Та самая тема, которая звучит заставкой этой передачи, является началом симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Ее же любят вставлять в свои выступления всяческие рок-группы. Эта музыка Штрауса — «международный хит» в буквальном смысле слова.
Штраус
Рихард Штраус — крупнейший немецкий композитор-романтик. Он родился несколько позже (годы жизни — 11 июня1864 — 8 сентября 1949 гг.), но пришлось написать о нем несколько раньше. Во-первых, для того, чтобы разобраться с фамилией Штраус. Во-вторых, Иоганн Штраус оказался связан с Рихардом Штраусом еще и одним фильмом.
В фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001» сначала звучит музыка Иоганна Штрауса — вальс «На прекрасном голубом Дунае» (космический корабль стыкуется, а потом отправляется в полет). Сцена продолжается, вальс отзвучал и как будто плавно перерастает в музыку другого Штрауса — Рихарда («Так говорил Заратустра»).
Еще раз могу только восхититься поразительному знанию музыки, продемонстрированному американским кинорежиссером буквально в каждом фильме (хотя к фильмам может быть неоднозначное отношение, особенно к «Заводному апельсину» с 9-й симфонией Бетховена). Но такое знание и любовь к музыке — остается только развести руками.
Итак, Рихарда Штрауса не нужно путать с Рихардом Вагнером и Иоганном Штраусом. И с последним они не родственники. Да и музыка — кардинально другая. Но Рихард Штраус, конечно, всегда помнил об Иоганне Штраусе, точнее, двух Иоганнах.
— Одним словом, жизнь кончена, и мне остается только покорно ожидать того дня, когда мой покойный однофамилец призовет меня к себе в свое заоблачное царство вальсов, — писал Штраус в письме другу за несколько лет до смерти.
Жизнь Рихарда Штрауса на первый взгляд не слишком богата событиями: одна родина, одна жена, одно дело. Поэтому можно было бы ограничиться только кратким обзором творчества. Но хронологически мы уже подошли к тому времени, когда многие вещи звучат вполне современно, они «живые». Штраус прожил долгую жизнь, а это означает, что застал и период Третьего рейха.
Не говорить на эту тему невозможно. Чем ближе к современности, тем больше вопросов, которых не обойти. С одной стороны — глубокоуважаемый всеми властями музыкант, которого нужно использовать. С другой — невестка Штрауса была еврейкой.
После письма Цвейгу Штрауса уволили с должности. Затем семья Штрауса провела целые годы под домашним арестом. А однажды, когда он отъехал — всех увезли в гестапо. С большим трудом Штраусу удалось вызволить семью благодаря своей всемирной известности.
А известность у него огромная. Это и оперы (особенно скандально известная «Саломея» по О. Уайльду на библейский сюжет с весьма пикантной сценой. «Я не буду это петь, я порядочная женщина», — сказала первая исполнительница партии героини). Это и «Дон Жуан», и «Электра», и симфоническая, и камерная музыка («Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», «Смерть и просветление»). Очень необычны «Метаморфозы».
Но самое знаменитое произведение Штрауса — «Так говорил Заратустра».
Заратустра
К произведениям Ницше обращались многие композиторы. А сам Ницше без конца обращался к музыке. Свою работу «Так говорил Заратустра» он назвал симфонией.
Но я хочу совсем открыть вам своё сердце, друзья мои: если бы существовали боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом! Следовательно, нет богов…
(Ницше. «Так говорил Заратустра»)
Нет богов. Зато есть сверхчеловек. Значит, все можно. То, что за этим последовало — все знают. Ницше — квинтэссенция немецкого романтизма. Глубокие книги Фридриха Ницше можно понимать и любить. Но, к сожалению, нашлись силы, которые спекулировали на некоторых идеях немецкого философа. Так часто бывает, и это хорошо бы не забывать. Нужно помнить. О философе Ницше пусть напишет кто-нибудь другой, а я ограничусь маленьким упоминанием о музыке Ницше.
Ницше-композитор. Ницше — не единственный философ, который очень хорошо знал музыку. Более того, он не единственный из философов, кто писал музыку, начиная со времен Пифагора. Это и Жан-Жак Руссо, и Георгий Гурджиев, и Теодор Адорно.
Ницше учился игре на фортепиано с 6 лет. Очень хорошо знал при этом и симфоническую музыку, и церковную. Он брал уроки по теоретическим дисциплинам и композиции, рано начал сочинять. Для кого-то будет открытием, что он положил на музыку поэму Пушкина (песня «Заклинание»). С Вагнером Ницше связывали сначала дружеские, затем противоречивые отношения — фактический разрыв и неприязнь. Зато он проникается большой любовью к музыке французского романтизма, особенно Жоржа Бизе.
Сохранилось около 50 сочинений Ницше. Есть песни, есть фантазия для скрипки, даже Рождественская оратория есть, но в основном это пьесы для фортепиано. И ноты, и записи легко найти в Интернете.
Понятно, что тема Ницше и музыка — неисчерпаема. Музыка бесконечна в его философских трудах. Сейчас нет возможности хоть как-то осветить эту тему, да и не нужно, поскольку тема статьи — все-таки Рихард Штраус. И «Так говорил Заратустра» Штрауса — музыкальное произведение, которое надо послушать целиком хотя бы раз в жизни. Ни начало в «Что? Где? Когда?», ни сцену из фильма, а просто музыку. В этой поэме несколько частей:
- Предисловие, или Восход (там и звучит знаменитая Тема Природы с ее загадкой).
- О потусторонниках.
- О великом томлении.
- О радостях и страстях.
- Надгробная песнь.
- О науке.
- Выздоравливающий.
- Танцевальная песнь.
- Песнь опьянения.
В этих маленьких частях есть все: и тема Человека и Природы, и тема утраченного счастья, и радость бытия, и вновь сомнения. Единение и разъединение с миром — от экстаза до трагических нот. Вся суть романтизма. И все же не нужно забывать о дальнейшем…
Продолжение следует…
Кстати, название одного из других известнейших произведений Ницще - "Гибель богов" (у нас переводилось как "Сумерки богов") - буквально перекликалось с названием одной из частей тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга".
0 Ответить
Уважаемая Галя Константинова, когда-то очень любила передачу "Что?Где?Когда?" и немалую роль в этом сыграла и ее музыкальная заставка. Всегда хотела услышать не тот малюсенький кусочек, а все произведение целиком. Когда-то в университете нам давали пробный факультативный цикл лекций, который читали для студентов преподаватели консерватории, но, к сожалению, дело заглохло. Это были одни из моих самых любимых лекций, и я всегда на них ездила с большим удовольствием. С Вами эти лекции у меня словно продолжаются. Нет более приятного обучения. Целиком согласна и присоединяюсь к словам Ольги Бахтиной.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, уж! Весьма-весьма...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Изумительная статья. Кратко, интересно и захватывающе до самого конца. Вот вроде столько знаешь, а все равно что-нибудь обязательно открывается - не заново, а просто узнаешь и восхищаешься. Спасибо за материал. Обожаю Ваш цикл статей о музыке.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
а здесь фильм Кубрика со Штраусом - начало
0 Ответить