• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Лавренкова Профессионал

Зачем нам нужны проблемы?

Проблемы… Не существует людей, которых миновала бы чаша сия. «Господи, за что?!» — этот крик души знаком каждому… Так как же нам к ним относиться: как к суровому наказанию или как к процессу обучения? Если наказание — то за что? Если обучение — то чему? Попробуем хоть немного разобраться, взглянув на возникновение проблем со стороны.

Lisa S., Shutterstock.com

Как правило, проблемы возникают именно как следствие каких-либо действий. Я намеренно использую слово «какие-либо», а не «неправильные» действия. «Правильно» и «неправильно» — очень субъективные понятия, не будем тут оценивать действие с этой позиции.

Эх, знать бы заранее, что вот сейчас сделаешь ошибку, которая повлечет за собой ворох сложностей! Как вы считаете, поступили бы вы по-другому, будучи предупреждены о последствиях? Многие скажут — да! Но если бы это было действительно так, фраза «наступать на одни и те же грабли» не стала бы крылатой.

Нет, нет и нет! Львиная доля наших поступков продиктована лишь сиюминутным желанием, ни о каких прогнозах и перспективах при этом и речи нет. Более того, рискну предположить, что многие потом вспоминали: «А ведь мне говорили, что этого делать не нужно…» А ошибки, которые не повлекли за собой серьезных проблем, вообще остаются незамеченными и неосмысленными. Мы категорически не хотим «подстилать соломку»! Еще меньше мы желаем учиться на чужих ошибках. На своих-то оно как-то надежнее получается. И на это нечего возразить. Свое — оно и есть свое. Ближе. Роднее.

Так что если бы не проблемы, которыми жизнь бьет нас по голове, мы вообще ничему бы не учились и не менялись бы. Когда учиться-то? Столько дел, требующих неотложного решения, — да тут присесть некогда, не то что перебирать в голове свои поступки и их последствия! Кто-нибудь из вас ловил себя на мысли: «Вот бы остановиться, обдумать все… Как живу, куда иду, с кем? И вообще (любимый российский вопрос) — что делать?!» Мелькнула мысль, отложили ее как несоответствующую текущему моменту и дальше побежали. Жить. Разруливать.

Вывод напрашивается сам собой: проблемы — это обучение и есть. Сами мы сроду не остановимся и не задумаемся. Не потому, что дураки поголовно, не подумайте плохого. Просто природа у человека такая — ну, ленивые мы немножко. И чем меньше мы задумывается о причинно-следственных связях, тем чаще нас жизнь-матушка ставит в угол на горох, подумать о своем поведении. Вспоминается эпизод из «Интернов», в котором сексуального извращенца долго и нудно пытались увещевать словами. И лишь получив по морде, сей персонаж заявил: «Спасибо, что вы меня побили! Пока у меня болит, я помню…»

Сколько есть примеров из жизни, когда люди буквально ходят по кругу, натыкаясь на одни и те же острые углы. Как будто застревает человек. И пока он не сдаст экзамен и не докажет, что он понял, осознал что-то, что увидел направление движения, — дальше ходу не будет. Просто институт какой-то, а не жизнь! Завалил сессию — марш пересдавать!

К чему я это все пишу? Я убеждена, что наличие у нас проблем, проблемочек и проблемищ — это двигатель нашей жизни. Мы не учились бы в институтах, не совершенствовались профессионально, не упирались бы в карьеру, если бы нам не нужны были деньги. Мы бы не учились бы компромиссам, не пытались бы создавать семьи и рожать детей, не учились бы дружить, если бы не страдали от одиночества. Мы не занимались бы своим здоровьем, если бы никогда не болели.

Мы даже не почесались бы без особой нужды. И к старости ни за что не стали бы мудрее и счастливее. Спасибо проблемам за то, что они есть у нас, а мы есть у них!

…Я помню, пока у меня болит…

Статья опубликована в выпуске 10.12.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: