Как запахи влияют на человека
Очень хорошо об этом написал М.Е. Салтыков-Щедрин: «Есть очертания, звуки, запахи, до того ласкающие, что человек покоряется им совершенно машинально, независимо от сознания. Он не анализирует ни ощущений своих, ни явлений, породивших эти ощущения, и просто живет, как очарованный, чувствуя, как в его организме льется отрада».
С древнейших времен люди начали постигать, каким образом запахи могут воздействовать на человека. Верховные египетские жрецы, к примеру, знали, что благовония и ароматы влияют на человеческое подсознание. Они использовали это свойство для воздействия на психику людей при проведении культовых церемоний, а также в лечебных целях.
Многие, вероятно, слышали, что врачи, жившие в древней Греции, умели ставить диагноз по запаху тела больного. Монахи Тибета могли узнать о намерениях человека по тому, какой запах от него исходит.
Воздействие различных запахов на эмоциональное состояние человека велико. Знаменитый физиолог
С древнейших времен внимание людей привлекли эфирные масла. Они могут воздействовать на нервную систему и эмоции человека, регулируя его психическое состояние. Например, их ароматы способствуют активизации или релаксации различных отделов нервной системы, что может помочь организму быстрее адаптироваться к изменившимся условиям.
Появилась специальная наука — аромапсихология, которая занимается изучением воздействия натуральных ароматов на психику человека. Современные люди испытывают огромную ежедневную эмоциональную нагрузку. Естественно, не у каждого хватает душевных сил и физических справиться со своими переживаниями, эмоциями, беспокойствами и страхом. Вот тут-то и могут придти на помощь эфирные масла. Они помогут человеку сохранить душевное равновесие в тяжелые минуты жизни. Специалисты-ароматерапевты могут подобрать композицию из эфирных масел, которая подходит только конкретному человеку с его специфическими проблемами.
Покупатель «на крючке» у ароматов
К сожалению, запахи и ароматы не всегда используются в лечебных целях. Многие продавцы, зная, что запахи воздействуют на психику человека сильнее, чем визуальная реклама, прибегают к разным трюкам.
Многие кондитерские магазины и кофейные заведения устанавливают специальные системы ароматизации, которые качают на улицу теплый воздух, насыщенный запахами свежей выпечки или ароматного кофе. Прохожие непроизвольно втягивают носом приятные ароматы, и в подсознание закрадывается мысль: «А не зайти ли в это вкусное место, чтобы полакомиться пирожком и выпить горячего кофейку». Особенно хорошо эта ловушка срабатывает в холодное время года.
В торговле становится очень популярным использование запахов. Специалисты разработали специальные букеты ароматов для продуктовых супермаркетов, торговых центров, магазинов электроники
Ароматы на службе криминалистов
Следователям приходится постоянно допрашивать обвиняемых в связи тем или иным делом. Ученые-криминалисты, памятуя о том, что запахи и ароматы ассоциативно связаны с различными переживаниями и жизненными ситуациями, решили: а нельзя ли применять при допросах запахи, чтобы воздействовать на подсознание обвиняемого, и таким образом получить его признание в совершении преступления?
В результате многолетних исследований была разработана специальная методика подготовки и проведения таких допросов. Сначала собирались сведения о преступнике: особенно интересовались его эмоциональными характеристиками, добывались сведения о любимых духах и парфюме. Дознаватели пытались выяснить ассоциативную связь между получением «душистого доказательства» и событием, которое с ним связано: например, любимые французские духи от ухажера, либо свадебный подарок с дорогой косметикой от будущей свекрови.
Допросы устраивались в вечернее время. В кабинете была очень располагающая обстановка: на столе никаких протоколов допроса, мягкий боковой свет, телефон отключен. За 15 минут до допроса следователь опрыскивал шерстяную ткань любимыми духами или туалетной водой подозреваемого и прятал ее под стол.
Фигуранта вводили в кабинет. Он удобно устраивался на стуле, окидывал взглядом комнату: ничего угрожающего, можно расслабиться, нос приятно щекотал давно знакомый аромат. Следователь начинал допрос с преамбулы: напоминал обвиняемому о прошлой жизни, его родных и близких людях, которые верят ему и ждут. Многолетняя практика показала, что знакомый запах из прошлой жизни многократно усиливал эмоциональное воздействие слов следователя. Правонарушитель начинал давать правдивые показания. Допрос проводился в течение 2−4 часов.
Особенно успешно этой методике допросов поддавались женщины: 80% из них признавались в совершении преступления. При этом никто из допрошенных не догадался об использовании знакомых запахов в интересах следствия, но объясняли, что признались под воздействием нахлынувших воспоминаний из приятного прошлого.
Запахи и ароматы — это мощное оружие воздействия на подсознание человека. Используйте его в мирных целях и не забывайте об «ароматических ловушках», которые вам иногда устраивают в самых неожиданных местах!
Спасибо за статью!
Познавательно.
0 Ответить
Руслан Большаков,
спасибо!
0 Ответить
но эта методика не сработает,если нет предпочитаемых запахов или человек не счёл нужным о них рассказать.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Марина Новикова,
об этом в статье тоже написано...
0 Ответить
Статья любопытная. Но как человек, сдававший экзамен по криминалистике в ВУЗе и отвечавший на вопрос «Значение одорологии (наука про запахи) для криминалистики», могу утверждать, что раздел статьи «Ароматы на службе криминалистов» не более, чем выдумка.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Дарья Савко,
боюсь, что вы просто не в курсе событий! Криминальная одорология - эта система знаний о запахах и читать дальше →
0 Ответить
Рита Розова, ученые в своих статьях могут предлагать все что угодно, мало кого из них волнует рациональность внедрения их же открытий. Даже не могу себе представить оперативников, которые будут проводить ОРД, опрашивать свидетелей, чтоб узнать любимый аромат подозреваемого, потом где-то отыскивать или покупать за свои деньги (долларов за 100!) этот парфюм, и всё для того, чтоб на допросе создать благоприятную атмосферу…
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Дарья Савко,
Эти ученые являются оперативниками, которые в течение 25 лет на практике изучают применение этого метода. Почитайте. Нельзя утверждать, что этого нет, потому что я не верю. Это не аргумент!
0 Ответить
Дарья Савко, что же на самом деле?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Шубина, не дешевле. Запах на всех подействует и самому следователю тоже будет тяжело вести допрос.
0 Ответить
Галина Шубина,
А это идея: поставить в кабинет следователя 20% раствор хлорки! Только может возникнуть одна проблема: хлоркой, обычно, пахнет в туалетах и больницах. Как бы обвиняемый не перепутал, где находится! Спасибо за высокую оценку статьи!
0 Ответить
Вспомнилась недавняя история с мужским дезодорантом, когда в рекламе на мужчину, надушенного им, со всех сторон набрасывались красавицы - и один молодой человек подал в суд на производителей этого дезодоранта, так как на него красавицы не то что не набрасывались, а по-прежнему не обращали внимания, хотя он очень активно пользовался дезодорантом ...
Да, запахи - действительно благодатная тема, хотелось бы продолжения, с интересными историями !!!
Статья мне очень понравилась, интересно и познавательно!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Елена Сазонова,
интересный эпизод с дезодорантом. А ведь мужчина был прав! Он купился на рекламу, потратил деньги, использовал этот парфюм, а результат получился с точностью "до наоборот". И еще вопрос, нравился ли ему самому этот чудо-дезодорант? А вдруг у него на этот запах аллергия, да еще и красавицы обошли его своим вниманием! Вот тут-то самое время бежать в суд...
0 Ответить
Спасибо за интересную статейку было приятно читать
0 Ответить
Алекс Силвер,
на здоровье!
0 Ответить
Очень интересная статья. Поэтому блюда со специями, кажется вкусными человеку до того как он попробовал, запахи настраивают на приятные вкусовые ощущения.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Алексей Латухов,
это вы подметили совершенно верно!
0 Ответить
Спасибо за интересную статью!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Иванова,
спасибо, что нашли время прочитать статью.
0 Ответить
Статья интересная. Ситуация частично освещена.
Американские индейцы, для того, чтобы вспомнить о каком то событии использовали не текст и не рисунок, а запах.
Запах действительно помогает вспомнить, и когда следователь вывозит кого то на место преступления, запах, в том числе, обостряет память.
1 Ответить
Владимир Иванович Пресняков,
вы правы: запах запоминается лучше всяких деталей, происходит это на подсознательном уровне. И если надо определить, виновен человек или нет, то знакомый запах и проникновенная речь следователя приводят к положительным результатам. Можно было бы много рассказать об использовании запахов и ароматов, но объем статьи превышать нельзя.
0 Ответить
Интересная статья.
А вот если подозреваемый бомж, то ему, вероятно, надо содержимое мусорного бака раскидать по углам для "откровения"?
Это шутка.
В целом, действительно, интересно, материал подан логично, последовательно.
Очень приятный стиль изложения.
1 Ответить
Лада Крымова,
спасибо. Рада, что вам понравилось. Про бомжа - хорошая шутка! Кстати, на допросах, которые проводились с "запахом их прошлого", мужчины оказались менее сентиментальными и более стойкими. На удочку следователей попалось только 25-30% подозреваемых.
0 Ответить
Ну, вы меня удивили: использовать запахи в криминалистике - это что-то новое! Про аромотерапию и магазинные уловки я наслышан. А тут такое откровение!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Борис Абрамов, я бы добавила такие наблюдения из своей жизни ,запахи у некоторых чувствительных личностей ,действительно ,работают как рецепторы воспоминаний....о той или другой личности....У меня очень хорошее обоняние и по запахам я могу определит категорию человека ,запах исходящий от человека очень много о нем говорит
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Борис Абрамов,
мне захотелось показать что-то необычное при использовании влияния запахов и ароматов на подсознание человека. Тема эта не нова, поэтому надо ее обсуждать с несколько иных ракурсов.
0 Ответить