До нас не дошло название древнеегипетских «таверн». Однако мы знаем, что попивали там в основном пиво, сидя бок о бок на циновках или табуретках. В Ниневии и Вавилоне владельцами таких забегаловок были богатые предприниматели, а за стойкой стояли женщины. В таком месте обычно наливали в кредит, в счет оплаты зерном после урожая.
Древним грекам тоже ничто человеческое было не чуждо. Любопытен тот факт, что некоторые историки долгое время всерьез полагали, что в полисах попросту не было подобных заведений. Видимо, ученым классической школы импонировал образ высококультурного грека, употребляющего вино если не просто за обедом, то по крайней мере на симпосионе или во время религиозных церемоний. Так, например, находя при раскопках многочисленные чаши, археологи идентифицировали их как посуду из домашних кухонь или винных магазинов.
А между тем греки любили пропустить стаканчик-другой под хорошую закуску в заведениях, которые назывались капелеи (это же название унаследовали впоследствии византийские таверны).
Как известно, жители Эллады смешивали вино с водой (думаю, это не могло не радовать хозяина капелеи). Крепость напитка составляла тогда 16%. Уже существовало вино красное, белое и розовое, а также сухое, сладкое и полусладкое. Как только открывали амфору, ее содержимое переливали в кратер — большую чашу для смешивания напитка. Разводили его обычно исходя из таких пропорций — на три части воды одна часть вина.
Для охлаждения напитка в кратер помещался специальный сосуд — псиктер (от psychoo — «охлаждаю»), в который набиралась очень холодная вода или снег. К столу вино выносили в кувшинах с ручками. Первый их вид — ойнохойя — отличался изящным венчиком, который, если посмотреть на него сверху, напоминал лист клевера. Искусный виночерпий из такого сосуда мог наливать вино одновременно в три чаши. Чуть поменьше был второй вид — ольпа, обладающий широким горлышком. Разнообразны были и кубки, из которых пили. Самым известным был килик. Он представлял собой широкую чашу на ножке с двумя ручками.
Питались в капелеях основательно. На их месте находят кости не только домашнего рогатого скота и свиней, но и благородного оленя, а также раковины устриц и панцири морских черепах. Было тут и музыкальное сопровождение, наприме, можно было послушать флейтиста.
Где «ели, чтобы жить» в Древнем Риме?
Что касается «Вечного города», то уже в III веке до н. э. посещение закусочных заведений было для небогатого римлянина не роскошью, а необходимостью. Как известно, рабочий люд в древнеримских городах жил большей частью в съемных квартирах многоквартирных домов, инсул. Во многих из них не было кухонь или очагов, пригодных для приготовления еды. Жители этих домов должны были довольствоваться хлебом, который они макали в оливковое масло или закусывали маринованными маслинами. Таким образом, посещение закусочных было для бедного жителя мегаполиса единственной возможностью съесть горячую пищу.
Жители больших городов умели ценить время во все времена. Поэтому неудивительно, что прообраз современных фастфуд-кафе существовал еще в древнеримских городах. Такие заведения для любителей перекусить на ходу назывались термополиями (от др.-греч. thermos — «теплый» и polio «продавать»). Их планировка как раз была задумана для быстрого обслуживания.
Термополий выходил на улицу прилавком, сделанным из дешевого мрамора. Прямо в него были встроены большие металлические котлы со снедью, под которыми разжигался огонь. Еда здесь подавалась самая простая — похлебка, оливки, вареные бобы. Кстати, последние были традиционной пищей небогатых римлян, так как восполняли недостаток белка в организме, в то время как мясо таким людям было практически недоступно. Мясо для тех, кто мог его себе позволить, готовили на вертеле в небольшом очаге.
Помимо такого прилавка для торговли «на вынос», для тех, кто хотел поесть не спеша, был тут и небольшой зал, обставленный минимумом необходимой мебели. По стенам для пущего разжигания аппетита были развешены колбасы и сыры. Иногда в термополии имелся внутренний дворик, он же кухонный садик, — виридарий.
Такая же планировка была и у древнеримских постоялых дворов — каупон. С той только разницей, что там еще были комнаты для отдыха.
Любопытно, что даже в таком прозаическом месте не забывали о небесном покровительстве. Некоторые харчевни украшали статуи ларов, Меркурия и Вакха — согласитесь, самые необходимые помощники в «ресторанном бизнесе».
Имелись в древнеримских городах и сугубо питейные заведения — попины. Они были популярны среди представителей низшего класса — рабов, матросов, вольноотпущенников. Тут подавали вина и простые закуски. Здесь частенько собирались те, кто хотел обойти запрет на игру в кости. Обычным делом в попинах была проституция. Случалось, что официантки, да и сами «барменши» занимались этим ремеслом.
Хозяева попин и постоялых дворов пользовались нехорошей репутацией. Считалось, что они способны на любой обман ради наживы. До нас дошли рассказы о том, как такие люди могли убить постояльца ради его скарба. Неприязнь к владельцам этих заведений иногда принимала причудливые формы — так хозяек попин даже считали колдуньями.
Понятно, что при всем этом слава таких заведений была такова, что человек из высшего общества мог серьезно себя скомпрометировать, будучи там замеченным. А уж если он имел отношение к политике, то его противники получили бы на руки все козыри.
Известно, что там, где льется вино, часто можно услышать свободолюбивые речи. Об этом отлично знали власти. Поэтому неоднократно издавались указы, направленные на снижение привлекательности подобных мест для горожанина. Так при Нероне в харчевнях запретили продавать любую пищу, кроме овощей, а при Веспасиане и выбор блюд и вовсе должен был ограничиваться бобами. Можно себе представить, как страдали от этих запретов те, кто изо дня в день мог питаться только всухомятку.
Но разве можно запретить человеку собираться с друзьями в уютном заведении у теплого очага. Да с чашей хорошего (или не очень) вина и сытной закуской? Согласитесь, любовь к такому времяпровождению просто невозможно истребить!
В этом может теперь убедиться любой, посетив термополий «Ветуция Плацида», который снова открылся в самом сердце Помпеев спустя почти две тысячи лет. Свое новое название это заведение получило благодаря надписи, призывающей голосовать за некоего одноименного гражданина. В результате раскопок, которые проводились на месте этого термополия, стало известно, что хозяин заблаговременно его покинул.
Поистине этот человек не ожидал, каким успехом будет пользоваться его заведение спустя века у тысяч туристов со всего света.
Хорошо. Надо бы мне в пару к этой статье про термы написать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно, познавательно и глубоким знанием предмета!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
там, где льется вино, часто можно услышать свободолюбивые речи
))
к сожалению, мир деградировал
и там где льется вино чаще звучит непотребная брань.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, ну это, как и во все времена, от компании зависит
1 Ответить
Спасибо. Познавательно, изящно. Продолжайте, пожалуйста, цикл.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура Ли, благодарю. У меня действительно есть задумки относительно продолжения
0 Ответить
Спасибо за интересную статью
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анатолий Рогозин,
0 Ответить
Cпасибо,хорошая статья.О сегодняшних и вчерашних заведениях такого типа можно тоже многое рассказать.Но чаще запоминается хорошее:например готовили в одной точке настоящие чебуреки.
0 Ответить
ANATOLI AP, а у нас в Одессе даже есть легендарное окошко, где продают сааамую большую шаурму
0 Ответить
Прелесть!
Знание предмета, легкость изложения, куча новых терминов, масса информации и ни капли занудства!
Чего же боле? Что я еще могу сказать?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Аркадий Голод, спасибо большое
0 Ответить