась по-настоящему страшной и маниакально безысходной. Впрочем, читавшие книгу согласятся, что и литературный оригинал не слишком жизнерадостен.
Девяностые — это, наверное, самый успешный и в то же время разочаровывающий период в плане сотрудничества Кинга с кинематографом. Во-первых, на экран переносятся самые значительные книги писателя — это и «Оно», и «Противостояние», а также «Мизери», «Темная половина», «Нужные вещи», «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля». Во-вторых, сборы от экранизаций впервые превышают планку в 100 миллионов, причем дважды — сначала этот рубеж покорился в 1992 году «Газонокосильщику» (150 миллионов в мировом прокате), а спустя 7 лет на пьедестал взошла «Зеленая миля» — 136 млн. на родине и 286 в мире.
В это десятилетие зритель наконец-то узнал Кинга не только как автора страшилок, но и оценил его серьезные вещи. После ошеломительного успеха «Побега из Шоушенка» и семи номинаций на Оскар, а также после Оскара за лучшую женскую роль в 1990, который получила Кэти Бейтс за «Мизери», в Голливуде, наконец, поняли, что Кинг — это не только количество, но и высокое качество. На этой волне успеха все стремились поработать со знаменитым писателем: в 1997 сам Майкл Джексон использовал идеи Кинга для своего музыкального клипа «Ghosts», а в 1998 по сюжету мастера сняли один из эпизодов легендарного сериала «Секретные материалы» (X-Files).
А начиналось все достаточно скромно. В 1990 под экранизацию попал очередной короткий рассказ писателя, «Ночная смена» — о вторжении крыс-людоедов на небольшую провинциальную фабрику по производству шерсти. Очень примитивная, бесхитростная поделка закономерно не вызвала интереса у аудитории.
Печально, что одно из самых эпических и многогранных произведений «Короля ужасов», толстенный роман «Оно», вылилось в весьма дилетантский телесериал. Разумеется, адекватно экранизировать столь масштабную и многослойную книгу было невозможно, посему продюсерами проекта был выбран телеформат, позволявший растянуть хронометраж и попытаться максимально подробно рассказать о противостоянии группы подростков и злого демона в образе клоуна Пеннивайза, поселившегося в вымышленном городе Дэрри.
Тогда же, в начале девяностых, к писателю пришло официальное признание со стороны киноакадемии. Речь идет о картине «Мизери», снятой все тем же Робом Райнером («Останься со мной»). Режиссер постарался очень аккуратно обойтись с литературным оригиналом, тем более что сам Кинг во многом олицетворял себя с главным героем книги, писателем Полом Шелдоном, попавшим в заложники к сумасшедшей медсестре Энни Уилкс. За роль последней актриса Кэти Бэйтс получила заслуженный Оскар, а сам Кинг был вынужден расстаться со своим псевдонимом, ибо в процессе написания романа СМИ таки пронюхали, что Кинг и Ричард Бахман — это один и тот же человек.
В девяностых по мотивам рассказа Кинга «Иногда они возвращаются» стартовала еще одна кинофраншиза, правда, столь же неудачная, как и уже упомянутые «Дети кукурузы». Вслед за оригиналом 1991 года было снято два сиквела, в 1996 и 1998; оба вышли прямиком на видео.
Экранизации писателя все чаще стали принимать форму телесериалов, хотя ни один из них не мог похвастаться чрезмерной популярностью у зрителей. Ни «Золотые годы» (1991), ни «Томминокеры» (1993), ни «Лангольеры» (1995). Все эти телепостановки значительно уступали по накалу страстей и изобретательности бумажным оригиналам, фактически поставив творчество Кинга на конвейер. Особенно от поспешности и желания срубить денег пострадало «Противостояние», одно из самых известных постапокалиптических творений автора. К слову, в настоящий момент в Голливуде разрабатывается новая экранизация этой книги, и остается лишь надеяться, что на этот раз бюджет позволит создать зрелище, достойное книги.
Отдельно стоит упомянуть две ленты, литературно сильно связанные друг с другом, экранизированные в 1993 году разными режиссерами и в совершенно разном стиле. Действие лент «Темная половина» Джорджа Ромеро и «Нужные вещи» Фрейзера Кларка Хестона происходит в выдуманном городке Касл Рок, причем в обоих фильмах одним из центральных персонажей является местный шериф Алан Пэнгборн (сыгранный соответственно Майклом Рукером и Эдом Харрисом).
«Темная половина», несмотря на невыразительные финансовые показатели в прокате, считается одним из успешных переносов произведений Кинга на экран, тем более что постановкой руководил давний друг писателя, Джордж Ромеро, с которым они вместе работали над дилогией «Калейдоскоп ужасов».
Несомненно, что как автор книги, а иногда и соавтор сценария, Кинг переживал за судьбу экранизаций своего творчества. Но, учитывая шквал откровенно бездарных поделок, он, возможно, уже смирился с мыслью, что ни один из его многочисленных романов и рассказов не станет основой по-настоящему стоящего фильма. И вряд ли он предполагал, продавая права на экранизацию повести «Рита Хэйворт и побег из Шоушенка» за 1 доллар своему хорошему знакомому Фрэнку Дарабонту, что тот умудрится снять поистине блестящий и замечательный фильм.
«Побег из Шоушенка», номинированный на Оскар в семи номинациях, уступил политкорректному «Форресту Гампу» с Томом Хэнксом, как и не сумел добиться сколько-нибудь значительных успехов в финансовом плане. Однако после выхода фильма на видео, продажи возросли многократно, а сама картина уверенно переместилась на верхнюю строчку всех возможных хит-парадов и до сих пор занимает первое место в списке лучших фильмов всех времен и народов. Возможно, сей факт является спорным и в мире снято достаточное количество прекрасных картин, способных затмить «Побег из Шоушенка», но на данный момент объективное мнение сотен тысяч зрителей однозначно.
Забегая вперед, отметим, что спустя пять лет Кинг и Дарабонт снова встретились на съемочной площадке мистического триллера «Зеленая миля». Продюсеры, уже прекрасно знавшие, чего стоит ждать от этого тандема, на этот раз не поскупились и даже пригласили на заглавную роль тотальную мегазвезду Тома Хэнкса (того самого, что своим дурачком Форрестом обошел на повороте «Побег из Шоушенка» на церемонии Оскара). Ожидания создателей «Зеленой мили» полностью оправдались: картина уверенно вошла в первую сотню лучших фильмов, а также заработала в мировом прокате неслыханную сумму для столь продолжительной по времени и тяжелой по сути драмы.
В девяностые было экранизировано еще несколько произведений Кинга, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, его роман «Долорес Клэйборн», сценарий которого писатель специально подстраивал под актрису Кэти Бейтс. Во-вторых, на телевидении вышла многосерийная версия «Сияния» Мика Гэрриса, попытавшаяся заново осмыслить этот безусловный шедевр Кинга. Тогда же были перенесены на большой экран повести «Худеющий» и «Способный ученик», которым, увы, было не суждено стать чем-то большим, чем «еще одна посредственная экранизация Кинга».
Очень интересная статья. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Извините, после увидела.
0 Ответить
Все хорошо. Но жалко, что не упомянута экранизация "Сияния" Стэнли Кубрика. Не последняя вещь, ага?
0 Ответить
мария яковлева, ага. Это серия статей. Читайте предыдущую.
0 Ответить
Спасибо! Словно еще раз перед глазами пробежали леденящие душу ужастики и волнующий "Побег из Шоушенка".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить