• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Музыка романтизма: какой она была?

Ирландско-русский романтик и Алексей Верстовский

Музыкальная жизнь в России была чрезвычайно насыщенной уже в XVIII веке. До этого времени можно говорить о расцвете народной музыки и духовной музыки. О последней есть статья, народная требует отдельного рассмотрения.

«Аскольдова могила» сегодня Фото: Onyshchenko, Shutterstock.com

Складывалась своя профессиональная школа, о М. Березовском и Д. Бортнянском также есть статьи. О Василии Пашкевиче, Евстигнее Фомине, Осипе Козловском и других нужно писать отдельно…

Музыкальная жизнь в Российской империи в начале XIX века, действительно, бурлила. Вполне сопоставимо с тем же периодом, скажем, во Франции. Профессиональная школа, правда, была еще в процессе становления, но работали многие оперные театры, приезжали с гастролями иностранцы, обучение в гимназиях обязательно включало в себя занятия музыкой. Горожане любили музицировать.

И. Крамской,
И. Крамской, «Александр Грибоедов», 1875 год
Фото: ru.wikipedia.org

Невозможно не упомянуть всем нам известного Александра Грибоедова. Того самого, которого проходят в школе («Горе от ума»). Сколько бы он еще написал, в том числе и музыки, если бы не гибель. Но два его вальса чрезвычайно любимы и в наше время.

Тот, кто сотворил Ноктюрн

Основателем жанра ноктюрна считается ирландец Джон Филд. (Ноктюрн — буквально «ночной» — пьеса лирического характера, ставшая очень важной у романтиков.) С Филдом вся проблема только в том, что жил этот ирландец в России. Он числится в «английских композиторах», но занимает немало страниц в разделе «Русская музыка».

Джон Филд
Джон Филд
Фото: ru.wikipedia.org

В Россию он приехал вместе со своим учителем Муцио Клементи. Итальянец Клементи, которого знают многие маленькие пианисты, жил в Англии, он туда и вернулся. А ирландец Филд с гастролей не вернулся, он остался в России.

Итак, Джон Филд родился 26 июля 1782 года в Дублине, умер 11 января 1837 года в Москве. У Филда учились Верстовский и Глинка. Джон Филд — вполне исполняемый композитор и в наше время. А жанр, творцом которого он являлся, стал особенно любимым у Фредерика Шопена. Сын Филда — Лев Леонов — был известным российским оперным певцом.

Алексей Верстовский

Алексея Верстовского называют «соперником Глинки». Они, действительно, жили и творили в одно время. Возможно, немножко и соперничали, хотя это никак не проявлялось. Но важнее то, что они внесли огромный вклад в создание профессиональной русской музыки.

Алексей Верстовский
Алексей Верстовский
Фото: ru.wikipedia.org

Алексей Николаевич Верстовский родился в Тамбовской губернии, в имении Селиверстово, 18 февраля (1 марта) 1799 года. Дед Верстовского — генерал Селиверстов — привез из военной кампании «пленную» турчанку. Екатерина Вторая разрешила брак при условии «прекращения фамилии». Так Селивестровы превратились в Верстовских (количество букв осталось то же).

Отец Верстовского был уже служащий, но мог держать собственный оркестр. Все дети в семье играли на музыкальных инструментах и учились. Затем семья переехала в Уфу, там Алексей Верстовский уже стал выступать, обнаружив ранний талант. Потом он уехал в Санкт-Петербург, где учился в Институте инженеров путей сообщения. Несмотря на полученную профессию, он продолжал брать уроки музыки — у Джона Филда в том числе.

В дальнейшем жизнь Верстовского была связана с деятельностью по управлению театрами (о нем очень высоко отзывался драматург А. Островский) и, конечно же, сочинением музыки. Умер Алексей Верстовский 5 (17) ноября 1862 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

«Аскольдова могила»

Перу А. Верстовского принадлежат оперы (например, «Пан Твардовский»), водевили («Кто брат, кто сестра» на текст Грибоедова и Вяземского, несколько лет назад поставлен Романом Виктюком) и баллады. Всемирно знаменитая опера — «Аскольдова могила» (либретто по роману М. Загоскина).

Аскольдова могила в Киеве
Аскольдова могила в Киеве
Фото: ru.wikipedia.org

Есть в Киеве примечательное место — Аскольдова могила. О самом древнем урочище, витязе Аскольде, о монастыре и церкви пусть лучше расскажут киевляне, а я ограничусь оперой Верстовского.

В старину живали деды,
Веселей своих внучат;
Как простую пили воду
Мед и крепкое вино;
Веселились, потешались,
Пировали круглый год!
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!

Желающие могут посмотреть, какой огромный раздел посвящен этой опере в английской Википедии — даже со звуковыми и нотными примерами.

Итак, действие происходит в X веке, в Киеве, на берегу Днепра. В опере есть все: и любовь язычника к христианке, и таинственный Незнакомец, открывающий отроку Всеславу, что тот — потомок Аскольда, следовательно, может претендовать на место князя. Там есть и похищение невесты, и отказ от предательства, и буря, и гибель Неизвестного в челноке. Есть и важный герой — гудочник Торопка Голован. То есть присутствуют все черты романтической оперы. Но там есть еще и просто хорошая музыка.

Интересно, что цензура велела немного подвинуть «время действия», а также произвести хэппи-энд (героев князь простил).

Тарас Шевченко,
Тарас Шевченко, «Аскольдова могила»
Фото: ru.wikipedia.org

Опера имела большой успех во всем мире («Мы слышали… что шарманки Лондона, Парижа, Берлина, Вены, частенько наигрывают „Гой ты, Днепр“ или „Ах, подруженьки, как грустно“, равно как и другие мотивы…»). Опера записывается и сейчас, хотя и нечасто, зато многие номера звучат с концертных площадок.

Старый муж, грозный муж!

Старый муж, грозный муж!
Режь меня, жги меня!
Я тверда, не боюсь
Ни ножа, ни огня!

Эта знаменитая цыганская песня полна страсти и решимости. Стихи Верстовскому передал сам автор — А. Пушкин. Они дружили, Верстовский даже был на мальчишнике, который Пушкин устроил перед женитьбой.

Алексей Верстовский
Алексей Верстовский
Фото: ru.wikipedia.org

Многие баллады Верстовского написаны на стихи Пушкина (например, знаменитая «Черная шаль»). Алексея Верстовского всегда тянуло к миру старины, преданий и легенд, а также к миру человеческих страстей — но так и положено романтику. А его насыщенные мелодии — родом из славянского фольклора, отчасти — цыганского, что слышно по этой песне.

Алексей Верстовский — выдающийся представитель отечественного искусства первой половины XIX века. Сейчас самое время вспомнить музыку Михаила Ивановича Глинки.

Статья опубликована в выпуске 4.12.2011
Обновлено 16.05.2021

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 6 декабря 2011 в 01:10 отредактирован 6 декабря 2011 в 01:10 Сообщить модератору

    Гера, так жаль, что хандра.

  • Галя, присоединяюсь к хору благодарностей! твоя статья и музыкальные ролики помогли немного развеять грусть и осеннюю хандру.Стало легче на душе, а то сегодня что-то так тоска взяла за сердце!Какие у тебя прекрасные рассказы о музыке! Спасибо в кубе!!!

    Оценка статьи: 5

  • Тина, Василий, Елена, спсибо вам.

    Елена, боюсь, что 20 век очень далеко. Слишко много всего еще было.

    • Галя Константинова, Ну и хорошо, что далеко! Для меня Музыка закончилась в 20 веке (тут голос и интонация ослика Иа ). Последним был Рахманинов. Но, может, Ваши статьи помогут рассеять пессимизм?

      • Люблю голос и интонацию Иа.))

        Елена, я так рада, что Вы ставите этот вопрос (и не в первый раз))). Это правильный вопрос и правильная тема. Только она сложная и потребует всех сил в написании. Я даже пока еще не представляю, как сформулировать некоторые вопросы. Одним словом, «Черный квадрат» случился не только в живописи, но и в музыке. Полный кризис выразительных средств, «конец мелодии», «конец гармонии». И это не случайность и не чей-то злой умысел.

        Великий Шостакович умел «выразиться» и на всем понятном языке (если вспомнить его Романс из кинофильма «Овод» или Вальс тоже из кинофильма). Но в крупных жанрах так было писать уже нельзя, если можно так выразиться. ) 20 век – век додекафонии, минимализма, и прочего, кто во что горазд. Но там есть очень интересная и хорошая музыка.

        Кстати, почти все те зарубежные композиторы 20 века, чью инструментальную музыку слушать, возможно, нелегко, часто писали вполне «слушабельную» духовную музыку. Недавно послушала Stabat mater Пуленка – как будто и не Пуленк вовсе.

        ДА, Рахманинов – поздний романтик. Кстати, все русские музыканты, оказавшиеся за границей (за исключением Стравинского) были романтиками. Сергей Ляпунов (брат знаменитого математика), Глазунов, Метнер и другие. Если когда-нибудь доберусь, однако.

        Кстати, я только что прослушала (за работой) оперу англичанина Майкла Наймана – Вы его можете знать по большому количеству киномузыки. Так вот эта опера - “Man Who Mistook His Wife For A Hat” – написана по известному психоаналитическому труду Оливера Сакса. После этого мне ничего уже не страшно.)))

  • Спасибо много раз!!! Уже и 20 век недалеко...

  • Спасибо за музыкальный подарок на 4-ый день зимы.

    Оценка статьи: 5

  • Тина Хеллвиг Тина Хеллвиг Грандмастер 4 декабря 2011 в 00:39 отредактирован 4 декабря 2011 в 00:41 Сообщить модератору

    Галя,

    еще один замечательный музыкальный подарок от вас. Спасибо большое!

    Оценка статьи: 5