1. «Прометей» (Prometheus, 2012)
Сначала Ридли Скотт хотел снять приквел к собственному шедевру «Чужой». В двух частях. Потом передумал, назвал свою картину «Прометей» и заявил, что декорации те же, а сюжет будет на отвлеченную тему. В итоге он таки снял предысторию «Чужого», с чем вас и поздравляю.
Скотт-старший последнее десятилетие экспериментирует с жанрами. То про войну фильм снимет, то комедию криминальную, то исторический эпик, то гангстерскими разборками увлечется. Сие метание мастеру особых плодов не принесло, но в каждом отдельном случае режиссеру удавалось сохранить лицо. Исключением стал лишь его предыдущий фильм — «Робин Гуд», в котором «Остапа понесло». Устав воссоздавать на экране прошлое, автор «Чужого» и «Бегущего по лезвию», к вящей радости поклонников, вернулся к научной фантастике. И сделал это, как обычно, внушительно, с размахом и с полной уверенностью в собственных силах.
«Прометей» — это старая история, рассказанная другими словами. Многие найдут множество совпадений с творчеством самого Скотта, а также его коллег. Однако стиль, как и бороду, спрятать сложно. Учитывая, что нынче жанр наукоемкой фантастики находится в тотальном упадке, лишь немногие маститые кинодеятели могут позволить себе роскошь вложить свыше ста миллионов в проект, чья окупаемость (специфика, рейтинг и пр. нюансы) с самого начала находится под вопросом. В пику комиксам, бесконечным комедиям и мелодрамам, Скотт снял свое, мрачное и экзистенциальное, кино, поднимающие темы трепетные и волнительные.
Отметим, что на этот раз в картине мастера собрались «новички», ранее с ним не работавшие. Это и Шарлиз Терон, и старлетка из Швеции Нуми Рапас, и немец Майкл Фассбендер, которому не привыкать к странным головным уборам после «Людей Икс». Разве что Идрис Эльба успел сняться у режиссера в «Гангстере». Актерский состав — интернациональный. Спецэффекты — масштабные и по делу. Сюжет — интригующий. Финал — неожиданный. Рекомендации очевидны.
2. «Боже, благослови Америку» (God Bless America, 2011)
Тебе всё надоело? Задолбали уроды, пропаганда секса, зажравшиеся блондинки, тупые чинуши, продажные копы? Тебе осталось жить пару месяцев из-за раковой опухоли? Проведи остаток жизни весело и беззаботно. Возьми в руку пушку погромче и айда на улицы мочить неугодных. Если повезет, страна скажет тебе спасибо. Если нет, то станешь еще одним мучеником, павшим в неравном бою с отбросами цивилизации.
Проблемы бытового насилия и всеобщей нетерпимости стали для режиссера и сценариста Боба Голдтуэйта центральными темами в его новой режиссерской работе «Боже, благослови Америку». Собственно, никакой америки Боб не открыл. До него эту тему вдоль и поперек пропахали. За примерами далеко ходить не надо — «Прирожденные убийцы», «Бомж с дробовиком», «С меня хватит» и многие другие. Однако ж Голдтуэйт (которого зрители постарше помнят по безумному хулигану из киносериала «Полицейская академия») не стал сильно вдаваться в пафос, а смешал насилие с сатирой. Подобные неоднозначные проекты с массой черного юмора и матерщины нравятся небезызвестному Гоблину, который, кстати, и занимался озвучкой картины. Разумеется, в кино будет показана цензурная версия.
3. «Небесный суд» (2012)
В цивилизованном обществе отношение к адвокатской профессии, мягко говоря, неоднозначное. С одной стороны, адвокатов никто не любит. Деньги из клиентов высасывают, на сделки с совестью идут, преступников на свободу отпускают. С другой — именно они защищают интересы граждан в суде. Да, не бесплатно. Да, зачастую неэффективно. Но в отсутствие альтернативы, не тянущей общество в хаос, иного способа пока не придумано.
А теперь представьте себе, что и после смерти вашу судьбу, а именно направление дальнейшего следования души, будет решать самый обычный суд. С официально почившими, но вполне земными адвокатами и прокурорами. И ваши претензии на райские кущи надо будет еще доказать. А иначе — добро пожаловать в ад. Такая, прямо скажем, незавидная участь человечества и стала основой для полнометражного дебюта телесценаристки и постановщицы сериала «Доктор Тырса» Алены Званцовой.
И хотя жанр ленты с участием Хабенского и Пореченкова указан как драма, происходящее на экране напоминает бред сумасшедшего. Бред, профессионально снятый и сыгранный, благо, что на съемки картины ушел полноценный миллион долларов. Ибо описанная в картине ситуация (умерший адвокат выступает на процессе обвинителем по делу внезапно скрючившегося любовника своей вдовы) больше смахивает на черную комедию, чем на трагедию. По крайней мере, именно в таком стиле снят трейлер ленты.
4. «Кассадага» (Cassadaga, 2011)
Американец Энтони ДиБлейси, большой поклонник творчества англичанина Клайва Баркера, начинал свою карьеру как раз с работы с текстами любимого автора. Он выступил продюсером на ленте «Книга крови» (2008), а также снял собственный кинодебют «Страх» по мотивам рассказа Баркера. Опыт получился не сильно удачный, и посему ДиБлейси, не желая менять жанр, продолжил творить самостоятельно. Так и получилась «Кассадага».
Странный заголовок фильма — это название небольшого города с невероятной концентрацией экстрасенсов и медиумов на квадратный метр. Все туристы жаждут сгонять в Кассадагу, дабы погадать на кофейной гуще, узнать суженого или просто потренировать свой скепсис. И лишь самые тупые решаются использовать талант местных паранормальных жителей для действительно серьезных экспериментов. К примеру, вызова мертвых. А последние, как известно, страсть как не любят, когда их безмятежное существование в потустороннем мире нарушается любопытством живых.
Фильм вторичный до последней буквы в титрах, а посему смотреть его на большом экране совсем не обязательно. Лента давно болтается в оптимальном качестве в бесплатных онлайн-кинотеатрах.
5. «Окно в лето» (Fenster zum Sommer, 2011)
Весьма интересная драма немецкого производства с легким фантастическим уклоном. Главная героиня (актриса Нина Хосс) после трагической смерти лучшей подруги встречает единственную любовь. Но мысли о смерти постоянно преследуют ее, и однажды она просыпается в прошлом, где еще нет ее любимого Августа и подруга еще жива. И вроде бы надо приложить все усилия, чтобы предотвратить трагедию, но женщина боится, что вмешательство в пространственно-временной континуум лишит ее грядущего личного счастья. Вот так меж двух огней и мечется.
На этом список весенних кинопремьер 2012 года официально закрыт. На очереди лето — традиционный сезон для голливудских блокбастеров. В числе последних уже совсем скоро на экранах России появится третья часть мультфильма «Мадагаскар», а ближе к середине июня мы сможем увидеть фэнтези «Белоснежка и охотник», а также мюзикл с участием Тома Круза и Кэтрин Зеты-Джонс «Рок на века».
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...