«Расскажи, Снегурочка» (1974)
К 1974 году популярность «Ну, погоди!» (нашего варианта «Тома и Джерри») уже зашкаливала за все возможные пределы. Каждый выпуск мультсериала о «фулюгане-неудачнике» волке и положительном находчивом зайце обычно посвящался какой-либо теме (пляж, парк отдыха, спорт, деревня). Пришло время и новогоднего, 8-го выпуска.
Мультсериал «Ну, погоди!» всегда отличался обилием самой разнообразной музыки — от советской до западной (именно там я впервые услышал мелодии группы VENTURES или дуэта СОННИ И ШЕР). Однако именно для новогоднего выпуска была впервые сочинена и записана оригинальная песня — знаменитый травести-дуэт волка в образе Снегурочки и зайца в образе Деда Мороза. И ранее немногословным Анатолию Папанову и Кларе Румяновой пришлось в полный голос запеть.
Слова песни придумал знаменитый автор «Бременских музыкантов», «Антошки» и «Чунга-Чанги» — Юрий Энтин, а музыку сочинил не менее знаменитый Геннадий Гладков.
Ю. Энтин:
«…у меня много песен про Новый год. Это единственный праздник, который я очень любил. Поэтому и появились на свет „Кабы не было зимы“, „Расскажи, Снегурочка, где была“…»
Первоначально в песне был и третий куплет, но его сочли слишком фривольным. Вот он:
— Ты меня, любезная, извини
И свою любовь ко мне сохрани.
— Как же не винить тебя, милый дед?!
Столько зим потрачено, столько лет!
Как ни странно, ни поэт, ни композитор не считали поначалу эту композицию удачной.
Ю. Энтин:
«…Мы как-то вот эту песню оба с ним не считали высококачественным нашим произведением. Но у публики было совершенно другое мнение. Буквально все вставали, когда звучала эта песня, всем нам подпевали. Побеждала вот эта простая песенка.
Я думаю, огромная тут заслуга Клары Румяновой и ее партнера. Она ведь ваяла образ Деда Мороза, а Анатолий Папанов был Снегурочкой. Я помню, когда была запись этой песни, то, как ни странно, очень смелый и решительный при озвучивании своих ролей Папанов даже слегка заробел перед мастерством и абсолютным слухом Клары Румяновой. Потому что он не попадал. Она билась, учила его, и он подчинялся».
Впоследствии въедливые исследователи нашли в сцене дуэта киноляп — на ногах «Снегурочки» то появлялись, то исчезали чулки. Но, думаю, первые зрители этого выпуска «Ну, погоди!» были так поглощены действом и песней, что вряд ли что-то заметили.
«Три белых коня», «Песня о Снежинке» (1982)
Как это ни странно, композитор Евгений Крылатов за свою долгую и успешную карьеру практически не писал обычных песен. И «Колыбельная для Умки», и «Лесной олень», и «Крылатые качели», и «Прекрасное Далёко» писались исключительно по заказу, для кино — обычно на уже готовые стихи.
Е. Крылатов:
«…отдельно от кино я писать не люблю. Когда работаешь над фильмом, песни всегда получаются образные, а иначе будет просто песенка, не больше.
…Когда я пишу песни для кино, то не думаю, понравится эта вещь или нет, принесет она доход или нет. Я выражаю в музыке то, что меня волнует, я все-таки мелодист, и хочу, чтобы мои песни прежде всего проникали в душу и заставляли задуматься».
Песни Крылатова проникали в душу всерьез и надолго. Особую популярность композитор обрел после выхода «Приключений Электроника». И мало кто знает, что режиссеру картины Константину Бромбергу «Крылатые качели» совсем не нравились, и, не торопи его сроки съемок, будущий хит киномузыки вполне мог кануть в Лету.
В 1982 году Бромберг решил снять еще одну картину — теперь по мотивам повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», и приурочить ее к Новому году. Надо сказать, книгам Стругацких никогда не везло (и не везет) с киновоплощениями — обычно они преображались до неузнаваемости. Не стал исключением и фильм Бромберга, названный «Чародеи». Фильм планировался музыкальным, поэтому, вспомнив свой успех с «Электроником», режиссер снова подключил к работе Крылатова.
И снова история повторилась. Бромбергу совершенно не нравились написанные композитором песни. Хотелось чего-то фантастического, ирреального, а у Крылатова, по мнению режиссера, выходило как-то простовато.
Е. Крылатов:
«У нас с ним был очень смешной случай, когда он ко мне пришел с этим мнением. Я очень расстроился и сказал, что уйду с картины. Он как-то на это тоже не решился, мы все-таки как бы друзья, короче говоря, он пошёл домой на Красную Пресню, а я решил вместе с ним спуститься вниз, чтобы достать почту, и пока мы с ним рассуждали о песнях, я очнулся только у Белорусского вокзала, в тапочках домашних и тренировочных штанах. Мы всё с ним шли и не могли никак эту проблему решить. Но потом как-то всё образовалось потихонечку…»
Талант Крылатова снова одержал победу. Саундтрек мгновенно пошел в народ, а песни про белых коней и снежинку закрепились в новогоднем репертуаре.
Часть песен в фильме исполнили сами актеры (например, Абдулов и Светин), на остальные подтянули «тяжелую артиллерию» в лице Ирины Отиевой и Ларисы Долиной. За героиню девочки — Аню Ашимову — петь должны были тоже девочки. Одной из них была дочь певицы Жанны Рождественской — Оля — которая уже в 8 лет прославилась своим блестящим исполнением «Песни Красной Шапочки» (может, кто-то вспомнит и трогательную песню из м/ф «Девочка и дельфин»). Уже 13-летняя Оля Рождественская справилась и на этот раз, исполнив «Песню про Снежинку» в сопровождении ВИА «ДОБРЫ МОЛОДЦЫ».
Вторая девочка — Света Степченко — спела песню «Три белых коня» в целом неплохо, но Крылатову не нравилась излишняя «юношеская колкость» в голосе. И тут на запись заглянула Лариса Долина. «А давайте я попробую», — сказала она и с первого дубля спела песню таким нежным фальцетом, что впоследствии никто не мог узнать в этом исполнении 27-летнюю джазовую певицу.
Кстати, к песне «Три белых коня» Крылатов относился поначалу очень сдержанно (даже стихи уважаемого им Леонида Дербенева не впечатляли). Композитор был вообще весьма самокритичен.
Е. Крылатов:
«Вот песню про костюмчик я написал таким образом, потому что она нужна была по сюжету. И когда Дербенёв написал слова, я к ней относился очень пренебрежительно. И до сих пор, между прочим, это так. Я очень люблю песню „Загадка женщины“. „Три белых коня“ я вынужден любить, раз все её любят. А это были просто куплеты для актёров. Там очень смешные, хорошие слова, но какая она есть, такая есть. Там главное — слова.
Вот так мнения композитора и народа иногда расходятся. И кто здесь прав — непонятно».
Теперь, спустя годы, при пересмотре «Чародеев» меня всё чаще посещает ощущение, что фильм на самом деле довольно средний и что, лиши его песен — весь флёр очарования спадёт. Но ностальгия — мощная сила…
Из интервью с Е. Крылатовым:
«- Что самое сложное в профессии композитора?
— Сочинить мелодию. Всем технологическим вещам можно научиться. Но мелодия — это тайна. Слушаешь Вольфганга Амадея Моцарта и думаешь: „Это же Космос!“ Каждый раз, начиная работу, я переживаю и думаю, что все уже написано до меня».
В заключение хочу пожелать всем авторам этих песен — и Евгению Крылатову, и Юрию Энтину — встретить Новый год еще много-много раз. На этом я цикл своих историй заканчиваю — про постсоветские новогодние песенки никакого желания писать нет.
Исполнит вмиг мечту твою,
Если снежинка не растает,
В твоей ладони не растает,
Пока часы двенадцать бьют…»
Я тоже очень люблю песни из фильма "Чародеи"! В школе даже с одноклассницами выучили "Ведьмину воду"!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий,
"Ведьмина вода" - лучшая! + "Снежинка" конечно же.
0 Ответить
Сергей Курий, да, очень хороший фильм-мюзикл вышел!
А чего стоит "Главное чтобы костюмчик сидел"? Это ж потом стало афоризмом!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий,
Экая сила искусства! А мне всегда казалось, что фраза про костюмчик - старая народная.
Кстати, мне порой кажется, что песни лучше самого фильма.
0 Ответить
Сергей Курий, вам не кажется... Это судьба всех произведений Стругацких -- они корректировались и перекраивались сценаристами до неузнаваемости!
Ведь "Понедельник начинается в субботу" можно было бы снять только сейчас, при помощи теперешних цифровых технологий.
Но актёрский состав "Чародеев" великолепен! Песни тоже!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Курий, За героиню девочки – Аню Ашимову – петь должны быть тоже девочки.
Что-то времена не вяжутся
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Антонов, спасибо, поправили.
0 Ответить
"Карнавальная ночь", "Чародеи", "С легким паром" -самое новогоднее! Спасибо!
С Наступающим Новым 2012-ым!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно
Оценка статьи: 5
0 Ответить