Давайте сначала обратимся к истории. В современном понимании понятие преступления не такое уж и древнее. Оно впервые закрепилось во французских уголовных кодексах 1791 и 1810 годов и уже оттуда в той или иной форме было перенято всеми остальными европейскими уголовными кодексами. В том числе и российским.
Основной признак преступления — наличие безальтернативного уголовно-правового запрета. Что конкретно, почему, с чем связано — это предмет отдельного разговора, и останавливаться на этом в рамках данной статьи не будем.
Сегодня в законодательстве РФ под преступлением понимается наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом, то есть виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).
Другими словами, что в Уголовном Кодексе перечислено — это преступление, а что не перечислено — это НЕ преступление.
Но это хорошо выглядит только в теории, в жизни же все в разы запутаннее и сложнее. Есть еще такая штука, как практика правоприменения, с одной стороны, и толкование норм права, с другой. Дело в том, что конечное решение, что считать преступлением, а что нет, в каждом конкретном случае принимают люди. А у них есть свое мировосприятие, окружение, знания, наконец. Это не считая телефона, на который могут позвонить «сверху» и сказать, что делать с данным конкретным делом и как поступать с подобными делами впредь.
На практике это выглядит так, что какое-либо конкретное деяние в одном регионе РФ может быть признано преступлением с вынесением виновному обвинительного приговора, а в другом регионе РФ по абсолютно такому же вынесут отказной материал.
Например, некто взял денег в долг и не отдал ни копейки. Кредитор обратился в полицию. Если это все будет происходить в Москве или Московской области, то 99 из 100, что в возбуждении уголовного дела ему откажут, так как это «простой хозяйственный спор» и «кредитору следует обратиться в суд с иском к должнику». Если же это будет происходить где-нибудь в Тюменской области, то, скорее всего, уголовное дело будет возбуждено по статье «мошенничество», то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Или продажа имущества, находящегося в залоге. Чтобы по данному составу возбудить уголовное дело в Московском регионе, надо совершить массу действий сродни житейскому подвигу, да и то не факт, что дело будет все-таки возбуждено. В Санкт-Петербурге же заявителям с такими заявлениями в полиции бесконечно рады, готовы целовать в лобик и поить чаем с плюшками. Оно и понятно почему: расследовать, по сути, ничего не надо, виновных ловить тоже, все доказательства вины мошенника следуют из предоставленных заявителем документов, и так далее. Короче, не дело, а сувенир — при малых трудозатратах 100-процентная раскрываемость, звезды, служебный рост и отпуска летом.
Отдельным пулом стоят налоговые и таможенные дела. То, за что в Москве и Московской области «недобросовестные» налогоплательщики получают реальные приговоры суда, определяющие мерой наказания в том числе и лишение свободы, — в целом ряде регионов преступлением вообще не является. Как будто мы живем не в федеральном государстве с заявленным единым и однообразным правовым полем на всей его территории, а в США, где у каждого штата свое законодательство.
Причем я умышленно не рассматриваю заведомо коррупционные или заказные дела, а говорю именно об общей практике и тенденциях.
Описанное выше касается не только дел по экономике, но и вполне обычных житейских ситуаций. Превышение необходимой самообороны, например. Или хулиганство. За стрельбу из травматического пистолета в автомобиль виновника ДТП во Владивостоке ждет уголовная ответственность, а в Перми исключительно административная. Если обошлось только имущественным ущербом, естественно, без жертв.
В завершение можно сказать, что ни один из высокопоставленных чиновников на вопрос насчет различного толкования одних и тех же норм права в разных регионах России и разного правоприменения вменяемо ответить не смог.
Возможно, я не верно поняла смысл статьи. Мне показалось, что писана она с целью привлечь внимание к проблеме того, что закон вершат люди, которыми можно манипулировать - например, надавить "сверху", или которые сами могут манипулировать подзаконными актами - ваш пример с различными регионами.
Вот тогда и выходит на арену одна из ключевых фигур в судебном процессе - адвокат. Если у клиента достаточно средств, то защитник практически всегда сможет найти лазейки в законе, доказать невиновность, смягчить наказание или вообще профессионально разъяснить, что и не преступление это вовсе...
1 Ответить
Степень действенности закона, мера наказания за преступление и вообще, признание "деяния" таковым, во многом зависят лишь от ловкости адвоката и способности клиента оплатить его услуги.
0 Ответить
Лада Крымова, "от ловкости адвоката и способности клиента оплатить его услуги" очень многое зависит, это вы безусловно правы, но это все-таки вторично. А первично - то, что считать преступлением. Ибо если некое деяние НЕ преступление, то и адвокат не нужен, а вот если преступление, то да - пусть работает и крутится.
1 Ответить
"Жертвы преступлений и бездействия органов государственной власти", по моему так нам представляют международные инстанции эту проблему.
Допустимые поступки воспринимаются национальным большинством, представленном на конкретном территориальном образовании, нормой. Если в не такое далёкое время малочисленным народностям что-то гарантировал центр, то теперь все эти задачи поручены регионам. Понятие частной жизни, в результате утратило значение, а бытовое содержание прибывающих на территории РФ носит явно выраженный характер стражи.
0 Ответить
Михаил Шарапов, это близкая к обозначенной проблема, но все же чуть иная. Одно дело когда власть именно бездействует, а другое дело, когда она действует, но невозможно понять как она отреагирует на то или иное событие.
Приведу еще один пример: мой товарищ получил полтора года условно и штраф в 300.000 руб за то, что его магазин проработал после того как он ликвидировал себя в качестве ИП 3 месяца. Он товарные остатки распродавал, ждал когда ему налоговая извещение пришлет о том, что он больше не предприниматель. А налоговая то ли забыла послать, то ли послала на деревню дедушке - не важно. Короче он торговал как ИП, уже ИП не являясь.
Результат см.выше. Хотя справедливости ради стоит сказать, что его вина тоже есть, так как мог бы хотя бы раз в 2 недели налоговую теребить. Но не суть.
Так вот, недавно жизнь свела с прокурором достаточно большого города в средней полосе РФ, который узнав эту историю округлил глаза - говорит "что вы там у себя в Москве творите? Это же вообще не преступление! За последние 3 месяца денег заплатил и все!"
Так вот это я к чему: закон вроде бы один и тот же, деяние тоже, а результат - судимость или не судимость. Понимаете? Это абсурд - такого быть в принципе не должно в стране имеющей законодательство.
1 Ответить
Сергей Казиник, мне тут довелось логически довести до публики мнение, что измена законодательной, исполнительной и судебной ветви власти, есть измена Родине. После чего, публика всецело стремилась сокрыть подтверждения иностранного обеспечения своих мероприятий.
В своём быте мне требуется даже где-то заработать 15000 рублей для проведения московской независимой экспертизы цилиндрового механизма дверного замка, подвергшегося взлому. Хочу от премьер-министра получить прямое финансирование. Юрист, думаю поймёт.
Нельзя доказать, что силовые ведомства бездействуют, но нужно утверждать прямое содержание силовых структур, которым просто платят, как платят за зрелища.
А вообще-то, хотелось мне обратить внимание на различные диаспоры, которым и предоставлена возможность безграничных проявлений разнообразных фантазий.
0 Ответить
Вот как интересно, наши две статьи идут одна за другой. Вы очень хорошо все объяснили, что такое преступление, а я на примере другой страны "проиллюстрировала", как это бывает!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тина Хеллвиг, да, такое некое взаимодополнение получилось)))))))))
Я думаю администрация ШЖ поэтому их в один номер и поставила, хоть и рубрика одна и та же.
1 Ответить
Сергей Казиник,
я думаю, что именно так, и в этом есть большой смысл. Я это приветствую.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Смутно вспоминается, вроде в Древней Руси вместо термина "преступление" выступало слово "обида".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения Бушмакина, все правильно. НО!!!! - Преступление - это родовой признак деяния в современном праве. А такие понятия, как «обида», «лихое дело», «злое дело» не носили характера родового понятия. Но это уже правовые дебри, не специалисту лучше голову этим не забивать.
1 Ответить
Сергей Казиник, нет, это интересно. Спасибо, что пояснили, поняла отличие.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения Бушмакина, не за что
0 Ответить
Сергей Казиник, меня гложет смутный вопрос: чем отличается грех от преступления?
Я не представляю, чему можно учиться на жур-юр-факе? На жур надо быть хоть немножко графоманом, а на юр-то что? Все статьи УК всё-равно не запомнишь.
...И вот разводят утончённые изыски статей обвинения на простые преступления: украл, обмишурил,набил морду лица, неловко ударил кулаком с летальным исходом.
Конечно, есть многослойные мотивы и следствия. Вон в США школьник уложил троих однокашников. Кто виноват? Жертвы или исполнитель?
На заднем плане в смутном тумане маячит и система ценностей в обществе, на ТВ. Мой кумир - виртуоз защиты Плевако. За дилетантство и наив сорри,имхо.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, грех - это религиозная мутация такого понятия как табу. А понятие преступления существенно шире.
А на юр.факе не надо зубрить статьи УК, неблагодарное это занятие и ненужное. Надо понимать как этот механизм работает и что есть что.
А на счет вины школьника убившего 3х одноклассников все относительно просто: его вина (и/или его родителей - не знаю его возраст) очевидна - это непосредственное преступное деяние. Вина жертв - это уже из области обсуждения и если они его спровоцировали, то это будет смягчающим обстоятельством, но не более. А вина общества в данном конкретном случае - это вообще предмет философствований и рассуждений.
2 Ответить