Нина  Петрова Нина Петрова Читатель Статья находится в работе      0     3550     Распечатать

Формирующее оценивание в начальной школе

В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.
Нужно отметить несовершенство системы контроля и оценивания успешности школьников. Ни для кого не секрет, что официально обучение в первом классе строится на принципах безотметочного обучения. И осуществляется это с целью обеспечения более комфортной адаптации к школе первоклассников. Вместо отметок учителя «выставляют» первоклассникам то ли разноцветные кружочки, то ли рожицы с разным настроением, то ли геометрические фигурки с разным значением…, а сам ребёнок «остаётся не у дел». Ну а со второго класса начинается настоящая школа с оценками и отметками по пятибалльной шкале, причём, нормы и критерии оценивания, как правило, остаются прежними, из прошлого века. Тогда-то и начинаются настоящие проблемы. Во первых, интерес к школе падает, во-вторых, ребёнок старается заработать как можно больше положительных отметок, чтобы угодить родителям, в третьих, появляются обиды, страхи.
Избежать многих стрессовых ситуаций не только для учеников, но и для педагогов можно при альтернативной системе контроля и оценивания. Например, адаптационный курс «Введение в школьную жизнь» Г.А.Цукерман и К.Н. Поливановой, который рассчитан на десять дней, предусматривает взаимооценку, самооценку, сравнение своей оценки с учительской. При такой целенаправленной работе и на уроках, к концу первого года обучения в школе ребята уже самостоятельно адекватно оценивают свои работы по тем критериям и требованиям, которые совместно обсуждали в классе. Я тоже использую элементы и приёмы альтернативного оценивания в своей педагогической практике. Но исторически сложившаяся оценочная система баллами мешает развитию личности учащихся.
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Происходит смена парадигмы оценивания – от преимущественно суммирующего оценивания к модели так называемого «оценивания для обучения», «развивающего оценивания». Все чаще звучат высказывания о том, что всякое оценивание в целях контроля, мониторинга или для осуществления ранжирования результатов (для последующего отбора) не поддерживает ученика, а зачастую отрицательно влияет на процесс обучения. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую новым требованиям? В чём состоит сущность, и каким должны быть способы и формы педагогического оценивания, чтобы они решали все, противоречия, связанные с контролем и оценкой действий учащихся? Должна быть специальная система оценивания, предусматривающая вариативность начального образования.
Различают два вида оценивания: формирующее и итоговое.
Оценивание, осуществляемое до начала и в ходе проекта, называется формирующим оцениванием.
Формирующее оценивание обеспечивает учащимся обратную связь по поводу их успехов в процессе обучения.
Итоговое оценивание осуществляется в конце проекта и дает учащимся и учителям представление о полученных навыках и знаниях.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание можно использовать, чтобы: оценить готовность учащихся и их прошлые знания, поддержать самостоятельность и взаимодействие, обеспечить диагностическую обратную связь ученикам и учителям, проверять понимание и поощрять метапознание , демонстрировать понимание и навыки, отслеживать прогресс.

– -.
– -.
– –

Комментировать
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Обучение»