• Мнения
  • |
  • Обсуждения
сергей пауков Дебютант

В 60−70-е годы было пре­стижно разводить голубей

В далекие 60−70-е годы разводить голубей было так же престижно как сейчас разъезжать на крутом автомобиле. Люди разных профессий и возрастов отдавали этому занятию все свободное время.

«Во времена моей молодости, подходя почти к любому двору, уже издалека можно было увидеть голубятню, — вспоминает Сергей Кадыков, голубевод со стажем. — Постепенно программы по разведению голубей были закрыты. С падением СССР почти все голубятни в стране и вовсе исчезли. Увы, в наш рациональный век они стали настоящей редкостью. Оскудели ряды почитателей голубей, владельцев живых коллекций. Обидно, что это увлечение присуще теперь только людям старшего поколения. У молодежи совсем другие заботы, а потому и преемников у любителей птиц нет, некому передавать накопленный опыт поколений. Жизнь наша стала другой. Уходит из нее красота…»

Страстью к голубям заража­ются в детстве…

…и болеют ей долго и счастливо. Впервые я увидел породистого голубя в руках у старшего брата, — рассказывает Сергей Маркелович.- Вот как сейчас помню. Мне лет 6 было, я тогда еще в школу не ходил. Он принес голубя и передо мной хвостом машет: «Что это?». Я говорю: «Курица!». Он раскрыл ладони, а там такая красавица сидит, головкой крутит, глазки блестят. С тех пор я и заболел голубями. Брат где-то подработает или в карты выиграет деньги и покупает голубей. А отец тогда не разрешал нам их держать. Брат приносит голубей домой — отец уносит на элеватор. Я каждый раз плакал. Когда брату исполнилось 16 лет, он устроился на работу. Тогда отец сказал: «Ну что ж, теперь ты зарабатываешь деньги самостоятельно, можешь разводить голубей». Какой для нас это был праздник, какие мы были счастливые! Мы вместе построили голубятню, которую я до сих пор храню. Но брат мой, женившись, оставил свое увлечение, а я с голубями с тех самых пор не расстаюсь.

Голубиная верность

О голубиной верности все-таки не зря слагают легенды. У этих птиц есть чему и людям поучиться.

 — С детства поражен их верностью. Был у меня любимчик по кличке Красный. Совсем ручной, из пискунят его вырастил. Все свободное время с ним проводил, разговаривал. Только щелкну пальцами, он ко мне на руку слетает. Я для него, наверно, каким-то вожаком был. И вот после окончания школы меня призывают в армию. Пришлось мне расстаться со своими голубями на два года. Все это время за птицами ухаживал отец. Когда закончилась служба, вернулся домой. Первым делом к родителям зашел поздороваться, и сразу в голубятню. Забегаю и говорю: «Где мои красавцы?». А Красный только услышал мой голос, поднял крылья, как коршун, и смотрит на меня. А потом как за­воркует. Хвост веером распушил. Я ему: «Красненький, это ты?!». А он прыг ко мне на плечо. Дернул меня клювом за ухо и обратно на полку слетел. Я говорю: «Да неужели ты меня узнал?». А он опять ко мне на плечо прыгнул, за волосы потрепал. И воркует. И это целый час у него продолжалось. Эти действия на голубином языке означают проявление любви. Когда голубь ухаживает за голубкой, он ее тоже клювом теребит. Вот и человека, оказывается, птица так же может любить и быть ему преданной. Это же надо, два года меня не видел, а вспомнил! В фильме «Любовь и голуби"одна из главных героинь с сожалением восклицает: «Меня всегда удивляло, как эти глупые птахи способны к нежности. Почему у людей все иначе?!». А может, не такие уж они и глупые?!

Дом там, где родился

У голубей феноменальное зрение и такая же память, они очень хорошо ориентируются в про­странстве. С молодого возраста они привыкают к своей крыше. Рассказывают, что после смерти одного из голубятников его жена распродала птиц, а они почти все вернулись домой. Тогда женщина их раздарила. История повторилась. Так продолжалось два года, хотя самого хозяина уже давно не было в живых. Почему так происходит, наука не может объяснить.

 — Природой так устроено. Привязаны они к своему гнезду невидимыми нитями. Когда покупаешь голубя из другой стаи, он первое время очень тоскует, даже от еды отказывается, — говорит опытный голубевод Сергей Кадыков. — Вспоминается мне пара купленных голубей, которые целую неделю не притрагивались к еде — такой сильный был у них стресс. Были случаи, когда проданные мной голуби в Кустанае, даже в Кургане, возвращались назад в Петропавловск. Потому что здесь они родились, здесь их дом, их стая и хозяин. Ученые до сих пор ломают голову, как голубь может находить дорогу. Человеку такое не под силу.

SМS на крыльях

Раньше этих голубей называли почтовыми. Еще наши далекие предки заметили свойство некоторых пород голубей всегда возвращаться в свое гнездо. Пу­тешественник привязывал к лапке голубя, взятого с собой в дорогу, сообщение и выпускал его на волю. Если в пути с птицей ничего не происходило, то она доставляла письмо по адресу. Почтовая голубиная связь использовалась в основном в торговле и для передачи известий о ходе спортивных олимпийских игр. Особенно широкое применение почтовые голуби получали в период войн. Во время Великой Отечественной войны передвижные почтово-голубиные станции принесли нашим войскам немалую пользу. Надежность го­лубиной связи позволяла доставлять в штабы с помощью птиц даже важнейшие документы, захваченные у противника.

Живой калейдоскоп

О голубях Сергей Маркелович может говорить часами, причем с таким увлечением, что, слушая его, невольно забываешь о времени. За двухчасовую экскурсию по голубятням я узнала много интересного из жизни этих благородных птиц. В мире существует более 800 пород голубей, различающихся между собой по размерам, формам, цвету, рисунку и летным способностям. Цена птиц, в зависимости от их породы, колеблется от тысячи тенге до нескольких тысяч долларов.

По практическому применению их условно разделяют по группам. Высоколетные голуби способны подниматься в заоблачную высь, скрываясь из виду. Такие птицы могут до суток не садиться на землю.

Наибольшее предпо­чтение любители отдают породе бойных голубей, которые во время лета кувыркаются через голову и щелкают крыльями, словно сами себе аплодируют. Именно этих птиц видят зрители в известном фильме «Любовь и голуби».

Спортивные голуби участвуют в соревнованиях, их полет может составлять от 50 до 1000 километров.

К группе декоративных пород относятся птицы необычных форм, с причудливыми украшениями из перьев на голове, сильно оперенными ногами, статной походкой, изящным покачивани­ем шеей. Опасаясь, как бы выпущенная на волю красивая птица не потерялась, владельцы пред­почитают держать ее в вольере. Отличительные декоративные признаки этих голубей — результат длительной селекционной работы. Сергей Кадыков разведением чистокровных элитных птиц занимается более 30-ти лет. Все эти годы в племенной карте запи­сывается им родословная каждого голубя.

Любовь и голуби

Голуби — парные птицы, но всю зиму живут отдельно, чтобы не выносились в холодное время года. А по весне их снова паруют: молодоженов заселяют в «квар­тирку» — ящичек в голубятнике. Пару подбирают по породам для получения чистокровных птен­цов. Сначала пернатый жених бьет свою невесту крылом. Если она начинает ему кланяться, а тот ворковать, значит, семья удалась. Истории о том, что голуби целу­ются — вовсе не легенды.

 — В отношениях голуби как люди, только по любви мы им сходиться не даем, — улыбается Сергей Маркелович.- Бывает, просмотришь, а они уже спари­лись по взаимной симпатии. Начинаешь перепаривать. Это очень болезненно для них, уж так они привязались друг к другу, так переживают. Только если по разным голубятням их рассадишь, может что-то получиться. Иначе бесполезно — увидят друг друга и все вспомнят. Голуби моногамны — обычно они имеют постоянные пары. Как правило, привязанность голубей, ставших супругами, сохраняется всю двадцатилетнюю птичью жизнь.

Голуби — прекрасные родители. За раз они высиживают по два яйца, на которых сидят по очереди в течение 18 дней. Но не все детки вылупляются. Иногда попадается яйцо-болтун, то есть пустое, иногда птенец не пробивает скорлупку и задыхается, поэтому
голубеводы помогают им, делая в скорлупе отверстие соломинкой или пером.

Голубятники живут дольше…

…потому что в небо часто смо­трят. Увлечение голубями и обще­ние с ними, по мнению Сергея Кадыкова, делает человека добрее, чище душой и благороднее серд­цем. Голубеводы могут часами на­блюдать, как их питомцы, выпол­няя чудеса высшего пилотажа, уходят ввысь, сверкая оперением на солнце. При этом душа ожива­ет, отступают прочь все тревоги и печали.

 — Не воспринимаю голубевод­ство как бизнес. Это, так сказать, отдушина для сердца, — делится Сергей Маркелович.- Для того, чтобы иногда снять нервное перенапряжение, которое нака­пливается ежедневно. Захожу в голубятню, общаюсь с птицами, слушаю, как они воркуют, и освобождаюсь от накопившей­ся душевной накипи. «Вы в небо устремляетесь красивою тол­пой,/Воркуете на крыше за мир и за покой», — это строчки из сти­хотворения брата, которое он написал за полгода до смерти.

На мой вопрос, не страдают ли семейные отношения от его страстного увлечения, Сергей Маркелович улыбнулся. Оказалось, что жена Венера — его верная союзница в голубином увлечении, во всем ему помогает. Она и покормит птиц, и уберет за ними, если нужно.

Существует мнение, что голубь никогда не будет жить у злых лю­дей, потому что он птица мирная. А во дворе нашего нового знако­мого уживаются друг с другом не только голуби, но и куры, кошки, собаки. И вся эта живность на удивление умна, что поспешил мне продемонстрировать хозяин. «Анфиска, ищи, души мышей!», — скомандовал он нежившейся на солнышке кошке. И верная Ан­фиса вмиг соскочила и, как дрес­сированная ищейка, отправилась на поиски мифических мышей, издавая при этом воинствующие и угрожающие звуки.

Город, в котором не живут голуби, обречен на несчастье

Испокон веков голубь считался символом мира. В Библии он был запечатлен как добрый вестник, несущий человечеству надежду. Птицу эту никогда не обижали, кормили, стараясь помочь ей выжить. Еще несколько десятков лет назад в каждом дворе можно было видеть если не голубятню, то хотя бы кормушки для пернатых.

Ныне голубь утратил свой высокий статус, став для многих людей не столько символом безоблачного существования, сколько птицей, живущей на помойке и питающейся чем попало. Мы нетерпеливо отмахиваемся от надоедливых попрошаек, раздра­жаемся, если возле нашего дома кто-то сердобольно их подкарм­ливает, «засоряя» наши чистые дворики, не задумываемся, что на помойку их гонит именно че­ловеческое равнодушие. А между тем, природой так устроено, что голуби не улетают зимой в теплые края, потому, наверно, что надеются еще на человека.

«Приучая детей к сострадательному отношению ко всему живому и беззащитному, мы тем самым закладываем им иммунитет против негативного влияния этого мира. Я уверен, что тот, кто любит природу, никогда не станет алкоголиком, наркоманом или преступником, — считает голубевод.- Потому, наверно, что у таких людей сердце и душа живут совсем другими категориями».

Многие известные в истории люди пылали страстью к голубям. Заядлым голубятником был Никита Хрущев, который держал у себя на киевской даче сотни сизарей. Увлекались разведением голубей Леонид Брежнев, Людмила Зыкина. Бывало, на ее голубятню в Москве специально организовывали экскурсии — селекционеры восхищались роскошными птицами певицы. А актер Валерий Золотухин однажды за великолепную парочку породистых птиц отдал «Волгу»…

Статья опубликована 24.12.2011
Обновлено 18.05.2017

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: