Как выяснили впоследствии ревизоры, богач владел довольно скромным имуществом, оцененным всего в 150 тысяч рублей. Зато за ним осталось 19 миллионов рублей неоплаченных долгов.
По примеру отца — мелкого, но уважаемого купца-бакалейщика — Алексей Алчевский начал предпринимательскую деятельность с небольшого чайного магазинчика, открытого в Харькове.
Однако, в отличие от осторожного родителя, 27-летний Алчевский не собирался истратить всю жизнь, поставляя харьковчанам заморский напиток. К делу он приступил с размахом, без опаски ввязываясь в перспективные проекты.
Накопив относительно небольшие деньги, Алексей Кириллович организовал Общество взаимного кредита, одно из первых в Харькове. Несколько десятков пайщиков объединили взносы с целью кредитования собственных проектов под доступные проценты.
Дело пошло, общество расширилось до нескольких сотен участников. За первым обществом последовало второе, за вторым наступила очередь банков. В 1868 году Алчевский создал первое в истории России частное акционерное предприятие — Банк коммерческого кредита. Харьковский Торговый банк и Харьковский Земельный банк — тоже дело рук предпринимателя.
Деньги никогда не были целью Алексея Алчевского. Успехи в банковской сфере позволили ему заняться настоящим делом: промышленностью. Вместе с партнером предприниматель создал в 1875 году Алексеевское горнопромышленное общество, объединение приисков с коксовыми фабриками и железнодорожными ветками.
Собственный завод полного металлургического цикла в Юрьевке, самое передовое, одно из лучших предприятий юга России Алчевский построил без помощи иностранного капитала. Строительству завода предшествовало возведение жилого поселка — бараков для рабочих, четырехквартирных домов для инженеров, бесплатной больницы и школы.
К 1900-му году Алексеевское общество стало третьим по величине в России, добывая по 45 тысяч пудов угля в год. Благодаря компаниям Алчевского к концу XIX столетия Донбасс превзошел Урал по производству металла.
Жесткий и энергичный предприниматель вел дело железной рукой. Он стремился всюду успеть и во все вникнуть, не воспринимал ни малейших возражений управленцев, без сожаления расставался с ослушниками.
Именно эта, собственноручно созданная авторитарная система управления и сгубила Алексея Алчевского. Сконцентрировав в одних руках контроль над мощными финансовыми потоками, никому не подотчетный предприниматель потерял счет деньгам.
Все финансы проходили через два банка, Земельный и Торговый. Земельный концентрировал средства землевладельцев. Не имея законного права вкладывать заемные деньги в не связанные с землей предприятия, Земельный банк мог хранить свои активы в другом банке.
Конечно, Алчевский хранил деньги Земельного банка в своем же Торговом банке, уже на законном основании используя их для кредитования промышленности.
Кредиты промышленной империи Алчевского текли не только из Торгового банка, но и из Государственного и ряда коммерческих банков. К началу 1901 года долгов накопилось на 8,5 миллионов рублей, из которых обеспечены активами были только 6 миллионов.
Весной 1901 года Алексей Кириллович ясно осознал, что от краха его не спасет никто, кроме правительства. Продажу своей империи иностранцам, которая не только покрыла бы все долги, но и принесла солидные барыши, промышленник решительно отмел, считая, что «резать купоны», жить на проценты от размещенного капитала — занятие низкое и недостойное.
В конце апреля 1901 года Алексей Алчевский выехал в столицу для встречи с министром финансов С. Витте. Предприниматель вез несколько вполне реальных предложений, каждое из которых было способно спасти его империю. Но Витте не посчитал нужным помогать Алчевскому.
Прощальное письмо Алексей Кириллович Алчевский отправил служащему Земельного банка за несколько минут до трагедии. В письме он давал служебные указания, просил его простить и передать просьбу о прощении жене и детям.
Через несколько дней после смерти Алчевского Витте все же изменил решение. Госбанк выделил 6 миллионов кредита. Торговый банк объявили банкротом, у Земельного банка и промышленных предприятий сменились хозяева.
По ходатайству российских промышленников станцию Юрьевку переименовали в Алчевское, ныне это город Алчевск.
Марина, извиняюсь, ввел Вас в заблуждение, все таки это 1903 год, просто недосмотрел, книга издана в 1904 году, а:
цитата "Дозволено цензурою. Москва, декабря 13 дня 1903 года".
Просто мой "профиль" кирпичи, а это все попутно.
0 Ответить
Виктор Бабкин,
0 Ответить
Сведения из книги В.Д. Белова "А.К. Алчевский" с предисловием Л.Ф. Снигерева изданной:
Москва
печатня А.И.Снегиревой
1904 г.
Цитата: "В заключение нельзя также не отметить, что теперь, спустя почти 3 года после кончины А.К. Алчевского, страсти людския достаточно улеглись и память о нем, о его деятельности начинает получать справедливую оценку и должную реабилитацию; Юг России и Донецкий Бассейн, которому он столько послужил, пробудив в финансовой и промышленной жизни, уже признают за ним право на благодарность, - не только современников, но и потомства. На днях еще это выразилось особенно рельэфно тем, что станция железной дороги, у которой находиться основанный им Донецко-Юрьевский завод, переименована и названа по фамилии творца завода - станция Алчевскаго.
В. Белов."
0 Ответить
Виктор Бабкин, ясно, спасибо за информацию.
0 Ответить
станция Юрьевка была переименована в станцию Алчевская спустя почти три года после смерти А.К. Алчевского в 1904 году, а не в 1907
0 Ответить
Виктор Бабкин, в Википедии написано - в 1903, на сайте Верховной Рады Украины - 1901, а Ваши сведения откуда? Убрала дату.
0 Ответить
Но ведь что интересно: и Алчевский и Мамонтов и Морозов строили не только предприятия, но и дома для рабочих. Сам родился в рабочем поселке, который построил заводчик Риттинг еще в 1860-х годах для рабочих своего стекольного завода. Завод пережил все революции и войны, а вот перестройку пережить не смог. А несколько домов той постройки еще сохранились и в них до сих пор живут люди.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Доводилось бывать в Алчевске, садилась там на поезд. Кстати, ж/д станция до сих пор называется "Коммунарск", как и город во времена советские.(Такой же парадокс в Нижнем Новгороде, для РЖД он Горький ). В Алчевске ж/д вокзал расположен практически на территории комбината. И все вокруг довольно мрачновато, окутано дымом. Вспомнился "Молох" Куприна, не о тех местах ли написан?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно и печально. Вот и видно, откуда ноги растут у современной коррупции: Савва Мамонтов был промышленником, давал взятку гослицу для своих проектов - не получилось . Не знаю, как у Алчевского с Витте, но тут другая схема - поспособствовать банкротству, чтоб заняться перераспределением. Наверно, Витте там имел свои интересы. Вывод, как и с Мамонтовым - нечего лезть в промышленность - остановился бы на банковской сфере, как тот же Морган, делал бы из денег деньги - и катался бы как сыр в масле. В общем, печальные выводы на примере этих двух столпов российской промышленности.
Алчевский еще был и меценатом. В Харькове стоит бюст Алчевскому. Рядом - дом Алчевских, в котором проводят какие-то чтения/слушания - к сожалению ни разу не был. Недалеко находится и Земельный банк, и Чайный дом (если это тот же Чайный дом).
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Что-то все равно непонятно - как же он стал банкротом? Если долгов больше, чем активов, то возникает вопрос - куда ушли заемные средства? Может быть, управление было все же не столь эффективным? Следует еще учесть, что цены на каменный уголь в 1900 г. оказались на высоком уровне, угля не хватало, так что правительство даже дало разрешение на беспошлинный ввоз угля из-за границы. Цены начали понижаться только в 1902 г. Так что общество было вполне прибыльным на тот период. И как же Витте мог ему помочь? Выдав еще кредит, т. е. загнав еще глубже в долги?
0 Ответить
Олег Антонов, "Выдав еще кредит, т. е. загнав еще глубже в долги?" - А как насчет реструктуризации долгов?? На сегодняшний день хорошо, если через 2 года основания прекдприятие выходит в плюсы, а в промышленности, подозреваю, в несколько раз больше. Так что этот кредит теоретически очень даже мог бы помочь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить